О про­ще­нии

“… Дол­жен ли хри­сти­а­нин про­щать того, кто не про­сит про­ще­ния и не дума­ет об этом? Я имею невест­ку, кото­рая сде­ла­ла мне мно­го непри­ят­но­стей, а теперь как ни в чем не быва­ло жела­ет про­дол­жать дру­же­ские отно­ше­ния. Я ска­за­ла ей: “После все­го того, что ты сде­ла­ла, тебе сле­до­ва­ло бы ска­зать по край­ней мере: “Я сожа­лею”. Но в ответ она ска­за­ла: “Я нико­гда в моей жиз­ни ни перед кем ни изви­ня­лась и не гово­ри­ла, что я долж­на была отве­тить на эти сло­ва? Как дол­жен посту­пать хри­сти­а­нин в таком или подоб­ном поло­же­нии? Тер­петь? Но до каких же пор?” 
 
Нам преж­де все­го сле­ду­ет вспом­нить сло­ва Хри­ста: “Если брат твой согре­шил про­тив тебя, про­сти ему”. Сколь­ко раз? Семь раз? Нет, но семь раз по семи­де­ся­ти. 
 
В вашем поло­же­нии, когда вы живе­те с чело­ве­ком, кото­рый вам часто при­но­сит огор­че­ния, дру­го­го отве­та быть не может, как толь­ко про­щать. Вы не долж­ны носить в душе гнев про­тив тако­го чело­ве­ка. Вы може­те огра­ни­чить с нею или с ним свя­зи; може­те стать более осто­рож­ны­ми, но не долж­ны тре­бо­вать изви­не­ния. Вынуж­ден­ное изви­не­ние ниче­го не сто­ит. Вам лег­че про­сто про­стить. Это хоро­шо преж­де все­го для вас. 
Изви­не­ние – это не усло­вия для про­ще­ния. Хри­сти­а­нин, рож­ден­ный свы­ше, дол­жен преж­де все­го пре­бы­вать в мире с Гос­по­дом и с самим собою, а если хри­сти­а­нин не име­ет духа про­ще­ния, у него не может быть и уми­ро­тво­ре­ния в серд­це. 
 
Поду­май­те о том чело­ве­ке, кото­рый согре­шил про­тив вас, но не жела­ет это при­знать и изви­нить­ся. Вполне воз­мож­но, что он нико­гда не пере­жил воз­рож­де­ния или име­ет какие-либо пси­хо­ло­ги­че­ские дефек­ты или жиз­нен­ные потря­се­ния оже­сто­чи­ли его серд­це. Глав­ное, что­бы ваше серд­це не утра­ти­ло мира с Богом. 
Воз­мож­но, ваша невест­ка дума­ет, что вы вино­ва­ты в непри­ят­но­стях. При­не­си­те ей свои изви­не­ния. Если она не при­мет их – вы сво­бод­ны перед Гос­по­дом, и вам бес­по­ко­ить­ся не о чем. Важ­но, что­бы вы име­ли в душе дух про­ще­ния. 
 
Люди мира сего с этим поло­же­ни­ем не счи­та­ют­ся, но мы же ведь хри­сти­ане и зна­ем запо­ведь Хри­ста о про­ще­нии бра­та, кото­рый согре­шил про­тив нас. Ну, а если он вино­ват? Вот имен­но того, кто вино­ват перед нами, мы и долж­ны про­щать неза­ви­си­мо от того, созна­ет он свой посту­пок или нет, про­сит он про­ще­ния или нет. 
 
Вспом­ни­те, что пере­нес Иисус Хри­стос, без­греш­ный Сын Божий. И Он молил­ся о тех, кото­рые Его рас­пи­на­ли, про­сил Отца про­стить их. Люди мира сего не могут вме­стить такое поло­же­ние, но хри­сти­а­нин – это новая тварь, и его отно­ше­ние к обид­чи­кам совер­шен­но дру­гое. На Хри­ста пле­ва­ли, над Ним насме­ха­лись, Его били до кро­ви, бого­хуль­ство­ва­ли. Вы ведь не пере­нес­ли столь­ко боли от вашей невест­ки? Конеч­но, нет. А вот Свя­щен­ное Писа­ние учит нас смот­реть на Хри­ста и под­ра­жать Ему во всем и осо­бен­но в про­ще­нии тех, кто вино­вен перед нами. 
 
Вы може­те ска­зать: Но Хри­стос про­ща­ет нас не рань­ше наше­го пока­я­ния. 
 
Это вер­но. Но вы так­же долж­ны понять, что, когда Хри­стос молил­ся со кре­ста: “Отче, про­сти им, ибо не зна­ют, что дела­ют”. Он не ожи­дал от рас­пи­на­ю­щих пока­я­ния. Это пер­вое. Вто­рое, вы долж­ны понять, что если мы испо­ве­ду­ем перед Богом наши согре­ше­ния, при­хо­дим к Нему с пока­я­ни­ем, то толь­ко пото­му, что Бог, Отец Небес­ный, уми­лил наши серд­ца, дал нам дух пока­я­ния. Хри­стос ска­зал: “Никто не при­хо­дит ко Мне, если не при­вле­чет его Отец Небес­ный”. 
 
Мы про­сим про­ще­ния за сде­лан­ные гре­хи толь­ко пото­му, что Отец Небес­ный открыл нам гла­за на самих себя, и мы во све­те Писа­ния уви­де­ли себя греш­ни­ка­ми. Толь­ко при таком состо­я­нии чело­век спо­со­бен прий­ти ко Хри­сту за про­ще­ни­ем. 
 
Конеч­но, мы не в состо­я­нии про­бу­дить созна­ние и совесть обид­чи­ков и воз­бу­дить в них дух пока­я­ния. Это не в наших силах. Здесь не может быть сорев­но­ва­ния. Но поз­воль­те мне напом­нить вам несколь­ко сти­хов из 1Петра 2:20–21: “Ибо что за похва­ла, если вы терпите,когда вас бьют за про­ступ­ки? Но, если, делая доб­ро и стра­дая, тер­пи­те, это угод­но Богу. Ибо вы к тому при­зва­ны; пото­му что и Хри­стос постра­дал за нас, оста­вив нам при­мер, дабы мы шли по сле­дам Его”.