Вос­по­ми­на­ние о Христе

Эта неде­ля назы­ва­ет­ся в наро­де нашем страст­ной, пото­му что это – неде­ля стра­да­ний Хри­сто­вых. Тех стра­да­ний, чашу кото­рых испил Гос­подь перед сво­им вос­кре­се­ни­ем. И вот эта неде­ля при­бли­жа­ет­ся к кон­цу. Еще совсем немно­го, и мы с вами радост­но спо­ем : «Хри­стос вос­крес из мерт­вых, смер­тию смерть попрал!». Но преж­де чем это про­изой­дет, нам нуж­но вспом­нить еще раз исто­рию стра­да­ний Христовых.

Пред­ставь­те, что сей­час кто-то зашел и ска­зал кому-нибудь из вас : «Умер твой самый близ­кий чело­век». И серд­це бы засту­ча­ло гром­ко-гром­ко и захо­те­ло бы вырвать­ся из пле­на гру­ди, что­бы осво­бо­дить­ся от тако­го потря­се­ния. Но что про­ис­хо­дит с нами, что про­ис­хо­дит с вами, когда мы гово­рим, когда вы слы­ши­те о Хри­сто­вых стра­да­ни­ях и смер­ти Хри­ста? В Еван­ге­лии запи­са­ны сло­ва Сына Чело­ве­че­ско­го о том, что если кто-то воз­лю­бит сво­их близ­ких, род­ных, мате­рей, более, неже­ли Бога, тот не досто­ин Бога. Поче­му? Пото­му что Бог все­гда боль­ше и луч­ше. И насколь­ко боль­ше долж­но рвать­ся из гру­ди твое серд­це, когда тебе гово­рят: «Умер твой Хри­стос!». Мне кажет­ся, что все мы как-то недо­оце­ни­ва­ем Гос­по­да Хри­ста. Мы чрез­вы­чай­но все­гда ценим наших близ­ких, род­ных, наше иму­ще­ство или зва­ния, но Хри­ста, как-то, может быть, даже неза­мет­но для себя, отодвигаем.

Когда уми­ра­ет наш близ­кий, мы вспо­ми­на­ем о покой­ном через 9 дней, потом через 40, потом- год. Потом – годов­щи­ны. Вспо­ми­на­ем, «дела­ем стол». Но Хри­ста нель­зя пом­нить толь­ко 9 дней или 40 дней, два года или семь, или даже три­ста. Он оста­вил запо­ведь уче­ни­кам тво­рить при­ча­стие в Его вос­по­ми­на­ние, доко­ле Он при­дет. Хри­ста надо пом­нить всегда!

И вот сего­дня, в пред­две­рии Пас­хи, Хри­сто­ва чуд­но­го вос­кре­се­ния, хоте­лось бы мыс­лен­но пере­ме­стить­ся туда, на Гол­го­фу, в Иеру­са­лим, где совер­ши­лись Хри­сто­вы стра­да­ния и Его Гол­гоф­ская смерть. Мно­гие, навер­ное, смот­ре­ли фильм Мела Гиб­со­на «Стра­сти Гос­под­ни». Этот фильм нико­го не оста­вил рав­но­душ­ным, хотя это все­го лишь фильм. Осо­знай­те сего­дня, что за экра­ни­зи­ро­ван­ной еван­гель­ской исто­ри­ей – реаль­ная жизнь. Что пере­жи­ли вы в тот момент, когда перед ваши­ми гла­за­ми, как гово­рит апо­стол Павел, был пред­на­чер­тан Иисус, как бы у вас распятый. 
«О, несмыс­лен­ные Гала­ты! кто пре­льстил вас не поко­рять­ся истине, вас, у кото­рых перед гла­за­ми пред­на­чер­тан был Иисус Хри­стос, как бы у вас рас­пя­тый?» (Гал. 3:1)

Хотя сего­дня, в этот пред­пас­халь­ный вечер, в этом Хра­ме было бы пра­виль­но про­чи­тать: «О несмыс­лен­ные Новгородцы!…»

