Звезда Рождества давно не давала покоя и людям науки, и богословам.
Что это была за таинственная звезда, которая вела за собой восточных мудрецов и которая остановилась по повелению Божьему над домом Младенца?
Ученые давно пытаются отгадать загадку Рождественской звезды.
В 1603 году известный астроном Кеплер заметил соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Эти большие планеты составляют на небосклоне звезды первой величины. Оказавшись так близко друг от друга, они могли быть приняты за одну необыкновенную звезду. Это явление началось 17 декабря. Весной следующего года к обеим этим планетам присоединился Марс, увеличив объем и блеск этого сияния.
10 октября 1604 года в восточной ноге созвездия «Змееносец» по соседству Юпитера и Сатурна, появилась новая звезда, превосходящая все звезды первой величины, звезда необыкновенно блестящая и имевшая особенный цвет, искрившаяся переменными цветами, «подобно короне из драгоценных камней». Так выражается о ней ученик Кеплера Бруновский, напоминая этим замечанием описание у Игнатия Богоносца вифлеемской звезды, которая, по нему, «искрилась подобно бриллианту, больше всех других звезд». Просветив ярко около года, а затем постепенно теряя свой блеск, новая звезда исчезла в марте 1606 года. Кеплер занялся исследованием, мог ли подобный феномен произойти в эпоху рождества Христова, и пришел к заключению, что такое планетное соединение происходит каждые 800 лет и должно было произойти в 747 году от основания Рима, за несколько лет до настоящего года Рождества Христова.
Взгляды Кеплера развиты впоследствии Мюнтером, Иделером и Визелером. По их вычислениям Юпитер и Сатурн должны были соединиться 20 мая 747 года. Различные комбинации этих планет, имевшие место в течение некоторого времени, могли казаться движением необычайной звезды, и именно с востока на юг, т.е. по тому самому направлению, по которому пришли в Иерусалим восточные мудрецы.
Астрономом Голльдшмидтом установлено также, что такое звездное явление могло быть видимо людьми, оставившими Иерусалим, и что оно могло указывать им путь почти пред ними, по направлению к Вифлеему и остановиться над ним.
Визлер в астрономических таблицах Китая нашел упоминание о переменной звезде, появившейся в эпоху именно Рождества Христова.
Но Притчард впоследствии доказал, что во время своего соединения планеты Юпитер и Сатурн не кажутся одной звездой, так как расстояние между ними в то время не менее диаметра Луны.
Другие, считая звезду волхвов тоже периодической, полагают период ее возврата в 317 лет. Такое предположение высказано несколькими астрономами по поводу появления 20 февраля 1901 года в созвездии Персея новой звезды, названной Nova Persel. Астроном Шу по поводу этого появления составил полный список временных звезд, о которых сохранились более достоверные известия. Первая из них отмечена у китайцев за 143 года до христианской эры. У Плиния есть упоминание о яркой звезде за 130 лет до Р.Х. Далее идет ряд годов: 123, 173, 369, и т.д. до 1892 года. Американский астроном Тоттл высказал предположение, что звезда в Персее 1901 года – та самая, которая вела волхвов. Можно предполагать, что одна и та же периодическая звезда появляется на небосклоне приблизительно раз в 317 лет. Правда, она то опаздывает, то спешит. Кеплер верил, что эта звезда возвращается, причем в эпохи, поворотные для человечества: Адама, Еноха, потопа, … , Христа, реформации…
Большинство учителей Церкви придерживались того мнения, что звезда нарочито была создана Богом в момент рождения Спасителя. Одиноко стоит мнение Златоуста, что звезда – это ангел в образе звезды.
С явлением в мир Спасителя в него вошел столь обильный приток жизни и света, что удивительно ли, если небо заблистало новыми светилами? Но современная наука не имеет, несмотря на все успехи свои, надлежащего знания о мире звезд и о всех чудесах премудрости Божьей, связанной с ним.
«Большая книга Рождества»