Сло­во редактора

Закон­чи­лось лето. Насту­пил сен­тябрь, осень – «уны­лая пора», как гово­рил клас­сик. В один из таких уны­лых дней, а имен­но, «1 сен­тяб­ря 1825 года Импе­ра­тор Алек­сандр 1 поки­нул свою сто­ли­цу навсе­гда…» — пишет исто­рик. Госу­дарь отпра­вил­ся в Таган­рог, где дол­жен был встре­тить­ся с импе­ра­три­цею Ели­за­ве­той Алексеевной.

Несколь­ко меся­цев спу­стя, похо­рон­ный кор­теж из Таган­ро­га при­шел в Вели­кий Нов­го­род. 23 фев­ра­ля 1826 года, «по выступ­ле­нии из Нов­го­ро­да, при­чем при­сут­ство­вал и граф Арак­че­ев» про­из­во­дил­ся осмотр тела, не то монар­ха, не то фельдъ­еге­ря Мас­ко­ва, а может быть и одно­го из сол­дат Семе­нов­ско­го пол­ка в Таган­ро­ге… «Слу­хи эти воз­ник­ли еще почти у откры­то­го гро­ба», – пишет Барятинский.

В преды­ду­щих номе­рах нашей газе­ты печа­та­лись ста­тьи о Рос­сий­ском Биб­лей­ском обще­стве в свя­зи с его годов­щи­ной. Речь шла о его пре­зи­ден­те кня­зе А.Н. Голи­цыне, и конеч­но же, об Импе­ра­то­ре Алек­сан­дре I. Пола­гаю, что чита­те­лю будет инте­рес­но узнать, как «Цар­ствен­ный мистик» (так назы­ва­ет его князь В. В. Баря­тин­ский) в 1812 году обра­тил­ся к Богу; как «душа жаж­да­ла чего-то ново­го, – новой веры» — пишет П. П. Гне­дич. О том, что в Лон­доне импе­ра­тор изу­чал и при­гла­сил в Рос­сию ква­ке­ров не толь­ко для рабо­ты, так как видел в них, преж­де все­го, трез­вых и испол­ни­тель­ных тру­же­ни­ков, но и для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в Евро­пе, в Силе­зии, Алек­сандр I изу­чал Бого­сло­вие Морав­ских бра­тьев и мно­гое другое.

Сего­дня наша газе­та пред­ла­га­ет ваше­му вни­ма­нию выдерж­ки из раз­ных исто­ри­че­ски важ­ных источ­ни­ков, сви­де­тель­ству­ю­щих о при­хо­де Импе­ра­то­ра к Богу.

А. И. Корабель