“Самый вели­кий на зем­ле и самый мень­ший в Цар­стве Небесном”

О рож­де­нии это­го чело­ве­ка было пред­ска­за­но еще в Вет­хом заве­те: Исайя пред­ска­зал о нем, как о гла­се вопи­ю­ще­го в пустыне для при­го­тов­ле­ния пути Гос­по­ду (Ис. 40:3); Мала­хия, как об Анге­ле Гос­под­нем, кото­рый дол­жен при­го­то­вить Ему путь и как об Илие (3:1 и 4:5). Иисус Хри­стос ска­зал о нем, что он – самый вели­кий из всех, кто был рож­ден на зем­ле (Мат. 11:11).


Иоанн Кре­сти­тель родил­ся, соглас­но пред­ска­за­нию анге­ла, от пре­ста­ре­лых Заха­рии и Ели­са­ве­ты, кото­рые про­ис­хо­ди­ли из свя­щен­ни­че­ско­го рода, и посвя­щен с само­го нача­ла сво­ей жиз­ни на слу­же­ние Богу (Лук. 1:15): 
 
Во дни Иро­да, царя Иудей­ско­го, был свя­щен­ник из Ави­е­вой чре­ды, име­нем Заха­рия, и жена его из рода Ааро­но­ва, имя ей Ели­са­ве­та. Оба они были пра­вед­ны пред Богом, посту­пая по всем запо­ве­дям и уста­вам Гос­под­ним бес­по­роч­но. У них не было детей, ибо Ели­са­ве­та была неплод­на, и оба были уже в летах пре­клон­ных. 
 
Одна­жды, когда он в поряд­ке сво­ей чре­ды слу­жил пред Богом, по жре­бию, как обык­но­вен­но было у свя­щен­ни­ков, доста­лось ему вой­ти в храм Гос­по­день для каж­де­ния, а все мно­же­ство наро­да моли­лось вне во вре­мя каж­де­ния, — тогда явил­ся ему Ангел Гос­по­день, стоя по пра­вую сто­ро­ну жерт­вен­ни­ка кадиль­но­го. Ангел воз­ве­стил ему о рож­де­нии сына Иоан­на. Заха­рия же не пове­рил ска­зан­но­му: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах пре­клон­ных. 
 
За неве­рие Заха­рия был нака­зан вре­мен­ной невоз­мож­но­стью гово­рить: 
 
Ангел ска­зал ему в ответ: я Гав­ри­ил, пред­сто­я­щий пред Богом, и послан гово­рить с тобою и бла­го­ве­стить тебе сие; и вот, ты будешь мол­чать и не будешь иметь воз­мож­но­сти гово­рить до того дня, как это сбу­дет­ся, за то, что ты не пове­рил сло­вам моим, кото­рые сбу­дут­ся в свое вре­мя. 
 
Соглас­но ангель­ско­му про­ро­че­ству, Иоанн испол­нил­ся Духом Свя­тым еще в утро­бе мате­ри, воз­ра­до­вав­шись Мес­сии при встре­чи Ели­са­ве­ты и Марии. 
 
Дитя воз­рос в пусты­нях до дня явле­ния сво­е­го Изра­и­лю. В Иудей­ской пустыне он начал соби­рать вокруг себя тол­пы людей, дей­ствуя на них сво­ей стро­гой и аске­ти­че­ской жиз­нью и, осо­бен­но, сво­ей про­по­ве­дью пока­я­ния в духе и силе Илии. Он без снис­хож­де­ния обли­чал гре­хи каж­до­го, про­по­ве­дуя кре­ще­ние пока­я­ния для про­ще­ния гре­хов и направ­ляя людей к Кре­стя­ще­му Духом Свя­тым — Хри­сту. Он учил сво­их уче­ни­ков постить­ся и молить­ся, и поль­зо­вал­ся все­об­щим почте­ни­ем. 
 
Иоанн про­дол­жал свою дея­тель­ность недол­гое вре­мя после выступ­ле­ния Иису­са Хри­ста. 
 
