Ков­чег Спа­се­ния нашего

«При наступ­ле­нии дня Пяти­де­сят­ни­цы все они были еди­но­душ­но вме­сте. И вне­зап­но сде­лал­ся шум с неба, как бы от несу­ще­го­ся силь­но­го вет­ра, и напол­нил весь дом, где они нахо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­е­ся язы­ки, как бы огнен­ные, и почи­ли по одно­му на каж­дом из них. И испол­ни­лись все Духа Свя­та­го, и нача­ли гово­рить на иных язы­ках, как Дух давал им про­ве­ще­вать. И все изум­ля­лись и диви­лись…» (Дея­ния 2:1–4,7)

Кни­га Дея­ний Свя­тых Апо­сто­лов зани­ма­ет осо­бое место в Биб­лии, так как она явля­ет­ся допол­не­ни­ем к Свя­тым Еван­ге­ли­ям. Она фор­ми­ру­ет в созна­нии хри­сти­а­ни­на образ и раз­ви­тие Церк­ви Хри­сто­вой, начи­ная с рож­де­ния в День Пятидесятницы.

Закон Мои­се­ев пред­пи­сы­вал всем соби­рать­ся на еврей­ский празд­ник сед­миц в Иеру­са­лим, кото­рый празд­но­вал­ся в пяти­де­ся­тый день после Пас­хи, по-гре­че­ски «пен­те­ко­сте». Отсю­да и воз­ник­ло назва­ние – Пятидесятница.

Итак, пас­ха – нача­ло жат­вы, Пяти­де­сят­ни­ца – ее завер­ше­ние: 50 дней – стра­да. Все это тра­ди­ция изра­иль­ско­го наро­да. Неко­то­рые бого­сло­вы счи­та­ют Пяти­де­сят­ни­цу напо­ми­на­ни­ем о Синай­ском законе (речь идет о том дне, когда Бог явил­ся в огне и дыму и дал Свой закон (Исход19:18)

«… вне­зап­но сде­лал­ся шум с неба, как бы от несу­ще­го­ся силь­но­го ветра».(Деяния 2:2)

Люди изум­ля­лись и удив­ля­лись, что зна­чи­ло это явле­ние? Что слу­чи­лось в тот день в Иеру­са­ли­ме? Сего­дня, как и две тыся­чи лет назад, чело­век зада­ет те же вопро­сы. Обра­ти­те вни­ма­ние на Сло­во Божие, на пер­вый стих вто­рой гла­вы Дея­ний Апо­сто­лов: «…все они были еди­но­душ­но вме­сте…». Теперь посмот­рим на пред­по­след­ний: «… еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в храме…».

Когда душа одна, нет раз­но­гла­сий: ибо кто спо­рит сам с собою? Ап. Павел в сво­ем посла­нии гово­рит: «Допол­ни­те мою радость: имей­те одни мыс­ли, имей­те ту же любовь, будь­те еди­но­душ­ны и еди­но­мыс­лен­ны; ниче­го не делай­те по любо­пре­нию или по тще­сла­вию, но по сми­рен­но­муд­рию почи­тай­те один дру­го­го выс­шим себя. Не о себе толь­ко каж­дый заботь­ся, но каж­дый и о дру­гих. Ибо в вас долж­ны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Хри­сте Иисусе».(Филиппийцам 2:2–5)

«В Иеру­са­ли­ме же нахо­ди­лись люди из вся­ко­го наро­да под небе­са­ми», пом­ня запо­ведь Хри­ста: «…не отлу­чай­тесь из Иеру­са­ли­ма, но жди­те обе­щан­но­го от Отца» (Дея­ния 1:4). И они жда­ли, не ходи­ли и не иска­ли, пото­му что так ска­зал Гос­подь. Умест­но будет отме­тить то, что Пяти­де­сят­ни­ца (Тро­и­ца) – это празд­ник еди­не­ния с Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, а не клад­би­ща и умерших.

