Сто­рож для брата

В кни­ге Бытия, 4 гла­ве повест­ву­ет­ся о двух бра­тьях, Каине и Аве­ле. Недол­гий рас­сказ – исто­рия жиз­ни сынов Ада­ма и Евы, а так­же исто­рия пер­во­го убий­ства на зем­ле. Каин – пер­ве­нец Ада­ма. Адам познал Еву, жену свою; и она зача­ла, и роди­ла Каи­на, и ска­за­ла: при­об­ре­ла я чело­ве­ка от Господа.


Это был пер­вый рож­ден­ный чело­век. Но, несмот­ря на это, Ева гово­рит, что он дан Гос­по­дом, пото­му что, хотя и не сотво­рен­ный непо­сред­ствен­но Богом из пра­ха зем­но­го, любой чело­век обя­зан сво­им суще­ство­ва­ни­ем Богу. Мы не зна­ем, насколь­ко был Каин стар­ше сво­е­го бра­та, зна­ем толь­ко, что Ева опять роди­ла: 
 
И еще роди­ла бра­та его, Аве­ля. И был Авель пас­тырь овец, а Каин был зем­ле­де­лец. 
 
Крат­кое повест­во­ва­ние не рас­ска­жет нам, как их вос­пи­ты­ва­ли роди­те­ли, как рос­ли бра­тья, одна­ко откро­ет нам исто­рию само­го пер­во­го жерт­во­при­но­ше­ния на зем­ле: 
 
Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни, Каин при­нес от пло­дов зем­ли дар Гос­по­ду, и Авель так­же при­нес от пер­во­род­ных ста­да сво­е­го и от тука их. И при­з­рел Гос­подь на Аве­ля и на дар его, а на Каи­на и на дар его не при­з­рел. 
 
Чита­те­ля, несо­мнен­но, заин­те­ре­су­ет вопрос, поче­му Бог так по-раз­но­му отнес­ся к дарам? Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что при­чи­на кро­ет­ся в самих жерт­во­при­но­ше­ни­ях, в том, что имен­но каж­дый из них пред­ло­жил Богу. Так, Авель при­нес пер­во­род­ное, Каин – пло­ды зем­ли. При сотво­ре­нии мира Бог гово­рил: “…да про­из­рас­тит зем­ля” и “…да про­из­ве­дет зем­ля”. Зем­ля же “про­из­ве­ла” живот­ных толь­ко еди­но­жды, и было это до того, как на нее пало про­кля­тие, а рас­те­ния про­из­рас­та­ют из зем­ли и после про­кля­тия до сего дня. Таким обра­зом, полу­ча­ет­ся, что Каин при­нес в дар Богу про­кля­тое. 
 
Но, ско­рее все­го при­чи­на Божье­го бла­го­во­ле­ние кро­ет­ся в дру­гом, и пра­вы те, кото­рые пола­га­ют, что Богу не понра­ви­лось серд­це Каи­на. Так, апо­стол Иоанн в сво­ем Посла­нии пишет: «Ибо тако­во бла­го­вест­во­ва­ние, кото­рое вы слы­ша­ли от нача­ла, что­бы мы люби­ли друг дру­га, не так, как Каин, [кото­рый] был от лука­во­го и убил бра­та сво­е­го. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела бра­та его пра­вед­ны ». 
 
То, что Бог не при­з­рел на его жерт­ву, силь­но огор­чи­ло Каи­на: 
 
Каин силь­но огор­чил­ся, и поник­ло лице его. И ска­зал Гос­подь Каи­ну: поче­му ты огор­чил­ся? и отче­го поник­ло лице твое? если дела­ешь доб­рое, то не под­ни­ма­ешь ли лица? а если не дела­ешь доб­ро­го, то у две­рей грех лежит; он вле­чет тебя к себе, но ты гос­под­ствуй над ним. 
 
Это­го слож­но­го по смыс­лу сти­ха воз­мо­жен и такой пере­вод: “Ведь если кло­нишь­ся к доб­ру, то про­стит­ся тебе, если же не кло­нишь­ся к доб­ру, то у две­ри грех лежит, и к тебе вле­че­ние его; ты же дол­жен власт­во­вать над ним”. Мы видим, что, если при­но­ся жерт­ву, Каин имел доб­рые наме­ре­ния, то Бог готов при­нять и про­стить Каи­на, если же мыс­ли его были направ­ле­ны ко злу, то у две­ри грех лежит, но не грех дол­жен власт­во­вать над чело­ве­ком, а чело­век над ним. 
 
Каин не внял Божье­му обли­че­нию, он допу­стил власть гре­ха над сво­им серд­цем: 
 
И ска­зал Каин Аве­лю, бра­ту сво­е­му. И когда они были в поле, вос­стал Каин на Аве­ля, бра­та сво­е­го, и убил его. 
 
