Ян Амос Коменский

Выхо­дец из Мора­вии, Комен­ский чув­ство­вал себя духов­ным наслед­ни­ком, пре­ем­ни­ком обще­сла­вян­ских про­све­ти­те­лей Кирил­ла и Мефо­дия. Послед­ний Епи­скоп Общи­ны чеш­ских и морав­ских бра­тьев, чья дея­тель­ность явля­лась про­дол­же­ни­ем дея­тель­но­сти Яна Гуса.
Родив­ший­ся 28 мар­та 1592 года в Нив­ни­це неда­ле­ко от морав­ско­го горо­да Угер­ский Брод, Ян – поз­же взяв­ший себе вто­рое, биб­лей­ское имя Амос и про­зва­ние Комен­ский по месту про­ис­хож­де­ния его отца – с дет­ских лет был вос­пи­тан­ни­ком Общи­ны чеш­ских и морав­ских бра­тьев.
После обу­че­ния в Гер­борн­ском уни­вер­си­те­те он вер­нул­ся в Мора­вию и был опре­де­лен гла­вой брат­ской шко­лы в Прше­ро­ве, а в 1618 году Общи­на назна­чи­ла его про­по­вед­ни­ком в город­ке Фул­нек, где он так­же стал руко­во­дить мест­ной шко­лой.
Меж­ду тем в зем­лях Чеш­ско­го коро­лев­ства раз­го­рал­ся ост­рей­ший рели­ги­оз­ный и поли­ти­че­ский кон­фликт, дав­ший тол­чок кро­во­про­лит­ной Трид­ца­ти­лет­ней войне в Евро­пе. Нача­лись пре­сле­до­ва­ния про­те­стан­тов – и Комен­ский был вынуж­ден скрыть­ся.
Тем вре­ме­нем в Фул­не­ке уми­ра­ют от чумы его пер­вая жена и двое сыно­вей, гиб­нет в огне собран­ная Комен­ским бога­тая биб­лио­те­ка…
Импе­ра­тор­ские эдик­ты 1624 и 1627 годов пред­пи­са­ли под стра­хом смерт­ной каз­ни перей­ти всем про­те­стан­там в като­ли­цизм или поки­нуть стра­ну. В 1628 Комен­ский вме­сте со вто­рой женой и ново­рож­ден­ным сыном, как и еще трид­цать тысяч семей про­те­стан­тов, отправ­ля­ет­ся в эмиграцию.

После­до­ва­ло три­на­дцать лет изгна­ния в поль­ском город­ке Леш­но. Здесь он про­дол­жа­ет осо­бо важ­ное для под­дер­жа­ния дела изгнан­ной Общи­ны пре­по­да­ва­ние в брат­ской шко­ле, а так­же тео­ре­ти­че­ское осмыс­ле­ние соб­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го опы­та, вылив­ше­е­ся, в част­но­сти, в такие все­мир­но извест­ные тру­ды, как “Вели­кая дидак­ти­ка” и учеб­ник латы­ни “Вра­та язы­ков отвер­стые”.
В 1648 году Комен­ско­го изби­ра­ют Епи­ско­пом Общи­ны, и он на два года воз­вра­ща­ет­ся в Леш­но. Вест­фаль­ский мир­ный дого­вор поло­жил конец трид­ца­ти­лет­ней войне и раз­ве­ял надеж­ды чеш­ских про­те­стан­тов вер­нуть­ся на роди­ну.
В 1650 году Ян пишет еди­но­вер­цам и сооте­че­ствен­ни­кам алле­го­ри­че­ское заве­ща­ние под назва­ни­ем “Завет уми­ра­ю­щей мате­ри Общи­ны брат­ской”. В этом про­из­ве­де­нии из автор­ско­го пере­чис­ле­ния пере­да­ва­е­мых потом­кам цен­но­стей вполне оче­вид­ны про­грамм­ные при­о­ри­те­ты Комен­ско­го. В ряду их выде­ля­ет­ся “преж­де все­го любовь к прав­де Божи­ей чистой, что нам пер­вым сре­ди про­чих наро­дов начи­нал являть Гос­подь уста­ми учи­те­ля наше­го Гуса…” Вто­рым глав­ней­шим досто­я­ни­ем при­зна­ет­ся Биб­лия…
Пра­ви­ла пове­де­ния для юно­ше­ства, собран­ные в 1653 году
О нра­вах вооб­ще
1. Осно­ва­ние бла­го­нра­вия есть такое настро­е­ние чело­ве­че­ско­го духа, в силу кото­ро­го чело­ве­ку при­ят­но вести себя таким обра­зом, что­бы быть любез­ным Богу и доб­рым людям.
2. Юно­ша, где бы ты ни был, помни о том, что ты все­гда перед лицом Бога и анге­лов, а может быть, и людей.
3. Да будет чист дух твой ради Гос­по­да и тво­ей сове­сти; ради же анге­лов и людей да будут чисты и чест­ны лицо твое и пове­де­ние, речь и весь внеш­ний облик.
В церк­ви
1. Если тебе доро­ги сла­ва Божия и соб­ствен­ное спа­се­ние, не укло­няй­ся от уча­стия в Бого­слу­же­нии.
2. Каж­дый дол­жен носить с собою в цер­ковь Псал­тирь и Биб­лию…
3. Заняв свое место, скло­нись перед Богом и вру­чи Ему свою душу.
4. В хра­ме все вре­мя веди себя так, как если бы ты был перед лицом Гос­по­да: не допус­кай ни сло­вом, ни жестом ниче­го непо­до­ба­ю­ще­го перед Богом.
5. Когда общи­на поет псал­мы, не мол­чи, как нови­чок сре­ди хри­сти­ан, но да обра­тит каж­дый серд­це и уста свои в орга­ны сла­вы Божи­ей.
О появ­ле­нии в обще­стве
1. Нико­гда не являй­ся на людях ина­че, как вымыв­шись, при­че­сав­шись и при­лич­но одев­шись.
2. На ули­це и повсю­ду, где на тебя смот­рят, веди себя бла­го­при­стой­но, что­бы никто не упрек­нул тебя в чем-либо.
О речи
1. Речь пусть слу­жит тому, что­бы учить или учить­ся; ина­че луч­ше мол­чать.
2. Если гово­ришь, то мысль долж­на опе­ре­жать язык, а не наобо­рот, что­бы тебе не запи­нать­ся и не брать назад свои сло­ва, ска­зан­ные нев­по­пад.
3. Голос дол­жен быть мяг­ким и спо­кой­ным, а не крик­ли­вым, раз­дра­жа­ю­щим слух, одна­ко внят­ным, что­бы он мог дой­ти до собе­сед­ни­ка.
За сто­лом
1. Не забы­вай молить­ся до и после тра­пезы, кото­рую да осе­нит бла­го­сло­ве­ние свы­ше.
2. Лишь неоте­сан­ным людям свой­ствен­но:
- садить­ся без поз­во­ле­ния
- зани­мать непо­до­ба­ю­щее место
- выхва­ты­вать у дру­гих луч­ший кусок
- под­со­вы­вать сосе­дям свои объ­ед­ки
- жевать и гово­рить одно­вре­мен­но
3. Юно­ша дол­жен есть для под­креп­ле­ния сил, а не для чревоугодия.

