Вели­кое и непо­сти­жи­мое таинство

Днем рож­де­ния Церк­ви по пра­ву счи­та­ет­ся день Пяти­де­сят­ни­цы, собы­тие, про­изо­шед­шее око­ло двух тысяч лет назад в Иеру­са­ли­ме. В Биб­лии это опи­са­но в кни­ге Дея­ний Апо­сто­лов, в ран­не­хри­сти­ан­ское вре­мя извест­ной так­же под назва­ни­ем «Дея­ния Духа Свя­то­го».
Сле­ду­ет отме­тить, что вся­кие утвер­жде­ния о суще­ство­ва­нии Церк­ви до дня Пяти­де­сят­ни­цы неосно­ва­тель­ны. Хри­стос ясно ска­зал Пет­ру, что Цер­ковь будет созда­на (Матф.16:18). Одна­ко, в духов­ной сфе­ре Цер­ковь состо­ит и из пра­вед­ни­ков, жив­ших до вопло­ще­ния Хри­ста. Ина­че для нас не име­ли бы зна­че­ние ни их пра­вед­ность, ни их духов­ный опыт; ина­че эти мно­го­чис­лен­ные поко­ле­ния пра­вед­ни­ков не име­ли бы досту­па в Цар­ство Божие, откры­то­го толь­ко лишь для Церк­ви (Евр.12:22–24). Имен­но в этом смыс­ле сле­ду­ет пони­мать встре­ча­ю­ще­е­ся в бого­слов­ской лите­ра­ту­ре выра­же­ние «вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь».
Имея кажу­щу­ю­ся без­на­чаль­ность в духов­ном смыс­ле, Цер­ковь име­ет все же кон­крет­ное исто­ри­че­ское нача­ло, а имен­но соше­ствие Свя­то­го Духа на апо­сто­лов. Бог осо­бен­но акцен­ти­ро­вал этот момент с помо­щью види­мо­го зна­ме­ния: Дух Свя­той был обо­зна­чен «как бы огнен­ны­ми язы­ка­ми» (Деян.2:3). Таким обра­зом мож­но ска­зать, что в день рож­де­ния Церк­ви нача­лась эпо­ха актив­но­го слу­же­ния Свя­то­го Духа, Бога, Кото­рый воис­ти­ну есть «огонь пояда­ю­щий» и жела­ю­щий рас­про­стра­нить Свое вли­я­ние до края зем­ли.
Для хри­сти­ан при­об­ще­ни­ем к Телу Хри­ста явля­ет­ся кре­ще­ние Свя­тым Духом, о кото­ром с ран­не­хри­сти­ан­ских вре­мен не ути­ха­ет поле­ми­ка. Этот вопрос поро­дил боль­шое коли­че­ство мне­ний и при­вел к обра­зо­ва­нию мно­же­ства кон­фес­сий. Хри­сти­ане при­бе­га­ют, по край­ней мере, к трем раз­лич­ным тол­ко­ва­ни­ям духов­но­го кре­ще­ния.
Одни утвер­жда­ют, что кре­ще­ние Свя­тым Духом про­ис­хо­дит в момент кре­ще­ния вод­но­го, дру­гие свя­зы­ва­ют это с уве­ро­ва­ни­ем во Хри­ста, тре­тьи учат, что после уве­ро­ва­ния необ­хо­ди­мо испы­тать опре­де­лен­ное пере­жи­ва­ние.
Сле­ду­ет отме­тить часто встре­ча­ю­щи­е­ся заблуж­де­ния: мно­гие хри­сти­ане сме­ши­ва­ют поня­тия «кре­стить­ся Духом» и «испол­нять­ся Духом». Зача­стую собы­тия, пред­став­ля­ю­щие собой испол­не­ние Духом, пре­под­но­сят­ся как кре­ще­ние, и наобо­рот. Итак, попы­та­ем­ся рас­смот­реть биб­лей­ский взгляд на эту про­бле­му.
Сра­зу же отме­тим, что в Вет­хом Заве­те нет кон­крет­ных про­ро­честв о кре­ще­нии Свя­тым Духом. Оно было пред­ска­за­но Иису­сом Хри­стом (Деян.1:5), где Он ясно гово­рит о Пяти­де­сят­ни­це.
