Апо­ло­гия всеединства

“Крест и хри­сти­ан­ство: тео­ло­гия Кре­ста для чело­ве­ка, Церк­ви и её един­ства.” Епи­скоп Йозеф Барон. СПб., Але­тейя, 2007. 344 С. “Крест и диа­лог. Тео­ло­гия Кре­ста в све­те хри­сти­ан­ско­го един­ства.” Архи­епи­скоп Йозеф Барон. СПб., Але­тейя, 2010. 520 С.


“То, что видишь, напи­ши в кни­гу и пошли церк­вам…” Откр. 1:11 
 
Обе кни­ги люте­ран­ско­го Архи­епи­ско­па Йозе­фа Баро­на – о Кре­сте живо­тво­ря­щем. Обе посвя­ще­ны про­бле­ме хри­сти­ан­ской собор­но­сти в све­те Кре­ста, кото­рый кажет­ся незри­мым и неося­за­е­мым – отче­го же Он столь при­тя­ги­ва­ет наши взоры?


Крест зна­ме­ну­ет собой рас­пя­тие и вос­кре­се­ние, – эта мысль Архи­епи­ско­па Йозе­фа Баро­на пред­став­ля­ет­ся кра­е­уголь­ной в про­бле­ме пони­ма­ния Тео­ло­гии Кре­ста – Theologia Crusis – кото­рой посвя­ще­ны рабо­ты. В “Тези­сах о един­стве”, завер­ша­ю­щих сбор­ник “Крест и диа­лог”, напо­ми­на­ю­щих о Тези­сах Мар­ти­на Люте­ра, гово­рит­ся о том, что имен­но пре­пят­ству­ет эку­ме­ни­че­ско­му диа­ло­гу, о том, что раз­дроб­лен­ность в мате­рии вокруг Кре­ста зако­но­мер­на, и пишу­щий об этом залож­ник про­бле­мы: “Крест все­гда нахо­дит­ся над хри­сти­а­на­ми и над их, неред­ко узки­ми или неточ­ны­ми, пред­став­ле­ни­я­ми друг о дру­ге. Автор берёт на себя небла­го­дар­ную роль миро­твор­ца. Предо­ста­вим чита­те­лю судить о резуль­та­тах этой непро­стой мис­сии. Крест озна­ча­ет для веру­ю­щих сово­куп­ность все­го хри­сти­ан­ско­го опы­та по срав­не­нию с тео­ри­ей, уче­ни­ем или мета­фи­зи­че­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми”, – отме­ча­ет во всту­пи­тель­ном сло­ве И.А.Савкин.


Мне труд­но судить о всей слож­но­сти и мно­го­охват­но­сти поста­нов­ки про­блем в рабо­тах Й.Барона, важ­но то, что фило­лог по пер­во­му обра­зо­ва­нию, он береж­но рабо­та­ет со сло­ва­ми, рус­ским язы­ком, кото­рые суть отго­лос­ки Слова.


Меж­ду выхо­дом книг Архи­епи­ско­па Йозе­фа Баро­на три года, для исто­рии хри­сти­ан­ства срок как буд­то неве­лик, но кни­ги отли­ча­ют­ся по тональ­но­сти и тем, что сами буд­то про­хо­дят некий путь и ведут к нему чита­те­ля. Так и Сам Крест несёт иной отблеск – от вопро­ша­ния в пер­вом сочи­не­нии – до при­зы­ва в насто­я­щем… И эта исто­рия Кре­ста – рас­пя­тия и вос­кре­се­ния Сына через сло­во пас­ты­ря – про­дол­жа­ет раз­во­ра­чи­вать­ся у нас на гла­зах, перед внут­рен­ним оком. Про­бле­ма эку­ме­низ­ма не исчер­пы­ва­ет­ся неким общим, куда все долж­но слить­ся. Мно­го­об­ра­зие в диа­ло­ге, вот на взгляд Й.Барона то, что объ­еди­нит вокруг Распятия.


Автор ста­вит про­бле­му разъ­еди­не­ния церк­вей и внут­ри про­те­стан­тиз­ма, гово­ря о неко­ем изна­чаль­ном кон­флик­те в мате­рии – неиз­беж­ном и диа­лек­ти­че­ском: “Про­те­стан­тизм сего­дня, рас­ко­ло­тый на мно­гие тече­ния, пере­жи­ва­ет не что иное, как кри­зис. Само­му люте­ран­ству, не гово­ря об отдель­ных слу­ча­ях, как ини­ци­а­то­ру рефор­ма­ции, уже дав­но не хва­та­ет тех бла­гих поры­вов, кото­рые когда-то были осно­ва­ны имен­но на собы­тии Кре­ста… Об этом в пер­вой поло­вине XIX в. нагляд­но гово­рил вели­кий Кьер­ке­гор. Соглас­но ему, без пере­жи­ва­ния духов­ных цен­но­стей в кон­флик­те, любое Хри­сти­ан­ство оста­ет­ся формальным”.


