5 августа группа братьев и сестер из Храма Христа совершили поездку в Санкт-Петербург и окрестности. Цель – посещение мест, связанных с историей Евангельского движения.
По пути они заехали в усадьбу «Марьино» (ныне Тосненский район). Эта усадьба вначале принадлежала графу Строганову, впоследствии – Голицыным. Дворянский род Голицыных связан с пашковским (Евангельским) движением. Князь Павел Павлович Голицын, как и его брат и мать, был членом Общества поощрения духовно-нравственного чтения.
Господский дом, как и вся усадьба, не один раз перестраивался, приобретая все более привлекательные черты. Для этого старались и бывшие крепостные Строгановых-Голицыных: А. Н. Воронихин, архитектор Казанского собора в Петербурге, его ученик и помощник И. Ф. Колодин и др.
В итоге получился подковообразный дом, с высокой центральной частью и двухэтажными крыльями с пятью входами, охраняемыми фигурами львов.
Стены здания, обращенного в сторону Поваренного ручья, были окрашены в палевый цвет, а орнамент, колонны и веночки – в белый. Такое сочетание цветов придавало ему нарядный вид. Парадные интерьеры усадебного дома были богато декорированы лепкой и росписью, обставлены модной мебелью красного дерева.
Значительным памятником в Марьинской усадьбе является перестроенная в 1828–1831 годах в формах ложной английской готики старая церковь, освященная 7 октября 1831 года в честь Святой Троицы.
Она представляла собой однонефную базилику (прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части – нефы), ориентированную по продольной оси с запада на восток. Наружные углы здания «закреплены» пилонами (массивными столбами).
Фасады здания облицованы «алым» кирпичом крестовой кладки, прорезаны белыми вертикалями пилонов и пилястр. Оконные переплеты были заполнены витражами цветного стекла в оправе резных горбыльков из ясеня, восточная часть венчалась невысокой, округлой восьмиколонной ротондой, над западной частью возвышалась двухъярусная колокольня, белые стены которой прорезались четырьмя узкими стрельчатыми проемами «звона». При возвышении над трапезной колокольня была украшена четырьмя остроконечными пирамидами, а у основания купола – восемью такими же пирамидами, но меньшего размера. Силуэт восьмигранного купола с «короной» из малых башенок эффектно выделялся на окружающем пейзаже.
Внутренние помещения церкви во имя Святой Троицы спланированы были предельно лаконично, она являлась не только культовым сооружением, но и фамильной усыпальницей: под полом первого этажа приделов имелись подземные камеры – склепы. Стены церковного зала, перекрытого стрельчатым сводом, были украшены пилястрами с богатым, изысканным лепным декором. Высота зала достигала 9 м.
По художественным достоинствам, отразившим талант архитектора и романтическое настроение владельцев имения, усыпальница может считаться значительным памятником отечественной архитектуры.
Братья и сестры зашли в действующую евангелическо-лютеранскую церковь в г. Пушкино. Она была построена в 1860 г. по изволению и поддержке императора Александра II. Пастор церкви обрадовался посетителям. “Ближе, Господь, к Тебе” мощным хором хозяев и гостей вознеслось под купол церкви.
В подготовке материала использована книга Р. В. Тихомирова “Из истории Тосненского района, Марьино”, 1998 г.