12 июля – день святых апостолов Петра и Павла. Среди группы людей в возрасте от 25 до 60 лет проводилось социологическое исследование. Был задан только один вопрос: “Что вы знаете об апостолах Петре и Павле?”. Двадцать процентов респондентов слышали, что в честь этих двух людей был учрежден праздник. Десять процентов знают, что Петр стоит у врат рая и не пропускает туда грешников. Оставшиеся восемьдесят процентов понятия не имеют, кто такие эти Павел и Петр.
Петр – любимый ученик Иисуса.
Исследуя жизнь и служение апостола Петра, понимаешь, что роль этого избранного Богом человека по достоинству была оценена человечеством, особенно христианским сообществом. Ранние литературные источники не дают представления об общине, в которой формировалась позиция Петра. Они далеки от изложения вещей в той форме и терминах, к которым привыкли современные люди. Во многих отношениях документальные источники времен Петра полны пробелов, по крайней мере так считают многие богословы.
Согласно Писанию, Петр родился в городе Вифсаиде в Галилее, на западном берегу Геннисаретского озера, в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон. Христос называл его Симон Ионин, а потом дал ему имя Петр (Petrus, от греческого слова летрос – “камень, скала”, арамейское “Ке-фас”). Симон ловил рыбу вместе со своим братом Андреем и, возможно, никогда и не помышлял о каком-либо другом занятии. По своей природе Петр был лидером, но поступал не всегда обдуманно и правильно. Уже на следующий день после распятия Иисуса Христа он заявил ученикам: “…иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою” (Ин 21:3). Хотя за три года до того Иисус повелел ему “ловить человеков” (Мф 4:19).
Став апостолом Иисуса Христа, Петр сопровождал Господа на протяжении всей Его земной жизни. Его считают одним из любимых учеников Иисуса, но сам себя он называл рабом Иисуса Христа. В греческом языке слово “доулос”, действительно, означает “раб”. Может показаться странным, что такое звание, совершенно очевидно имевшее уничижительное значение, один из величайших людей принял как титул особой чести.
Петр предстает перед нами как простой рыбак и как великий апостол Христа. Он открывается как человек непостоянный и вместе с тем, как твердый и целеустремленный христианин. Петр нередко упоминается первым, когда речь заходит об апостолах (см.: Мф 10:2 и др.). Он был очень эмоциональным: именно он пошел по воде навстречу Иисусу, это он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса, Петр, как и предсказывал Учитель, проявил слабость и, опасаясь за свою жизнь, трижды отрекся от Господа. Но вскоре он искренне раскаялся и был прощен Господом, Который многозначительно попросил апостола трижды заявить о своей любви к Нему. И только тогда Иисус доверил ему пасти агнцев Его. Когда Иисус спрашивал своих учеников, что они думают о Нем, то Петр ответил: “Господи! …Ты Христос, Сын Бога живого” (Ин 6:68–69). Господь сказал Петру, что на нем как на камне, построит Свою Церковь и врата ада не одолеют ее.
Петр, человек “некнижный и простой”, является автором двух соборных посланий, вошедших в текст Нового Завета. Нет ни одного христианина, который бы не принял водного крещения. А ведь это Петр сформулировал доктрину о крещении: “Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа…” (1 Пет 3:21).
После вознесения Господа апостол проповедовал Слово Божие сначала в Иерусалиме, где после одной проповеди покаялось три тысячи человек, а затем и в разных странах, совершая при этом великие чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных, возглавил совет двенадцати апостолов. Из Деяний апостольских нам известно, что Варнава ввел Павла в среду апостолов, именно тогда Петр и Павел провели вместе пятнадцать дней. Вначале Петр симпатизировал только иудеям. Он вмещал в своем сердце лишь свой народ. Общение с язычниками считалось грехом. Может быть, по этой причине Христос предусмотрел для него особое служение – проповедь своему народу.
Петру предстояло выполнить ответственную задачу – нести Евангелие иудеям, подобно тому, как апостолу Павлу надлежало проповедовать Евангелие миру язычников, “…увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных… И узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным…” (Гал 2:7–9).
Арестованный по приказу Ирода Агриппы, правителя Палестины, Петр был заточен в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней сбежал, скорее всего в Антиохию (Сирия). Невзирая на то, что Петр занимал особое положение в среде апостолов и был “почитаемым столпом”, Павел не побоялся обличать его: “Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию” (Гал 2:11). Петр и Павел принимали участие в Иерусалимском соборе. На этой встрече был согласован вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины. В этот раз Петр и Павел продемонстрировали всем апостолам и пресвитерам удивительное единство и общение во Христе Иисусе.
По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Петр в 64 году был распят в Риме (по другой версии – в 67‑м или в 68 году) вниз головой на перевернутом кресте по его желанию, потому что считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.
Доминантой служения Петра всегда была забота об укреплении в вере духовно рожденных христиан. Он проявлял пасторскую заботу об “овцах”. Петр наставлял и предупреждал свою паству, приэтом наставление всегда начинал с ободрения, что читатели послания уже знают истину и утверждены в ней.
Слова Христа “…паси овец Моих” (Ин 21:17) Петр ретранслировал и нам – христианам XXI века: “…пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия…” (1 Пет 5:2). Результатом служения Петра явилось единство верующих, основанное на Евангелии.
Павел – слуга Христов.