Подоб­ный пол­но­кров­ный диа­лог воз­мо­жен, на мой взгляд, в хри­сти­ан­ской куль­ту­ре, (отку­да хри­сти­ан­ские цен­но­сти вытес­ня­ют­ся новей­шим “пост­мо­дер­низ­мом”, отри­ца­ю­щим иерар­хию цен­но­стей и гра­да­цию мира), кото­рая исто­ри­че­ски диа­ло­гич­на и может быть сво­е­го рода скреп­ля­ю­щим эле­мен­том или объ­еди­ня­ю­щей фор­мой для самых непри­ми­ри­мых кон­фес­сий, как пишет Й.Барон: ““Пол­но­та” собор­ная или кафо­ли­че­ская, в исто­ри­че­ских усло­ви­ях озна­ча­ет, в первую оче­редь, раз­ви­тие внеш­них или куль­тур­ных форм Христианства”.


Более того, таким про­стран­ством может быть и явля­ет­ся рус­ская поэ­зия – наш ренес­санс и рефор­ма­ция – изна­чаль­но напи­тан­ная духом хри­сти­ан­ства. И дело не толь­ко в самих про­из­ве­де­ни­ях, таких, как пере­ло­же­ния псал­мов, с кото­рых начи­на­лась М.Ломоносовым рус­ская свет­ская поэ­зия три сто­ле­тия назад, или ода Г.Р.Державина “Бог”, сти­хо­тво­ре­ния М.Лермонтова “Сон”, пуш­кин­ский “Про­рок”, тют­чев­ское “Не то, что мни­те вы, при­ро­да…” и сочи­не­ни­ях мно­гих дру­гих авто­ров, вплоть до насто­я­ще­го вре­ме­ни. Тако­во про­стран­ство рус­ской зем­ли, рус­ской мыс­ли, зна­ме­ну­ю­щей рас­пя­тие во всей пол­но­те чело­ве­че­ско­го и теур­ги­че­ско­го смыс­ла, ибо, как писал Ф.Тютчев, и вслед ему, Й.Барон, гово­ря о кено­си­се и уни­чи­же­нии Хри­ста не толь­ко в мире, но и в языке -


Удру­чен­ный ношей крест­ной, 
Всю тебя, зем­ля род­ная, 
В раб­ском виде царь небес­ный 
Исхо­дил, благословляя.


Гото­вы ли мы быть уго­то­ва­ны Хри­сту вос­крес­ше­му, к чему при­зы­вал апо­стол Павел? Крест, как и “обо­ю­до­ост­рый меч” Откро­ве­ния из уст Побе­ди­те­ля Мира, сим­во­ли­зи­ру­ет сво­ей жиз­нью един­ство рас­пя­тия и пре­об­ра­же­ния ради жиз­ни веч­ной, где одно невоз­мож­но без дру­го­го. Об этой жерт­ве Иису­са Хри­ста, соби­ра­ю­ще­го хри­сти­ан на гря­ду­щий эку­ме­ни­че­ский пир брат­ской люб­ви, где “види­мая” и “неви­ди­мая” церк­ви – по А.Хомякову – сопут­ству­ют друг дру­гу, сви­де­тель­ству­ет Архи­епи­скоп Йозеф Барон в сво­их про­из­ве­де­ни­ях, наве­ян­ных Духом извне, ибо, как отме­ча­ет автор, “спа­се­ние, соглас­но фор­му­ле Люте­ра, “все­гда нахо­дит­ся вне чело­ве­ка и ради чело­ве­ка (extra nos et pro nobis)””.


Слов­но о семи церк­вях изна­чаль­ных, кото­рые могут сим­во­ли­зи­ро­вать звёз­ды ков­ша или чаши созвез­дия Боль­шой Мед­ве­ди­цы, писал веч­ный изгнан­ник, писа­тель Вла­ди­мир Набо­ков: 
Семь звёз­до­чек над нами вста­ли и ука­за­ли путь к земле.


И в этом веч­ном воз­вра­ще­нии к Истине – путь крест­ный и вос­кре­ша­ю­щий. Каж­дая стра­ни­ца кни­ги Архи­епи­ско­па Йозе­фа Баро­на о Кре­сте все­е­дин­ства и брат­ской люб­ви, суще­ству­ю­щей через обще­ние христиан.

Алек­сей Фили­мо­нов, член Сою­за Писа­те­лей России.