Что пред­став­ля­ли собою уче­ни­ки до Дня Пяти­де­сят­ни­цы, не имея Духа Свя­то­го? Они огор­ча­лись, огор­ча­ли дру­гих, были не мило­серд­ны: «…уче­ни­ки Его, Иаков и Иоанн, ска­за­ли: Гос­по­ди! хочешь ли, мы ска­жем, что­бы огонь сошел с неба и истре­бил их, как и Илия сде­лал?» (Лук 9:54). Петр без вся­ко­го сожа­ле­ния: «…имея меч, извлек его, и уда­рил пер­во­свя­щен­ни­че­ско­го раба, и отсек ему пра­вое ухо» (Иоан­на 18:10).

Два уче­ни­ка по доро­ге в город Еммаус, встре­тив Иису­са, не узна­ли Его: Он же ска­зал им: «…о чем это вы, идя, рас­суж­да­е­те меж­ду собою, и отче­го вы печаль­ны?» (Лук 24:13–26). Они не узна­ли Иису­са Хри­ста. Они были разо­ча­ро­ва­ны. Ина­че и не мог­ло быть, пото­му что плот­ской чело­век не может рас­суж­дать о духов­ном и не может узреть Бога.

Гово­рит Гос­подь им: «О, несмыс­лен­ные и мед­ли­тель­ные серд­цем, что­бы веро­вать все­му, что пред­ска­зы­ва­ли пророки!»

И таки­ми были неко­то­рые из нас, а дру­гие и сего­дня несмыс­лен­ные и не веру­ют, что Хри­стос – жизнь наша, твоя и моя.

Вера- дар Духа Свя­то­го. Без дара нет и пло­дов: люб­ви, радо­сти, мира, дол­го­тер­пе­ния, бла­го­сти, мило­сер­дия, веры, кро­то­сти, воз­дер­жа­ния (Гала­там 5:22).

Это­го-то и недо­ста­ва­ло уче­ни­кам. Но когда «испол­ни­лись все Духа Свя­то­го» (Дея­ния 2:4), собрав­ши­е­ся удив­ля­лись и диви­лись. Петр же воз­вы­сил голос свой и воз­гла­сил: «Мужи Иудей­ские, и все живу­щие в Иеру­са­ли­ме! сие да будет вам извест­но, и вни­май­те сло­вам моим: они не пья­ны, как вы дума­е­те, ибо теперь тре­тий час дня; но это есть пред­ре­чен­ное про­ро­ком Иои­лем: И будет в послед­ние дни, гово­рит Бог, излию от Духа Мое­го на вся­кую плоть, и будут про­ро­че­ство­вать сыны ваши и доче­ри ваши; и юно­ши ваши будут видеть виде­ния, и стар­цы ваши сно­ви­де­ни­я­ми вра­зум­ля­е­мы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Мое­го, и будут про­ро­че­ство­вать … И будет: вся­кий, кто при­зо­вет имя Гос­подне, спа­сет­ся.» (Дея­ния 2:14–21).

Когда апо­стол Петр объ­яс­нил, что про­ис­хо­дит с теми, кто полу­ча­ет Духа Свя­то­го, люди ста­ли спра­ши­вать: «Что нам делать?». Вот вопрос, на кото­рый дол­жен отве­тить вся­кий чело­век. Петр ска­зал: «Покай­тесь и полу­чи­те дар Свя­то­го Духа».

Вспом­ни­те, что ска­зал Хри­стос об Апо­сто­ле Пет­ре: «Ты – Петр, (что зна­чит камень) и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее.»

