Прошли праздники, как говорят: «отзвучали фанфары»… Пасха, потом Троица – день Рождения Церкви. Но в сознании все еще остается вопрос, который в день Троицы после проповеди апостола Петра прозвучал из уст многотысячной толпы: «Что нам делать, мужи братья?». Можете представить три тысячи человек: шум, гам, крики? Но всех интересует один и тот же вопрос: «Что нам делать?».
Все мы слышали и знаем об Иуде Искариоте, который по-своему ответил на этот вопрос. Дело было так: сначала он ходил вместе со Христом, потом он Его предал, а осознав свою вину, пошел к священникам, чтобы найти ответ на этот вопрос, но те сказали: «что нам до того? смотри сам» (Матфея 27:4). Он так и поступил – пошел и удавился…
Прошло 2 тысячи лет… но вопрос «что делать?» задается и сегодня. Нет ни одного, кто бы ни задавал себе, или обществу, или небу однажды: «что делать?» 150 лет назад Чернышевский написал свой роман «Что делать?», находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, и в обществе не осталось людей, равнодушных к этому вопросу и к роману. Обычно любое произведение интригует своим названием и частично раскрывает его тему. Н.С.Лесков писал: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком,— но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г‑жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т.п.— все на разные тоны» («Северная пчела». 1863. №142). Но сегодня речь идет не о романе Чернышевского, но о вопросе, который себе задает человек, как индивидуум. Один и тот же вопрос: «Что делать?». Ребенок падает в лужу, встает и думает: «Что же теперь делать?» Муж изменят жене – встает тот же вопрос. Человек ломает ногу, или его укусил клещ, или где-то прорвало нефтяную скважину, – звучит один и тот же вопрос: «что делать?»… Разные проблемы, разное горе – вопрос один.
Парадигмы Библейского решения в Ветхом Завете.
Так как этот философский вопрос занимал различных мыслителей, религиозных деятелей, пророков, я хотел бы обратить ваше внимание сегодня, дорогие друзья, на некоторые Библейских примеры, которые показывают, к какому решению приходили пророки и цари, задаваясь этим вопросом.
Итак, в книге Исход, 17 главе рассказывается, как израильский народ, находясь в пустыне, начал укорять своего вождя и пророка Моисея. У них не было воды. Народ роптал на Моисея, говоря: «Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?» (стих 3). И возопил Моисей к Господу и сказал: «Что мне делать с народом сим? Еще немного и побьют меня камнями». Моисей, не знал, что ему делать, но он знал к Кому ему нужно обратиться. К Богу. «И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там, на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских» (стих 5,6) Моисей не стал искать, исследовать пути выхода из сложившейся ситуации, он просто обратился к Богу и получил ответ. Мой дорогой друг, если ты не знаешь что делать? Запомни: есть выход – просто обратись к Богу.
Еще один пример, который оставлен для нас в 1 книге Царств 28 главе, где речь идет о царе Сауле. Саул и народ израильский воевали с филистимлянами, и пришел день и час, когда Саул не знал, что ему делать, и он обратился к Аэндорской волшебнице, которая вызвала из мертвых пророка Самуила. В 15 стихе читаем: «И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня, и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать.» «И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?…предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян. Тогда Саул вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила…». Друзья, авторитетом для человека в его жизни не должны быть колдуны и экстрасенсы, чревовещатели и вызыватели мертвых, но живой, истинный и всегда отвечающий Бог.
Священное Писание говорит (Откровение 21:8), что решать вопрос «что делать?» нужно не с чародеями и мертвыми, но с Богом.
Еще одна история, о которой мы читаем в 4 книге Царств, 6 главе, где говорится о пророке Елисее и его слуге. История эта повествует о том, как царь Сирийский пошел войною на Израильтян. И окружил город Дофаим, где находился Елисей и его слуга. Слуга не видел того воинства небесного, которое видел пророк Божий Елисей, а видел только многочисленное Сирийское войско вокруг города, коней и колесницы. И в страхе обратился к пророку Елисею и сказал: «Что нам делать?». «И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея». (16,17 стихи). Елисей молился Богу, чтобы Бог открыл его ближайшему помощнику, его слуге, что этот вопрос был только в его сознании, и только по одной причине: он не видел того, что может видеть только преданный Богу человек, и это может открыть только Бог. Эта Библейская история — пример того, как мы можем помочь своему другу или ближнему, когда у них встает вопрос «что делать?».
