Зимы там не бывает

Вот вопрос, бра­тья и сест­ры, когда нуж­но празд­но­вать Рож­де­ство? Одни гово­рят, что сего­дня, дру­гие — 7 янва­ря. Наши юмо­ри­сты дав­но уже под­ме­ти­ли, какая у нас осо­бая стра­на: есть «ста­рый» новый год, есть – «новый» новый год. И Рож­де­ства, по-рус­ски, выхо­дит два: одно — пра­во­слав­ное, а дру­гое — като­ли­че­ское. Какое же Рож­де­ство правильное?

Я купил недав­но новый кален­дарь, в кото­ром напи­са­но, где и когда отме­ча­ет­ся Рож­де­ство. 25 декаб­ря — во всех стра­нах хри­сти­ан­ско­го мира. 7 янва­ря — в Рос­сии. В Рос­сии в этот день, 25 декаб­ря, гово­рят о чем угод­но, но толь­ко не о Рож­де­стве. Нель­зя в Нов­го­ро­де гово­рить о Рож­де­стве 25 декаб­ря, пото­му что като­ли­ки празд­ну­ют там, в косте­ле, быв­шем кино­те­ат­ре «Роди­на», и мы, здесь в Хра­ме Хри­ста — празд­ну­ем сего­дня. Все осталь­ные — пра­во­слав­ные, и их Рож­де­ство еще не наста­ло. Хотя извест­ный про­фес­сор бого­сло­вия Лопу­хин (умер в 1904) в «Тол­ко­вой Биб­лии» писал: «Наша цер­ковь, рус­ская, пра­во­слав­ная, празд­ну­ет Рож­де­ство Хри­сто­во 25 декабря».

Бра­тья и сест­ры, я бла­го­да­рю Бога за то, что мы в этот час вме­сте собра­лись, что­бы почтить Рож­де­ние Христа!

Мно­гие силы не хотят сего­дня, что­бы 25 декаб­ря в Рос­сии празд­но­ва­ли Рож­де­ство. Более того, министр куль­ту­ры решил 25 декаб­ря утвер­дить как день цир­ка. В какой стране такое еще смог­ли бы при­ду­мать? День, в кото­рый боль­шин­ство веру­ю­щих все­го мира соби­ра­ют­ся вме­сте, что­бы отме­тить День Рож­де­ния Спа­си­те­ля, пре­вра­тить в день цир­ка?! Ско­мо­ро­хов наря­дить, ряже­ных, и парад по всем ули­цам Рос­сии. Зачем и кому это нуж­но? Не знаю. Еван­ге­лист Мат­фей рас­ска­зы­ва­ет о Рождестве:

«Рож­де­ство Иису­са Хри­ста было так: по обру­че­нии Мате­ри Его Марии с Иоси­фом, преж­де неже­ли соче­та­лись они, ока­за­лось, что она име­ет во чре­ве от Духа Свя­то­го. Иосиф же муж Ее, будучи пра­ве­ден и не желая огла­сить Ее, хотел тай­но отпу­стить Ее. Но когда он помыс­лил это, — се, Ангел Гос­по­день явил­ся ему во сне и ска­зал: Иосиф, сын Дави­дов! Не бой­ся при­нять Марию, жену твою, ибо родив­ше­е­ся в Ней есть от Духа Свя­то­го; родит же Сына, и наре­чешь Ему имя Иисус, ибо Он спа­сет людей Сво­их от гре­хов их» (От Мат­фея 1)


Сла­ва Гос­по­ду, бра­тья и сест­ры, что мы собра­лись здесь сего­дня перед этой уди­ви­тель­ной ночью, что­бы про­сла­вить Бога за Его рож­де­ние! В ту дале­кую ночь все небо пело хва­лу и сла­ву появив­ше­му­ся на свет Младенцу:


«В той стране были на поле пас­ту­хи, кото­рые содер­жа­ли ноч­ную стра­жу у ста­да сво­е­го. Вдруг пред­стал им Ангел Гос­по­день, и сла­ва Гос­под­ня оси­я­ла их; и убо­я­лись стра­хом вели­ким. И ска­зал им Ангел: не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам вели­кую радость, кото­рая будет всем людям: ибо ныне родил­ся вам в горо­де Дави­до­вом Спа­си­тель, Кото­рый есть Хри­стос Гос­подь; и вот вам знак: вы най­де­те Мла­ден­ца в пеле­нах, лежа­ще­го в яслях. И вне­зап­но яви­лось с Анге­лом мно­го­чис­лен­ное воин­ство небес­ное, сла­вя­щее Бога и взы­ва­ю­щее: сла­ва в выш­них Богу, и на зем­ле мир, в чело­ве­ках бла­го­во­ле­ние! Когда Анге­лы ото­шли от них на небо, пас­ту­хи ска­за­ли друг дру­гу: пой­дем в Виф­ле­ем и посмот­рим, что там слу­чи­лось, о чем воз­ве­стил нам Гос­подь» (От Луки 2)


Мария и Иосиф при­шли из Наза­ре­та в Виф­ле­ем. Это очень кра­си­вый город, неболь­шой, при­мер­но 15000 насе­ле­ния, око­ло 8 км от Иеру­са­ли­ма. Ска­ли­стая мест­ность, но где, одна­ко, рас­тут вино­град­ни­ки и сады. О нем нуж­но пом­нить и гово­рить, не пото­му что еван­ге­лист ска­зал, что это «дом Дави­дов» и не пото­му, что про­рок назы­ва­ет его «домом хле­ба», а пото­му, что там родил­ся Спа­си­тель, Кото­рый есть Хри­стос Господь!

