Граф Корф Модест Модестович, Пашков Василий Александрович и все остальные участники духовного пробуждения в России – вот плеяда увлеченных Господом людей. Как-то я задал вопрос одному коллекционеру и был не рад. Полтора часа он показывал свою коллекцию, воистину увлеченный человек. Библейские пророки были увлечены Господом, хотя их били за это, в колоду сажали, они страдали от своего увлечения, от своего служения. Я не скажу, что это профессия. У пророков не бывает профессии – у них есть служение. Профессия может быть у кого угодно, только не у пророка, не у глашатая Божьего. У него нет профессии, у него нет регалий, но он очень увлечен Богом. Вот это его стержень, вот это дает ему жизнь. Увлеченный Господом всегда будет говорить о Боге. Как говорят: «Кто за что, а кура за просо». Такой человек всегда выдаст себя, заговорит, и вы поймете перед вами верующий или нет. Побудьте, пообщайтесь с ним, и если не всплывет эта тема никак, и его увлечение Господом нигде не проявится, скорее всего – это просто воспитанный человек, ориентированный религиозно, но это не верующий человек. А вот если Слово Божие, Его закон, Его заповеди, Его повеления, Его обетования, Его уставы он прославляет, значит он увлечен Им. Добровольное следование за Господом – это необходимость. Это условие верности: тот, кто следует за Господом за компанию с другими, не увлеченно, тот оставит Бога, как только начнутся испытания или трудности. Неувлеченных людей много было в 90‑е годы, кажется вся Россия стала христианской, не просто православной, она по-новому стала воспринимать Слово. Но оказалось, не было настоящего увлечения, знакомства с Господом лично, но все было как-то опосредованно, и вот эта опосредованность, собственно говоря, разрушительна, но та душа, которая увлекается Господом, она останется ему верной в любых обстоятельствах. На голову Иеремии, как я уже сказал, сыпались насмешки, издевательства, но он оставался верным, его не сломили ни гонения, ни репрессии.
Модест Модестович Корф, собственно говоря, потерял все здесь в России: доброе имя, гражданство, имущество, все. Почему его не сломили, ведь он потерял Родину? И не он один – все родоначальники движения евангельского в Петербурге, это их общая история. Это так хрестоматийно, логикой это как объяснить. Вспоминаю строчку из известной песни Высоцкого «молчит наука». Интересно, что Господь не магией увлекает. Вы не просто зачарованы и в неадеквате идете за ним как в гипнозе, хотя некоторые культы и этим пользуются. Я не об этом говорю, а говорю о трезвом уме, о выборе. Это убеждение твое, это стиль твоей жизни – ты по другому не можешь. Поэтому ты не можешь об этом не говорить, ты не можешь не молиться. Абсолютно полный разворот. Поэтому мы говорим о духовном возрождении. Это признак духовно возрожденного человека. Увлеченный человек! Увлеченный Господом! Господь увлекает своей любовью, Он любит тебе и меня, мы ему дороги. Бог, на Лице Которого, как пишет Исаия в 6 главе, боятся ангелы посмотреть, херувимы и серафимы двумя крыльями закрывают лице свое, двумя закрывают ноги, двумя крыльями машут и восклицают: Свят! Свят! Свят! Господь Саваоф! Этот Бог любит тебя и меня, это удивительно, это тоже логически необъяснимо. Бог, которого никто никогда не видел, от лица Которого бежало и будет бежать небо и земля, Он желает привлечь тебя и меня к себе. Именно так, на таких условиях, не меньше. На меньшее он не согласен, потому что Он так отдал Себя, Он в такой степени Себя предоставил. Поэтому правильно увлекаться Богом – это самое лучшее увлечение в жизни. Самое главное, самое важное жизнеобеспечивающее увлечение. Это не то, что тебя куда-то заведет или сделает таким полуненормальным или сумасшедшим, нет, это наоборот приведет тебя в твой настоящий статус богоподобия. Вот где настоящее обожение, вот где уподобление Богу через увлечение Богом.
Можно задать себе массу вопросов: Я увлечен Богом или я просто исследователь Его? Может я смотрю на Него со стороны? А на религию, на религиозный мир? Это тоже неплохо, но этого мало. Любое увлечение, любое хобби может стать судьбой. Бог хочет, чтобы из суммы увлечений, которыми нас дергает жизнь мы выбрали самое главное. И это был бы Бог. Можно быть увлеченным собой, своим талантом, можно быть увлеченным своей профессией. Это все неплохо, но этого мало: в отношениях с Богом, этого мало. Можно быть увлеченным этим миром, можно быть увлеченным искусством, музыкой, поэзией – всем, чем угодно. Если вы только этим увлечены, если только поэтому вас интересует Бог, то вы не узнали Бога. Вы еще далеки от Него и я тоже. Быть увлеченным Господом, это значит жить Богом, жить для Него.
И вольно, и крылато Модест жил с ранних лет. Высокий графский статус, Богатство, высший свет. Чиновник царской свиты, Гофмейстер при дворе – Он лаврами увитый, Был в золотой поре. Блестящая карьера, Великосветский быт, Душа с формальной верой Не знала, как ей быть. Умен и образован, Аристократ, эстет – Он в истине Христовой Нашел душе ответ. Плененный суетою, Спешил под сень креста И все почел тщетою С тех пор ради Христа. Он шел в салоны знати, В ночлежки и в тюрьму, Желанием объятый Рассеять светом тьму. Увидев в ближнем брата, Трудился на износ, И бедным и богатым Евангелие нес. И не жалея силы Стране своей служил, Но, был лишен России, Которой дорожил. Вдали, под небом синим, С годами все сильней, Молился за Россию Он до последних дней. И Господу, крылато, Служил до крайних лет, Имея высший статус И вышний Божий свет.
Александр Александрович Горянин, пастор церкви «Воскресение», поэт, г. Санкт- Петербург.