Все гре­хи, все стра­да­ния, все болез­ни,- все было скон­цен­три­ро­ва­но на Хри­сте. Поэто­му чело­век и обра­ща­ет­ся к Богу сего­дня, что перед его гла­за­ми был пред­на­чер­тан Иисус Хри­стос, и при том рас­пя­тый. В тот самый момент, когда вы осо­зна­ли еван­гель­скую весть и жерт­ву Хри­ста, – рас­пя­тый Бог был пред­на­чер­тан перед ваши­ми гла­за­ми. Тот, кто пове­рил это­му посла­нию, остав­ля­ет на там кре­сте свои гре­хи, пото­му что на кре­сте был при­гвож­ден грех всех, уве­ро­вав­ших в Иису­са. И пото­му, при­зна­вая в Гол­гоф­ском кре­сте под­лин­ную муд­рость, апо­стол Павел рас­су­дил знать толь­ко Хри­ста, и при­том рас­пя­то­го. Пото­му сего­дня я могу, и вы може­те, и все могут ска­зать: «Все­гда и вез­де Хри­стос со мной, Его Гол­гоф­ские муче­ния, молясь , я вижу пред собой».

И если еван­ге­лие для веру­ю­ще­го заклю­ча­ет­ся в сло­вах : «Хри­стос умер за меня», это долж­но было быть в вашей жиз­ни подоб­но про­зре­нию, кото­рое мож­но срав­нить раз­ве толь­ко с про­зре­ни­ем уче­но­го. Вскри­чав­ше­го: «Эври­ка!»

Смерть Хри­ста – един­ствен­ное собы­тие, кото­рое никто не оспа­ри­ва­ет. Исто­ри­ки, иудеи, мусуль­мане, – бук­валь­но все согла­ша­ют­ся с тем, что Хри­стос был, и что Его каз­ни­ли, и что Он умер на Гол­гоф­ском кре­сте. Мно­гие не при­зна­ют после­ду­ю­ще­го вос­кре­се­ния, как и в Еван­ге­лии от Мат фея напи­са­но: «И сии, собрав­шись со ста­рей­ши­на­ми и сде­лав сове­ща­ние, доволь­но денег дали вои­нам, и ска­за­ли: ска­жи­те, что уче­ни­ки Его, при­дя ночью, укра­ли Его, когда мы спа­ли; и, если слух об этом дой­дет до пра­ви­те­ля, мы убе­дим его, и вас от непри­ят­но­сти изба­вим. Они, взяв день­ги, посту­пи­ли, как науче­ны были; и про­нес­лось сло­во сие меж­ду иуде­я­ми до сего дня» (Матф. 28:12–15).

Но смерть и стра­да­ния Хри­ста – исти­на, о кото­рой не спорят. 
«Немед­лен­но поут­ру пер­во­свя­щен­ни­ки со ста­рей­ши­на­ми и книж­ни­ка­ми и весь синед­ри­он соста­ви­ли сове­ща­ние и, свя­зав Иису­са, отве­ли и пре­да­ли Пила­ту» (Марк. 15:1).

Пилат, как повест­ву­ет Еван­ге­лие, не хотел пре­да­вать Хри­ста смер­ти. Два раза, как запи­са­но в Еван­ге­лии от Луки, 23 гла­ве, Пилат ска­зал наро­ду: «нака­зав, отпу­щу Его». Из-за этих слов Хри­стос ока­зал­ся каз­нен дважды. 
Если вы зна­е­те исто­рию декаб­ри­стов, то, навер­ное, вы слы­ша­ли о том, что перед каз­нью через пове­ше­нье были под­ме­не­ны верев­ки. И, когда декаб­ри­стов, пове­си­ли, гни­лые верев­ки не выдер­жа­ли и обо­рва­лись. По зако­ну их уже не мог­ли каз­нить вто­рой раз – пото­му что казнь состо­я­лась. Но Нико­лай I при­ка­зал каз­нить их заново.