Ирод Анти­па I, сын Иро­да Вели­ко­го, тет­рарх, управ­ля­ю­щий чет­вер­той частью цар­ства сво­е­го отца, поса­дил Иоан­на в тюрь­му за то, что тот обли­чал его. Иро­ди­а­да, вто­рая жена Иро­да, была доче­рью Ари­сто­ву­ла, свод­но­го бра­та Иро­да, и женой дру­го­го свод­но­го бра­та Иро­да — Филип­па (у них была дочь Сало­мия); т.е. Иро­ди­а­де оба ее мужа (пер­вый — Филипп и вто­рой — Ирод) при­хо­ди­лись как бы дядья­ми. Ирод раз­вел­ся со сво­ей пер­вой женой (доче­рью араб­ско­го царя Аре­ты IV), Иро­ди­а­да —со сво­им пер­вым мужем, и поже­ни­лись. Иоанн Кре­сти­тель посто­ян­но обли­чал Иро­да за этот неза­кон­ный и гре­хов­ный брак. 
 
Одна­ко Ирод боял­ся Иоан­на, зная, что он муж пра­вед­ный и свя­той, и, как повест­ву­ет Еван­ге­лие, берег его; мно­гое делал, слу­ша­ясь его, и с удо­воль­стви­ем слу­шал его. 
 
В один из дней рож­де­ния Иро­да дочь Иро­ди­а­ды уго­ди­ла царю сво­им тан­цем: 
вошла, пля­са­ла и уго­ди­ла Иро­ду и воз­ле­жав­шим с ним; царь ска­зал деви­це: про­си у меня, чего хочешь, и дам тебе; 
 
Научен­ная мате­рью, деви­ца попро­си­ла голо­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля. Царь опе­ча­лил­ся, но ради клят­вы и воз­ле­жав­ших с ним не захо­тел отка­зать ей. 
 
Неза­дол­го до сво­ей смер­ти Иоанн отпра­вил из тюрь­мы к Иису­су с вопро­сом уче­ни­ков: 
«Ты ли тот, Кото­ро­му долж­но прий­ти, или ожи­дать нам дру­го­го?» 
 
Мно­гие дума­ют, что вопрос был задан по при­чине сомне­ния у Иоан­но­вых уче­ни­ков; дру­гие счи­та­ют, что сомне­ние само­го Иоан­на пону­ди­ло его послать это посоль­ство. 
 
При всем сво­ем свет­лом поня­тии о ново­за­вет­ных исти­нах он все-таки нахо­дил­ся в рам­ках Вет­хо­го Заве­та, и поэто­му пере­жил ту же внут­рен­нюю борь­бу, что и близ­кие уче­ни­ки Иису­са. 
 
Иисус объ­яс­нил наро­ду то, чего сам Иоанн не знал о себе: он тот, о кото­ром напи­са­но: се, Я посы­лаю Анге­ла Мое­го пред лицем Тво­им, кото­рый при­го­то­вит путь Твой пред Тобою. Истин­но гово­рю вам: из рож­ден­ных жена­ми не вос­ста­вал боль­ший Иоан­на Кре­сти­те­ля; но мень­ший в Цар­стве Небес­ном боль­ше его. От дней же Иоан­на Кре­сти­те­ля доныне Цар­ство Небес­ное силою берет­ся, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­ща­ют его, ибо все про­ро­ки и закон про­рек­ли до Иоан­на. мень­ший в Цар­ствии Божи­ем боль­ше его. 
 
Как ни велик Иоанн, но он при­над­ле­жит эпо­хе, пред­ше­ство­вав­шей Цар­ству и, сле­до­ва­тель­но, мень­ше тех, кто будет жить во вре­мя при­ше­ствия Цар­ства. Совре­мен­ни­ки же не смог­ли оце­нить лич­ность Иоан­на: они упо­до­би­лись детям, но не душев­ной чисто­той, а нера­зу­ми­ем и каприз­но­стью: Иоанн им не понра­вил­ся сво­ей суро­во­стью, Иисус — чело­веч­но­стью и добротой.