Путь послед­ний Христа

Я не пом­ню, когда в пер­вый раз в жиз­ни заду­мал­ся о Боге. Ско­рее все­го, я поду­мал впер­вые о чем-то таком, когда еще малень­ким маль­чи­ком наблю­дал похо­ро­ны из окна дома, сидя на под­окон­ни­ке. Я был еще слиш­ком мал, что­бы понять, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком, когда он уми­ра­ет. Но я был доста­точ­но взрос­лый, что­бы понять, что смерть- часть этой жизни.

Ничто нас так не вол­ну­ет, как то, что каж­до­му из нас пред­сто­ит уме­реть. Смерть всех дела­ет рав­ны­ми: коро­лей и шутов, бога­тых и бед­ных. Никто не вла­стен над смер­тью – это неиз­беж­ность, насти­га­ю­щая каж­до­го. Но, как бы ни была оче­вид­на эта исти­на, смерть при­хо­дит к чело­ве­ку все­гда неожи­дан­но, даже если ему суж­де­но уме­реть в 100 лет. Чужая кон­чи­на менее инте­рес­на для нас, даже при­сут­ствуя на чужих похо­ро­нах, мы отго­ня­ем чер­ные мыс­ли прочь.

Но есть еще одна смерть, кото­рая долж­на нас вол­но­вать даже боль­ше, чем соб­ствен­ная – это смерть Иису­са Хри­ста, Гос­по­да наше­го. Свя­той апо­стол Павел утвер­ждал, что в исто­рии чело­ве­че­ства было все­го два чело­ве­ка: Адам и Хри­стос. Все осталь­ные – либо от Ада­ма. Либо от Хри­ста. И посколь­ку вы назы­ва­е­те себя хри­сти­а­на­ми, смерть Учи­те­ля не может не вол­но­вать вас. Пото­му что эта смерть и этот крест­ный путь долж­ны стать частью вашей судь­бы, если вы уже Хри­стов, а не Адам.

Вот поэто­му сего­дня я вас, доро­гой чита­тель, при­гла­шаю прой­ти путь послед­ний Хри­ста. Мне посчаст­ли­ви­лось побы­вать на этих свя­тых местах в мар­те это­го года.

Послед­ние эта­пы пути, прой­ден­но­го Иису­сом и собы­тия, про­ис­хо­див­шие на Его пути к месту, где Он был рас­пят, запе­чат­ле­ны на всех 14 оста­нов­ках крест­но­го пути. Девять из них нахо­дят­ся на ули­це Виа Доло­ро­са (Скорб­ный Путь), осталь­ные – в Хра­ме Гро­ба гос­под­ня. Неко­то­рые из этих собы­тий опи­са­ны в Еван­ге­лии, о дру­гих повест­ву­ет цер­ков­ное предание.

И пер­вый раз мы с вами оста­но­вим­ся там, где был выне­сен при­го­вор Сыну Чело­ве­че­ско­му. Это собы­тие отра­же­но в Еван­ге­лии от Луки 23:1–4: И под­ня­лось все мно­же­ство их, и пове­ли Его к Пила­ту, и нача­ли обви­нять Его, гово­ря: мы нашли, что Он раз­вра­ща­ет народ наш и запре­ща­ет давать подать кеса­рю, назы­вая Себя Хри­стом Царем…

Осуж­ден­ный на казнь иудей­ским наро­дом и Пила­том, Иисус с это­го места напра­вил­ся к месту сво­ей гибе­ли на кре­сте, кото­рый Он дол­жен был нести до места каз­ни на сво­их пле­чах: Тогда нако­нец он пре­дал Его им на рас­пя­тие. И взя­ли Иису­са и пове­ли. (Иоан.19:16)

Вто­рая оста­нов­ка посвя­ще­на несе­нию кре­ста: на этом месте Ему воз­ло­жи­ли ору­дие каз­ни на пле­чи. Сего­дня здесь нахо­дит­ся цер­ковь, кото­рая назы­ва­ет­ся Цер­ко­вью Приговора.

Изму­чен­ный пыт­ка­ми и допро­са­ми, Иисус упал под тяже­стью кре­ста: это тре­тья Его оста­нов­ка. В наше вре­мя на этом месте часовня.

На чет­вер­той оста­нов­ке, как повест­ву­ет пре­да­ние, Иисус встре­тил­ся со Сво­ей Мате­рью, о чем вам напом­нит камен­ный рельеф.

Изму­чен­ный пыт­ка­ми и допро­са­ми, Иисус не смог нести тяже­лый крест: И когда пове­ли Его, то, захва­тив неко­е­го Симо­на Кири­не­яни­на, шед­ше­го с поля, воз­ло­жи­ли на него крест, что­бы нес за Иису­сом (от Луки, 23:26). Это место отме­че­но часовней.