Крупные ученые, в числе которых известный российский историк и богослов Николай Глубоковский и немецкий протестантский теолог и историк Альфред Гарнак, подчеркивали, что преимущественно волей и силой апостола Павла христианство вышло на просторы мира. Доктор Альберт Швейцер говорил, что именно святой Павел развил далее тот поток, тот дух, то начало, которое было заложено в Евангелии Иисуса Христа.
Павел родился в главном городе Киликии Тарсе. При рождении его назвали Савл. Он пользовался правами римского гражданина, по происхождению принадлежал к колену Вениаминову, а по воспитанию и вероисповеданию – к партии фарисеев (это были благочестивые люди, хранившие древние традиции Ветхого Завета). Воспитанный Гамалиилом, Савл сделался ревнителем Закона. Вместе с тем он был обучен ремеслу – изготовлению палаток. Вероятно, Савлу было около 22–23 лет, когда Иисус начал Свое общественное служение. Молодой Савл, видимо, готовился стать раввином, но не смог достичь праведности собственными усилиями.
Савл из Тарса вдохновлялся самыми высокими мотивами – своей верностью завету Бога с народом Израиля. В первой части жизни Савл преследовал христиан, участвовал в избиении камнями диакона Стефана, возглавил гонения на апостолов и их последователей. Поэтому призвание Савла Христом для нас непостижимо. Такой Божий выбор сложно было предвидеть: чтобы устроить и распространить Свою Церковь по всему миру и направить ее по нужному пути, Бог избирает человека, который с ожесточением гнал эту Церковь. Избрание произошло, когда Савл получил полномочия от иудейских первосвященников отправиться в Дамаск, где было много христиан, чтобы привести их в оковах в Иерусалим на истязание. Как повествует книга Деяний апостолов, на пути в Дамаск его остановило чудо: свет с неба ослепил Савла и Иисус Христос открылся ему, повергши человека на землю и развернув его жизнь в другую сторону. Из гонителя Савл превратился в послушного проповедника Христовой истины, в трепете и ужасе преклонился перед Христом: “Господи! что повелишь мне делать?” (Деян 9:6).
Только сейчас мы понимаем, что тогда совершилось: на служение Себе Христос избрал человека, который был вооружен богословскими знаниями и силой Божьей. Павел был гением, крупнейшим мыслителем, первым христианским богословом и мистиком, который рассказал о своем духовном опыте. Апостол Павел говорит, что был избран Богом еще во чреве матери, особо подчеркивая, что его заслуги в избрании на служение Господу нет. Именно Божье избрание сделало его апостолом. Его служение, как и служение апостола Петра, было направлено на распространение и развитие идеи Церкви. Апостол Павел был избран, чтобы возвещать, что Церковь открыта для всех, что в ней нет ни иудея, ни эллина и все призваны стать сынами Божьими по вере во Христа Иисуса. Избрание апостола Павла – это промысел Божий, провозглашение спасения для всех людей без исключения.
Павел стал одним из главных идеологов христианства и автором половины книг Нового Завета (четырнадцати из двадцати семи). Пожалуй, самое значимое его послание – Послание к Римлянам, написанное примерно в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима. Читая это послание, Мартин Лютер вывел формулу оправдания верой. Апостол Павел, возможно, никогда не встречавшийся с Христом во дни Его земной жизни, видел Иисуса внутренними духовными очами: “Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал…” (1 Кор 11:23).
Павел был первым, кто поделился в своих посланиях духовным опытом. Чувство близости Христа было у него и у его окружения настолько обостренным, что им казалось, что вот-вот Христос вернется на землю посмотреть на жатву, которая ожидает мир. Павел просил: “Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему…” (2 Фес 2:1). Павел хотел помочь всему миру успеть приготовиться к пришествию Господа. Поэтому апостол желал проповедью завоевать весь мир. Он начал ревностно проповедовать Евангелие в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. Один из отцов церкви говорил, что Павел, величайший из апостолов, как птица летел по миру, возвещая Евангелие.
Примеры обращения к Богу и жертвенности Павла ради служения благовестия мы находим в жизни и сегодня. Несколько лет назад мы с супругой ездили по церквам Финляндии. На несколько ночей остановились в одной цыганской семье. В прошлом супруги были участниками многих конкурсов бальных танцев, не однажды занимали призовые места в Европе. И вот в их дом пришла беда. Врачи поставили мужу диагноз “рак печени”. Франц и Маркита, не зная, что делать, пошли в церковь. Верующие молились за танцора. Вскоре он почувствовал себя лучше и после обследования услышал радостную весть: рака больше нет! Франц и Маркита оставили танцы и начали служить Богу. Франц обратился ко мне за советом: “У меня есть желание быть миссионером среди цыган на севере Финляндии…” Я указал ему на Послание апостола Павла к Галатам: “Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью…” (Гал 1:15–16). Франц оставил бизнес (у него тогда был свой магазин) и начал заниматься миссионерской работой среди цыган. Теперь эта семья – миссионеры в Испании, в той стране, в которой апостол Павел страстно желал проповедовать. Его мечты сегодня осуществляются в жизни других ревностных и желающих исполнять волю Божию христиан. Святой муж призывает нас не стыдиться “благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину” (Рим 1:16).
Согласно преданию, в Риме при императоре Нероне (примерно в 64 году) солдаты на рассвете вывели Павла на эшафот. Палач уже ожидал свою жертву с обнаженным топором. Павла раздели до пояса, поставили на колени и положили его голову на плаху… Перед смертью он успел сказать: “…думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим 8:18). Павел – пример слуги Христа, достойный подражания: “Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу” (1 Кор 4:16).
Статья была опубликована в газете “Протестант” №126