Каж­дый из роди­те­лей несет ответ­ствен­ность перед Богом за свое чадо: как вос­пи­тал, чему научил, куда напра­вил… Какой смысл успел сфор­ми­ро­вать в душе ребен­ка. А смысл жиз­ни мож­но помочь наaй­ти дру­го­му лишь тогда, когда ты сам хоро­шо зна­ешь, где его искать. Веру­ю­щий твер­до зна­ет, что смысл жиз­ни, сча­стье и гар­мо­ния ее заклю­че­на лишь толь­ко в Боге и в лич­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях Бога и чело­ве­ка. Но, как гово­рит­ся, свои моз­ги не вста­вишь… А и не надо их нико­му встав­лять! Доста­точ­но жить так, как учишь, выпол­нять то, что тре­бу­ешь, и не делать того, что запре­ща­ешь. Нагляд­ность – луч­ший спо­соб обу­че­ния, образ жиз­ни роди­те­лей – луч­ший урок для детей. Жизнь, лишен­ная смыс­ла, источ­ник мно­гих про­блем наше­го обще­ства. Об этом же гово­рят и иссле­до­ва­ния уче­ных:
Док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук и док­тор фило­со­фии Сер­гей Кова­лев, бесе­дуя недав­но с обо­зре­ва­те­лем “Изве­стий – Нау­ка” Т.Батеневой, кор­ни про­бле­мы роста под­рост­ко­вой пре­ступ­но­сти видит в сле­ду­ю­щем. Он ука­зы­ва­ет три при­чи­ны наси­лия: уста­лость от ожи­да­ния резуль­та­тов бес­ко­неч­ных реформ, серьез­ные духов­ные про­бле­мы наше­го обще­ства, цен­ност­ная агрес­сия и утра­та смыс­лов. А про­яв­ле­ния наси­лия, кото­рые мы видим, уче­ный счи­та­ет лишь вер­хуш­кой айс­бер­га. Он утвер­жда­ет, что насту­пи­ло вре­мя злых детей, кото­рые мстят роди­те­лям, у кото­рых нет ника­ких роди­тель­ских норм.
В фашист­ском конц­ла­ге­ре пси­хо­лог Фран­кл вывел зако­но­мер­ность: даже там выжи­ва­ли толь­ко те, у кото­рых был хоть какой-то смысл суще­ство­ва­ния. Из это­го роди­лась лого­те­ра­пия – тера­пия смыс­ла, кото­рая дока­за­ла, что чело­век может пре­одо­ле­вать любые пре­пят­ствия, если видит смысл этого.