Новый Завет о решении проблемы.
Касаясь Ветхого Завета, мы обратили наше внимание на царей и на пророков, и у читателя может создаться такое впечатление, что этим вопросом могут задаться только люди, отвечающие за общество, народы и страны. Но давайте «опустимся на землю», и обратимся к Новому Завету, к Евангелию от Луки, 3 главе. Скорей всего, вы знаете, кто такой был Иоанн Креститель, поэтому мы воздержимся от того, чтобы рисовать его портрет. Напомним лишь, что это последний из пророков Ветхого Завета, о котором Исаия сказал, что он «глас вопиющего в пустыне для приготовления пути Господу» ( Исаия 43). Во дни его служения, когда он проповедовал на берегах Иордана, подходили к нему люди с различными вопросами. В 10 стихе написано: «спрашивал его народ: что нам делать?» В 12 стихе читаем: «приходили мытари и спрашивали: что нам делать?» В 14 стихе говорится: «также и воины подходили и спрашивали: «а нам что делать?». И всем им Иоанн пояснял: «у кого есть пища и одежда — дай неимущему», мытарям: «не требуйте более определенного вам», а воинам сказал: «не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием». Иоанн учил всех этих людей поступать исключительно по Божьим принципам.
В Евангелии от Иоанна 11 главе 47 стихе написано, что даже священники задавались вопросом: «что нам делать?» В 9 и 22 главах Деяний апостолов рассказывается об обращении апостола Павла, и в обоих случаях звучит один и тот же вопрос. В 9 главе Павел задает первый вопрос Богу: «Кто Ты, Господи?», а второй, в трепете и ужасе: «что повелишь мне делать?» А вот в 22 главе Павел, рассказывая о своей встрече со Христом, объясняет немного по-другому: «Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать» (10 стих). Первое, что приходит к нам в голову: муж Божий, имеющий «большую ученость» не может позволить себе подобный вопрос. Но все мы люди, и все мы смертные, поэтому Павел написал именно так, как он это заявил Господу: «что мне делать?». Но мне кажется, суть заключается не в самом вопросе, который нас интересует, но «изюминка» находится во второй части этого стиха, в ответе Господа, Которому направляет свой вопрос Павел. Посмотрите на глаголы: встань и иди. Посмотрите на цель – Господь указывает цель — Дамаск: именно «там тебе будет сказано».
Мы должны научиться слушать Господа. Вопрос мы всегда можем задать. А вот слышать голос Господа нам нужно учиться так, как когда-то учился Самуил (1 книга Царств, 3 глава, 7 стих): «Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне». Но пришло время, когда Самуил услышал и сказал: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой ». Возвращаясь к апостолу Павлу, думаю, что в ответе Господа прослеживается ожидание и терпение, чтобы исполнить волю Божию и получить обещанное (Евреям 10 глава 36 стих). Но самой главной и доминирующей идеей в этом стихе является то, что Бог сказал Павлу: «Иди, и сказано будет тебе,- что назначено тебе делать». Полагаю, что это потрясающее слово должно быть приятно каждому христианину.
Уважаемый друг, если ты еще не получил ответ – разумеется, от Господа – на вопрос «что делать?» или «что тебе делать?», обратись к Тому, Кто может дать тебе на него ответ. Ответ, созвучный ответу Павла: «что назначено тебе делать. Что назначено тебе от Бога». И тогда каждый из нас сможет правильно осознать свое предназначение, живя здесь, на этой земле. А предназначение наше есть исполнение воли Божьей. «Иисус сказал: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоанна 6 глава 29 стих).
В Троицу, в день рождения Церкви, когда апостол Петр произнес слова собранию Израильтян и сказал: «Бог соделал Господом и Христом этого Иисуса, Которого вы распяли», людям стало страшно, но они не поступили так, как поступил Иуда. Они искренно обратились к Петру с вопросом «что нам делать?» И Петр ответил: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа… Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч».
Дорогой друг, что бы ни случилось в твоей жизни, может быть, ты употребляешь наркотики и не знаешь что делать, а может быть, ты потерял близких, может быть, тебя уволили с работы, может быть, от тебя отвернулись все твои друзья и ты думаешь, что ты остался совсем один в этом мире, или у тебя не получается с учебой … И в твоем сознании вновь и вновь звучит этот вопрос: «что делать?» … Не забудь, твоя участь в этом мире зависит от Бога! Задай именно Ему этот вопрос!
Епископ А.И. Корабель