С Хри­стом про­изо­шло нечто подоб­ное. Пилат, желая отпу­стить Хри­ста, каз­нил Его в пер­вый раз, назна­чив 40 палок без одной. По рим­ско­му зако­ну. Если плен­ник оста­вал­ся после это­го нака­за­ния жить, его обя­за­ны были отпу­стить, пото­му что после тако­го жесто­ко­го истя­за­ния ред­ко кто оста­вал­ся в живых.

В Хра­ме Гро­ба Гос­под­ня в Иеру­са­ли­ме сто­ит под стек­лом гру­бая камен­ная колон­на (где-то 1 метр высо­той и 1 метр шири­ной). Та самая колон­на, к кото­рой при­вя­зы­ва­ли заклю­чен­но­го узни­ка для биче­ва­ния. Бичи были сде­ла­ны из сырой кожи или из жил коров. После биче­ва­ния на раз­го­ря­чен­ное и истер­зан­ное, поруб­лен­ное тело оде­ли пла­ща­ни­цу, а на голо­ву – тер­но­вую коро­ну. Вои­ны поте­ша­лись над ним. Пред­ставь­те себе: с забин­то­ван­ной раны сорвать при­лип­ший от кро­ви бинт – так затем ото­рва­ли пла­ща­ни­цу от тела Хри­ста. Так совер­шил­ся пер­вый суд. Пилат хотел после нака­за­ния биче­ва­ния осво­бо­дить Христа.

«Но они про­дол­жа­ли с вели­ким кри­ком тре­бо­вать, что­бы Он был рас­пят; и пре­воз­мог крик их и пер­во­свя­щен­ни­ков» (Лук. 23:23).

И после – казнь вто­рая, рас­пя­тие на кре­сте. И даже тогда, когда тол­па кри­ча­ла: «Пусть сой­дет со кре­ста , и мы уве­ру­ем в Него», даже тогда Он пока­зал тот образ, о кото­ром писал про­рок Иса­ия: «муж скор­бей, изве­дав­ший болез­ни». Рас­пя­тый Хри­стос на кре­сте, в поло­же­нии с рас­про­стер­ты­ми рука­ми, при кото­ром вдох­нуть воз­дух мож­но, выдох­нуть никак, отче­го и уми­ра­ли, мно­гие вися­щие на кре­сте – от уду­шья. Вот Он, рас­пя­тый Хри­стос, пред­на­чер­тан перед наши­ми гла­за­ми, погиб­ший от рук греш­ни­ков, о, несмыс­лен­ные Нов­го­род­цы, от наших рук! Мы повин­ны в смер­ти Хри­ста! Сего­дня смерть Хри­ста, сего­дня Гол­го­фа. Сего­дня стра­да­ния! Стра­да­ния Того, Кто боль­ше всех воз­лю­бил тебя и меня!

«Как дале­ко восток от запа­да, так уда­лил Он от нас без­за­ко­ния наши так уда­лил Он от нас без­за­ко­ния наши» (Пс. 102:12).

А как дале­ко восток от запа­да? Не родил­ся тот мате­ма­тик. Кото­рый может это высчи­тать и , навряд ли, родит­ся. Бог гово­рит, что Он наши без­за­ко­ния и гре­хи уда­лил так дале­ко, как дале­ко восток от запа­да. Как это дале­ко? Вы дума­е­те, что это так дале­ко, как мы друг дру­га про­ща­ем? Так, как мы уда­ля­ем гре­хи друг дру­га? Сла­ва Богу, что Бог – не мы, и Он уда­ля­ет наши гре­хи. Сла­ва Богу, что Он оста­вил нам чашу радо­сти. Испив до дн горь­кую чашу без­за­ко­ний. Помо­лим­ся, Аминь!

Про­по­ведь про­из­не­се­на Епи­ско­пом Нов­го­род­ских церк­вей А.И. Кора­бель 30 апре­ля на пред­пас­халь­ном Бого­слу­же­нии в Хра­ме Христа.