Таким обра­зом, кре­ще­ние Свя­тым Духом пред­став­ля­ет собой нача­ло Церк­ви и, сле­до­ва­тель­но, появи­лось в эпо­ху Церк­ви. На это одно­знач­но ука­зы­ва­ет и тот факт, что фено­мен кре­ще­ния Свя­тым Духом нико­гда не про­яв­лял­ся сре­ди апо­сто­лов до дня Пяти­де­сят­ни­цы. Зна­чит, если акт кре­ще­ния Свя­тым Духом явля­ет­ся актом при­об­ще­ния к Церк­ви, то акт при­об­ще­ния к Церк­ви и явля­ет­ся актом кре­ще­ния Свя­тым Духом. Итак, при­об­ще­ние к Церк­ви и явля­ет­ся кре­ще­ни­ем Свя­тым Духом.
Не сле­ду­ет сме­ши­вать поня­тия кре­ще­ния вод­но­го и кре­ще­ния Свя­тым Духом. Кре­ще­ние Свя­тым Духом при­об­ща­ет к Церк­ви, вод­ное же явля­ет­ся кон­ста­та­ци­ей уже свер­шив­ше­го­ся духов­но­го воз­рож­де­ния (Еф.4:5). Ч. Рай­ри под­твер­жда­ет эту мысль сле­ду­ю­щим обра­зом: «Если кре­ще­ние Духом про­ис­хо­дит не в момент обра­ще­ния, а поз­же, то долж­ны быть спа­сен­ные, не при­над­ле­жа­щие телу Хри­сто­ву, а это абсурд». Под­во­дя итог выше­ска­зан­но­му, отме­тим, что никто не в пра­ве утвер­ждать, что кто-либо из чле­нов Церк­ви не име­ет кре­ще­ния Свя­тым Духом. (1 Кор. 12:13)
Воз­мож­ность крат­ко­вре­мен­но­го испол­не­ния Духом суще­ство­ва­ла уже в Вет­хом Заве­те. Имен­но в состо­я­нии глу­бо­чай­ше­го духов­но­го подъ­ема были про­из­не­се­ны про­ро­че­ства, побеж­де­ны вра­ги, совер­ше­ны акты воз­рож­де­ния духов­но­сти изра­иль­ско­го наро­да. После Пяти­де­сят­ни­цы эта воз­мож­ность оста­лась, но появи­лась еще и дру­гая, более зна­чи­мая — дли­тель­но­го испол­не­ния Духом Свя­тым, кото­рое тре­бу­ет опре­де­лен­ной духов­ной зре­ло­сти (Еф.5:18). Сера­фим Саров­ский ска­зал, что стя­жа­ние Духа Свя­то­го есть цель жиз­ни хри­сти­а­ни­на. Иллю­стра­ци­ей дли­тель­но­го испол­не­ния явля­ют­ся сле­ду­ю­щие тек­сты: Лук.4:1; Деян.6:3,5; 7:55; 11:24.
Сле­до­ва­тель­но, чер­ты испол­нен­но­сти Свя­тым Духом могут и долж­ны быть оче­вид­ны в зем­ной жиз­ни хри­сти­а­ни­на. Эти при­зна­ки дела­ют чело­ве­ка похо­жим на Иису­са Хри­ста. Они пере­чис­ле­ны Пав­лом в Гал.5:22–23 и состав­ля­ют плод Духа.
Под­во­дя итог раз­мыш­ле­ни­ям о кре­ще­нии и испол­не­нии Духом, отметим:

  1. Кре­ще­ние Свя­тым Духом воз­мож­но толь­ко одна­жды, испол­нять­ся Духом мож­но периодически.
  2. Кре­ще­ние при­об­ща­ет нас к Церк­ви, испол­не­ние дает силу, необ­хо­ди­мую для служения.
  3. Кре­ще­ние про­ис­хо­дит через веру, испол­не­ние — след­ствие Бого­угод­но­го обра­за жиз­ни.
    При­об­ще­ние к Церк­ви начи­на­ет­ся с внут­рен­ней пере­ме­ны в чело­ве­ке (пока­я­ния), осу­ществ­ля­е­мой Свя­тым Духом. В посла­ни­ях Пав­ла это пре­об­ра­зо­ва­ние опи­са­но ком­плекс­но: печать Свя­то­го Духа, залог Свя­то­го Духа, сви­де­тель­ство Свя­то­го Духа, Дух усы­нов­ле­ния. Все это — вели­кое и непо­сти­жи­мое таин­ство, совер­ша­ю­ще­е­ся в момент кре­ще­ния и после­ду­ю­ще­го испол­не­ния Духом Святым.

Л.В. Шульц,
диа­кон нов­го­род­ской церкви