Да, это он. Тот самый Петр, кото­ро­го Хри­стос назвал мало­вер­ным, пото­му что Апо­стол усо­мнил­ся, идя по воде. И в то же вре­мя это тот Петр, кото­рый стал в про­ло­ме за Цер­ковь, за Неве­сту, за Голу­би­цу Хри­ста. Через Сло­во Божие Дух Свя­той при­во­дит чело­ве­ка к глу­бо­ко­му рас­ка­я­нию и к осо­зна­нию сво­ей вины перед Богом. Это совер­ши­лось в день соше­ствия Духа Свя­то­го, после про­по­ве­ди Апо­сто­ла Пет­ра: «Они уми­ли­лись серд­цем… и кре­сти­лось душ око­ло трех тысяч».

Все это – план Божий, что­бы создать Цер­ковь, объ­еди­нить веру­ю­щих. Цер­ковь – это обще­ние воз­рож­ден­ных людей, пере­жив­ших лич­ную встре­чу с Иису­сом Хри­стом; сово­куп­ность всех воз­раст­ных групп. Это ков­чег наше­го спа­се­ния. Имен­но такую Цер­ковь Он при­го­то­вил: «…что­бы пред­ста­вить ее Себе слав­ною Цер­ко­вью, не име­ю­щею пят­на, или поро­ка, или чего-либо подоб­но­го, но дабы она была свя­та и непо­роч­на» (Ефе­ся­нам 5:27).

Бла­го­дар­ность Гос­по­ду, что мы явля­ем­ся чле­на­ми такой Церк­ви Хри­сто­вой. Цер­ковь – это орга­низм, даю­щий рож­де­ние душе посред­ством Духа Свя­то­го. «…истин­но, истин­но гово­рю тебе, если кто не родит­ся свы­ше, не может уви­деть Цар­ствия Божия» (Иоан­на 3:3).

Неза­ви­си­мо от вре­ме­ни, клас­со­вой при­над­леж­но­сти или поли­ти­че­ской систе­мы. При­над­леж­ность к Церк­ви опре­де­ля­ет­ся не цер­ков­но­стью, то есть при­над­леж­но­стью к тому или дру­го­му тече­нию, а исклю­чи­тель­но пере­жи­ва­ни­ем лич­ной встре­чи с Иису­сом Хри­стом, позна­ни­ем Его, как сво­е­го Спа­си­те­ля, при­над­леж­но­стью к Нему и под­чи­не­ни­ем себя Его Гос­под­ству. И это един­ство со Хри­стом явля­ет­ся сутью Церк­ви, порож­дая един­ство ее чле­нов в теле Христовом.

Смысл Церк­ви – Духов­ная пол­но­та. Сила Церк­ви – в еди­не­нии всех состав­ных ее частей. И это еди­не­ние не мифи­че­ское, оно в реаль­ном осо­зна­нии ответ­ствен­но­сти перед Богом и чело­ве­че­ством за общую, Гос­по­дом опре­де­лен­ную мис­сию на земле.

Рус­ский фило­соф В.С.Соловьев гово­рит: «Хри­стос позна­ет­ся не ина­че, как через Цер­ковь. Люби­те, преж­де все­го, Цер­ковь. Толь­ко любя Цер­ковь и слу­жа Ей, мож­но воис­ти­ну послу­жить сво­е­му наро­ду и чело­ве­че­ству. Ибо нель­зя слу­жить двум гос­по­дам. Слу­же­ние ближ­не­му долж­но сов­па­дать со слу­же­ни­ем Богу, а Богу нель­зя слу­жить ина­че, как любя то, что Он Сам воз­лю­бил, – един­ствен­ный пред­мет люб­ви Божи­ей, Его воз­люб­лен­ную и подру­гу, то есть Церковь».

Хри­стос все­гда объ­еди­нял людей и молил­ся Отцу Сво­е­му, что­бы все веру­ю­щие были вме­сте, в мире, люб­ви и согла­сии. Поэто­му, пре­ду­пре­ждая нас, Гос­подь ска­зал: «Вот, гря­ду ско­ро; дер­жи, что име­ешь, дабы кто не вос­хи­тил вен­ца тво­е­го» (Откро­ве­ние 3:11)