При­кос­нись к святыне

Свя­тая Зем­ля – чару­ю­щая смесь древ­но­сти и совре­мен­но­сти, ее биб­лей­ская исто­рия ухо­дит вглубь тыся­че­ле­тий. Путе­ше­ствуя ее тро­па­ми, нель­зя не ощу­тить душев­ный тре­пет. Четы­ре тыся­чи лет тому назад по этим хол­мам бро­дил Авра­ам, три тыся­чи лет про­шло с тех пор, как здесь пра­вил царь Давид. Но для хри­сти­ан момен­том исти­ны явля­ют­ся сле­ды Хри­ста на Свя­той Зем­ле. В этих кра­ях родил­ся Иисус, Сын Божий. Здесь Он вырос, здесь был рас­пят. И здесь Он вос­крес по воле Божьей.

Зна­ком­ство со Свя­той Зем­лей ожив­ля­ет Биб­лию, и созда­ет в серд­цах тот мир, в кото­ром жил Иисус Хри­стос. Мне посчаст­ли­ви­лось побы­вать там в мар­те это­го года.

Что мы име­ем в вил­лу, когда гово­рим или слы­шим: «Свя­тая Зем­ля»? Тер­ри­то­рия Пале­сти­ны, госу­дар­ство Изра­и­ля, места, свя­зан­ные с жиз­нью Иису­са Хри­ста, Гос­по­да и Спа­си­те­ля наше­го, место покло­не­ния палом­ни­ков со все­го мира… а может, для кого-то это ниче­го не зна­чит и он стре­мит­ся и не думать о том, как важ­но для хри­сти­а­ни­на это место?

Если вы дей­стви­тель­но покло­ня­е­тесь Хри­сту и вы дей­стви­тель­но хри­сти­а­нин, то, сту­пив на эту древ­нюю зем­лю, вы испы­та­е­те то самое чув­ство, кото­рое испы­тал Мои­сей на горе Хорив, когда ска­зал ему Бог: «Не под­хо­ди сюда; сни­ми обувь твою с ног тво­их, ибо место, на кото­ром ты сто­ишь, есть зем­ля Свя­тая» (кн. Исход, 3 глава)

Эта уди­ви­тель­ная зем­ля не зря назва­на в Биб­лии зем­лей «хоро­шей и про­стран­ной, где течет моло­ко и мед», пото­му что уро­жай на ней соби­ра­ют даже не два, а все четы­ре раза и коро­вы при­но­сят до 105 лит­ров моло­ка ежедневно.

В III веке от Рож­де­ства Хри­сто­ва, мать рим­ско­го импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на I, Еле­на, посе­тив Свя­тую Зем­лю и опро­сив мест­ных жите­лей, рас­ста­ви­ла вехи хри­сти­ан­ских свя­тынь. Под ее покро­ви­тель­ством почти на всех этих местах вырос­ли храмы.

Север­ные края Свя­той Зем­ли – это мно­же­ство рек, пыш­ная рас­ти­тель­ность, вос­хи­ти­тель­ные виды, ков­ры цве­тов. В самом цен­тре рас­по­ло­же­на «жем­чу­жи­на Вефо­ро­на» – Гали­лей­ское море (оно так­же назы­ва­ет­ся Ген­ни­са­рет­ским озе­ром) – прес­но­вод­ное озе­ро, в дли­ну око­ло 20 км и в шири­ну око­ло 12 км. Это огром­ный коло­дец, кото­рый снаб­жа­ет весь Изра­иль прес­ной водой. На его бере­гах и в при­бреж­ных горо­дах (осо­бен­но в Капер­на­у­ме) Иисус про­вел боль­шую часть Сво­е­го зем­но­го слу­же­ния. Экс­кур­сии по Ген­ни­са­рет­ско­му озе­ру про­во­дят­ся на лод­ках, явля­ю­щих­ся копи­я­ми тех, на кото­рых пла­ва­ли 2000 лет назад (они были выпол­не­ны по образ­цу най­ден­но­го на дне озе­ра части лод­ки вре­мен Христа).

На севе­ре в озе­ро впа­да­ет река Иор­дан, кото­рая пере­се­ка­ет его и выте­ка­ет на юге, спе­ша далее в Соле­ное море (хотя евреи нико­гда не назы­ва­ют его Мерт­вым, а имен­но Соле­ным, пото­му что в нем , несмот­ря на соль, все-таки есть живые орга­низ­мы). В реке водят­ся четы­рех­мет­ро­вые сомы, мож­но уви­деть кося­ки рыб. Пря­мо на бере­гу мож­но купить белую рубаш­ку, что­бы зай­ти в Иор­дан и оку­нуть­ся, что мно­гие и дела­ют. Имен­но в этой реке Иисус при­нял кре­ще­ние у Иоан­на Крестителя.