О шестой оста­нов­ке ниче­го не ска­за­но в Писа­нии: о том, как Веро­ни­ка отер­ла лицо Иису­са, при этом отпе­ча­ток Его лица остал­ся на плат­ке. На этом месте сего­дня сто­ит церковь.

Рядом с местом, где про­изо­шла седь­мая оста­нов­ка, как утвер­жда­ют авто­ри­тет­ные исто­ри­ки, сто­я­ли Суд­ные воро­та. Здесь уста­нов­лен столб в память о вто­ром паде­нии Спасителя.

Соглас­но Еван­ге­лию от Луки, 23:27–31 Иисус обра­тил­ся к жен­щи­нам Иеру­са­ли­ма, сле­до­вав­шим вслед за Ним на Гол­го­фу: Иисус же, обра­тив­шись к ним, ска­зал: дще­ри Иеру­са­лим­ские! не плачь­те обо Мне, но плачь­те о себе и о детях ваших.

В память об этом, уста­нов­лен крест, рядом с кото­рым – над­пись: «Иисус Хри­стос – побе­ди­тель».
Сле­ду­ю­щая оста­нов­ка отме­че­на памят­ным обе­лис­ком, став­шим впо­след­ствии частью сте­ны церк­ви, и уста­нов­лен­ным в память о тре­тьем паде­нии Иисуса.

Деся­тая оста­нов­ка напо­ми­на­ет о ссо­ре страж­ни­ков, кото­рые не мог­ли поде­лить одеж­ду Иису­са:
Итак ска­за­ли друг дру­гу: не ста­нем раз­ди­рать его, а бро­сим о нем жре­бий, чей будет, — да сбу­дет­ся речен­ное в Писа­нии: раз­де­ли­ли ризы Мои меж­ду собою и об одеж­де Моей бро­са­ли жре­бий. Так посту­пи­ли вои­ны. (Иоан. 19:24). Здесь рас­по­ло­же­на часовня.

Один­на­дца­тая оста­нов­ка, о кото­рой напо­ми­на­ет рака в роман­ском сти­ле, сви­де­тель­ству­ет о Рас­пя­тии. Во вре­мя рас­пя­тия про­изо­шло несколь­ко уди­ви­тель­ных собы­тий – одно из них – зем­ле­тря­се­ние:
И вот, заве­са в хра­ме разо­дра­лась надвое, свер­ху дони­зу; и зем­ля потряс­лась; и кам­ни рас­се­лись (Матф.27:51)

Там, где умер Спа­си­тель, в память о две­на­дца­той оста­нов­ке – Смер­ти Гос­по­да – воз­вы­ша­ет­ся цер­ковь, в осно­ва­нии алта­ря кото­рой виден кусок ска­лы с Гол­го­фы. В ска­ле боль­шая тре­щи­на, воз­ник­шая в резуль­та­те землетрясения.

После того, как Иосиф Ари­ма­фей­ский снял Иису­са с кре­ста, Его поло­жи­ли на камень ума­ще­ния, кото­рый нахо­дит­ся у вхо­да в цер­ковь – это три­на­дца­тая остановка.

Четыр­на­дца­тая оста­нов­ка – память о погре­бе­нии и Вос­кре­се­нии Иису­са Хри­ста. Здесь сто­ит цер­ковь Гро­ба Гос­под­ня. Свя­щен­ная гроб­ни­ца отде­ла­на мра­мо­ром, над ней живо­пис­ные полот­на, изоб­ра­жа­ю­щие Воскресение.

Четыр­на­дцать оста­но­вок, кото­рые не смог­ли оста­но­вить смерть. Четыр­на­дцать оста­но­вок Хри­ста – четыр­на­дцать оста­но­вок для наше­го серд­ца, кото­рое долж­но зами­рать от при­сут­ствия Хри­ста. Гол­гоф­ская тра­ге­дия – безум­ное тор­же­ство зла и тьмы, и часть Боже­ствен­но­го пла­на искуп­ле­ния чело­ве­ка от зла и тьмы.

Будь­те со Хри­стом, доро­гие бра­тья и сест­ры, про­хо­ди­те Его путем сно­ва и сно­ва, пусть Его судь­ба ста­нет вашей судь­бой. Будь­те не Ада­мо­вы, будь­те Хри­сто­вы! На этом путь нас ждет каж­до­го своя Гол­го­фа, но если мы прой­дем свою Виа Доло­ро­са так, как про­шел ее Хри­стос, то впе­ре­ди нас ждет Воскресение!