Иисус при­шел, что­бы спа­сти вся­ко­го чело­ве­ка. И Апо­стол Павел гово­рит: «Он при­шел спа­сти и меня, хотя я выл, как некий изверг». Он воз­лю­бил тако­вых, кото­рые не люби­ли Гос­по­да, кото­рые не зна­ли о Нем, не слы­ша­ли, не чита­ли Свя­щен­но­го Писания.

Ангел ска­зал во сне Иоси­фу: «…родит же Сына, и наре­чешь Ему имя Иисус, ибо Он спа­сет людей Сво­их от гре­хов их.»

(От Мат­фея 1)


Каких людей? Тех, кото­рые пове­рят. Он при­шел к сво­им, к наро­ду изра­иль­ско­му. Но они не при­ня­ли, не пове­ри­ли, и тогда ска­зал им Бог: «Се, остав­ля­ет­ся дом ваш пуст». Мы с вами те люди, о кото­рых Гос­подь ска­зал: «Есть у меня овцы и не сего дво­ра…» Тех, кото­рые во тьме ходят, над­ле­жит спа­сти. Нас, вче­раш­них языч­ни­ков, людей, не знав­ших Бога, Гос­подь нашел и избрал, и открыл­ся нам, не вопрошавшим.

Один чело­век мне как-то дав­но ска­зал: «Хва­тит мне рас­ска­зы­вать про Рож­де­ство, тако­го не быва­ет: пас­ту­хи на поле, зима, декабрь… Как могут пас­ту­хи пасти свои ста­да в мороз?» Да, здесь не быва­ет! Пото­му что в Нов­го­род­ской обла­сти Он не родил­ся! А вот, к при­ме­ру, я был в Атлан­те (США), так там зимой око­ло 30 гра­ду­сов жары. А это одна и та же парал­лель… Но до сих пор есть такие неве­ру­ю­щие, кото­рые не верят, что зимой быва­ет тепло.

Дру­гие же пута­ют Рож­де­ствен­скую ночь с «Близь Дикань­ки». Зна­е­те, это было дале­ко, на Укра­ине, да и Гоголь дав­но умер. И сата­на не такой, как там, что его мож­но в кар­ман засу­нуть. Нет! Нель­зя так пред­став­лять Бога и так пред­став­лять сатану.

А мы верим тому, что напи­са­но в Свя­щен­ном Писа­нии: Рож­де­ство было так! Было имен­но так, как рас­ска­зы­ва­ет Евангелие.

А зна­е­те ли вы, как пра­виль­но отме­чать Рож­де­ство? Я хочу про­чи­тать из кни­ги про­ро­ка Исайи, 8 гла­ва 19 стих: «И когда ска­жут вам: Обра­ти­тесь к вызы­ва­те­лям умер­ших и к чаро­де­ям, к шеп­ту­нам и чре­во­ве­ща­те­лям, — тогда отве­чай­те: не дол­жен ли народ обра­щать­ся к сво­е­му Богу?»


Ска­жи­те, дол­жен или нет обра­щать­ся народ к сво­е­му Богу? — Дол­жен, Аминь! И далее напи­са­но: «Спра­ши­ва­ют ли мерт­вых о живых?» Спра­ши­ва­ют? — Нет! Так гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние! Но что дела­ют обыч­но в Рос­сии на Рож­де­ство? В ночь с 6 на 7 под подуш­ку кла­дут аму­ле­ты, духов зазы­ва­ют, фор­точ­ку для них откры­ва­ют, гада­ния устра­и­ва­ют! Это не хри­сти­ан­ство, доро­гие, это язы­че­ство, и еще какое!

Пусть Гос­подь нас бла­го­сло­вит, что­бы в сего­дняш­ний вечер, кото­рый на юге назы­ва­ют «Свя­тым», в Рос­сии — «Сочель­ни­ком» (от «сочи­ва», от кутьи) вы чув­ство­ва­ли себя как в Рож­де­ствен­скую ночь, когда ожи­да­ют Мес­сию-Хри­ста, Кото­рый дол­жен родиться.

Мно­гие исто­ри­ки-бого­сло­вы гово­рят, что новый год — это тот вось­мой день, в кото­рый при­нес­ли Мла­ден­ца Иису­са в храм для обре­за­ния. Неко­то­рые не пони­ма­ют, но логи­ка под­ска­зы­ва­ет, что сна­ча­ла родил­ся Хри­стос, а потом нача­лось лето­ис­чис­ле­ние от Его Рождества.

Он оста­вил сла­ву неба, при­шел и родил­ся, что­бы дать спа­се­ние и жизнь веч­ную! Сла­ва Богу, что мы Хри­сти­ане! Толь­ко очень жаль, что в тре­тьем тыся­че­ле­тии от Рож­де­ства Хри­сто­ва мно­гие оста­лись языч­ни­ка­ми. Нет, они не жгут кост­ры на Ива­на Купа­лу, не мажут­ся мед­ве­жьей кро­вью, но их серд­це по-преж­не­му не верит в Рож­ден­но­го, Вос­крес­ше­го и вновь Гря­ду­ще­го Христа!

Про­по­ведь про­из­не­се­на 24 декаб­ря 2002 года