Север­нее Гали­лей­ско­го моря воз­вы­ша­ет­ся пре­крас­ная гора, на вер­шине кото­рой Иисус про­из­нес Свою зна­ме­ни­тую нагор­ную про­по­ведь, что пода­ри­ло ей назва­ние «Гора Блаженства».

А вот город рож­де­ния Хри­ста, Виф­ле­ем, рас­по­ло­жен не там, где про­шли боль­шие годы зем­ной жиз­ни и слу­же­ния Хри­ста, не на севе­ре Свя­той Зем­ли, а в ее цен­тре, к югу от Иеру­са­ли­ма. Над пеще­рой Рож­де­ства, в кото­рой Он родил­ся, воз­вы­ша­ет­ся цер­ковь рож­де­ства. Она содер­жит­ся гре­че­ской и армян­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью и като­ли­ка­ми-фран­цис­кан­ца­ми. К восто­ку от Виф­ле­е­ма рас­сти­ла­ет­ся Пас­ту­шье поле, на кото­ром в день рож­де­ния Хри­ста яви­лись Анге­лы пастухам.

Когда Иисус шел в Иеру­са­лим в послед­ний раз, Он про­хо­дил через Иери­хон. Там Он встре­тил Зак­хея, глав­но­го сбор­щи­ка нало­гов в этой обла­сти. Этот чело­век влез на смо­ков­ни­цу, что­бы луч­ше раз­гля­деть, как Гос­подь про­хо­дил по горо­ду. Это огром­ное дере­во суще­ству­ет до сих пор, под ним – моза­и­ка на пли­те, на кото­рой изоб­ра­жен Зак­хей и Иисус. И до сих пор еще есть та самая, одна-един­ствен­ная доро­га из Иери­хо­на в Иеру­са­лим, по кото­рой шел Иисус (дру­гой про­сто не было, и по дру­гой Он не смог бы пройти).

Золо­той Иеру­са­лим потря­са­ет, вдох­нов­ля­ет, увле­ка­ет, его вос­при­ни­ма­ешь, как духов­ную сто­ли­цу хри­сти­ан­ства. Свои послед­ние дни Гос­подь про­вел в Иеру­са­ли­ме и близ­ле­жа­щих селе­ни­ях. Молил­ся на Мас­ли­нич­ной (Еле­он­ской) горе, попо­ве­до­вал в хра­ме, по моще­ным ули­цам Иеру­са­ли­ма про­шел Свой послед­ний путь. Здесь был рас­пят. С вер­ши­ны Мас­ли­нич­ной горы воз­нес­ся на небо с обе­ща­ни­ем прий­ти опять.

Гора Сион – одна из гор на юго-запа­де Иеру­са­ли­ма. Здесь была та гор­ни­ца, в кото­рой Иисус празд­но­вал Пас­ху со сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Верх­няя гор­ни­ца сего­дня – часть пере­стро­ен­ной церк­ви кре­сто­нос­цев. Здесь же, рядом с этой гор­ни­цей, нахо­дит­ся гроб­ни­ца царя Дави­да. Она пред­став­ля­ет собой боль­шой камень, накры­тый выши­той тка­нью и укра­шен­ный коро­на­ми и свит­ка­ми Торы.

Неда­ле­ко от Гол­го­фы, на кото­рой рас­пя­ли Иису­са Хри­ста, рас­по­ло­же­на Цер­ковь Св. Гро­ба Гос­под­ня, в кото­рой совер­ша­ют Бого­слу­же­ния раз­лич­ные хри­сти­ан­ские конфессии.

И повсю­ду на этих свя­тых местах – тол­пы людей, мно­же­ство палом­ни­ков со все­го мира, Они соби­ра­ют­ся для молитв и бого­слу­же­ний у Сте­ны Пла­ча. Эта сте­на – оста­ток Вто­ро­го Хра­ма, постро­ен­но­го в 6 веке до Р.Х., одна из Свя­тынь еврей­ско­го наро­да, место бого­слу­же­ний и цер­ков­ных тор­жеств. Неко­то­рые пишут свои молит­вы на клоч­ках бума­ги и вкла­ды­ва­ют их в щели меж­ду боль­ши­ми кам­ня­ми. Теперь там лежит и моя запис­ка о Новгородчине.

Теперь на вит­ри­нах наше­го неболь­шо­го музея Хра­ма Хри­ста вы смо­же­те уви­деть каму­шек с Иери­хон­ской сте­ны, кре­стик с камуш­ком Виф­ле­ем­ской зем­ли, засу­шен­ную веточ­ку смо­ков­ни­цы Зак­хея – доро­гие зна­ки Свя­той Земли…