Так в мир вошли наси­лие, кро­во­про­ли­тие и смерть. Каин попы­тал­ся при­сво­ить себе боже­ствен­ную власть над чело­ве­че­ской жиз­нью. 
 
И ска­зал Гос­подь Каи­ну: где Авель, брат твой? 
 
Цель вопро­са не выяс­не­ние обсто­я­тельств и не полу­че­ние неиз­вест­ной инфор­ма­ции; цель про­бу­дить рас­ка­я­ние в душе чело­ве­ка. 
 
Он ска­зал: не знаю; раз­ве я сто­рож бра­ту мое­му? 
 
Если когда-то согре­шив­ший Адам на вопрос Бога отве­тил прав­ди­во, но ответ­ствен­ность за посту­пок воз­ло­жил на жену, то Каин к без­от­вет­ствен­но­сти и нерас­ка­ян­но­сти при­со­во­ку­па­ет ложь. 
 
И ска­зал: что ты сде­лал? голос кро­ви бра­та тво­е­го вопи­ет ко Мне от зем­ли; и ныне про­клят ты от зем­ли, кото­рая отверз­ла уста свои при­нять кровь бра­та тво­е­го от руки тво­ей; когда ты будешь воз­де­лы­вать зем­лю, она не ста­нет более давать силы сво­ей для тебя; ты будешь изгнан­ни­ком и ски­таль­цем на зем­ле. 
 
Убий­ца, отлу­чен­ный от зем­ли и от обще­ства, не име­ет покоя нигде. Бог хочет, что­бы Каин осо­знал, что он сде­лал и то, что ни одно кро­во­про­ли­тие не оста­ет­ся скры­тым, ута­ен­ным от Бога. Про­кля­тие от зем­ли – это то самое про­кля­тие, кото­рое упа­ло на зем­лю от Ада­ма, теперь же Каин при­нял обрат­но его на себя. 
 
И ска­зал Каин Гос­по­ду: нака­за­ние мое боль­ше, неже­ли сне­сти мож­но; вот, Ты теперь сго­ня­ешь меня с лица зем­ли, и от лица Тво­е­го я скро­юсь, и буду изгнан­ни­ком и ски­таль­цем на зем­ле; и вся­кий, кто встре­тит­ся со мною, убьет меня. 
 
Каин пола­га­ет, что нака­за­ние пре­вы­ша­ет его вину за грех, соде­лан­ный про­тив Бога и чело­ве­ка. Кажет­ся, что он пол­но­стью повто­ря­ет путь его роди­те­лей к гре­хо­па­де­нию и про­кла­ды­ва­ет его далее, усу­губ­ляя грех и мно­жа его. Но если Адам и Ева толь­ко скры­лись от Бога “меж­ду дере­вья­ми рая”, то Каин “уйдет от лица Гос­под­ня”. Он пони­ма­ет, что его потом­ки не будут луч­ше его: ни один из них не будет “ему сто­ро­жем”; он ста­нет сле­ду­ю­щей жерт­вой без­за­ко­ния. 
 
И ска­зал ему Гос­подь: за то вся­ко­му, кто убьет Каи­на, отмстит­ся все­ме­ро. И сде­лал Гос­подь Каи­ну зна­ме­ние, что­бы никто, встре­тив­шись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Гос­под­ня и посе­лил­ся в зем­ле Нод, на восток от Еде­ма. 
 
Несмот­ря на пре­ступ­ле­ние и ложь, Каин не утра­тил спо­соб­но­сти слы­шать голос Бога и воз­мож­но­сти отве­чать Ему, т.е. Бог не лиша­ет чело­ве­ка обще­ния с Собой, остав­ляя за ним пра­во либо стре­мить­ся к это­му обще­нию, либо бежать от него. Каин еще даль­ше ухо­дит и от Бога, и от Еде­ма. Мы можем про­сле­дить потом­ков Каи­на и бла­го­че­сти­во­го Сифа до седь­мо­го поко­ле­ния: нече­сти­вый Ламех и пра­вед­ный Енох; пер­вый из них при­нес смерть, убив чело­ве­ка, вто­рой не уви­дел смер­ти. 
 
Чело­ве­че­ская циви­ли­за­ция, явив­ша­я­ся резуль­та­том вку­ше­ния от дере­ва позна­ния, воз­ник­ла и стро­и­лась на кро­ви и наси­лии, во все воз­рас­та­ю­щем ухо­де от Бога. Как часто вы зада­ва­ли Богу каи­нов вопрос: «Раз­ве я сто­рож ближ­не­му сво­е­му? Раз­ве я дол­жен отве­чать еще за чью-то жизнь?» В этот самый момент, зада­вая Гос­по­ду этот вопрос, помни­те, что в ответ вы услы­ши­те все тот же ответ: «Нет, ты не сто­рож, ты убий­ца». 
 
«Ибо тако­во бла­го­вест­во­ва­ние, кото­рое вы слы­ша­ли от нача­ла, что­бы мы люби­ли друг дру­га» (Иоан.3:12)