Боль­ше все­го хранимого

Поче­му Хри­стос в Сво­ей про­по­ве­ди учил, что­бы мы нико­го не суди­ли? 
«Не суди­те, да не суди­мы буде­те, ибо каким судом суди­те, таким буде­те суди­мы; и какою мерою мери­те, такою и вам будут мерить. И что ты смот­ришь на сучок в гла­зе бра­та тво­е­го, а брев­на в тво­ем гла­зе не чув­ству­ешь? Или как ска­жешь бра­ту тво­е­му: «дай, я выну сучок из гла­за тво­е­го», а вот, в тво­ем гла­зе брев­но? Лице­мер! вынь преж­де брев­но из тво­е­го гла­за и тогда уви­дишь, как вынуть сучок из гла­за бра­та тво­е­го» (Св. Еван­ге­лие от Мат­фея 7:1–5).

- Пото­му что Он знал, что люди в сво­ем осуж­де­нии могут очень дале­ко зай­ти. Серд­це, осуж­да­ю­щее дру­гих, не спо­соб­но любить того, кого осуж­да­ет, да и вооб­ще, в таком серд­це не может быть люб­ви. Такой чело­век может любить толь­ко любя­щих его, тех, кто ему нра­вит­ся, тех, кто его устра­и­ва­ет, тех, с кем обще­ние – выгод­но, дру­ги­ми сло­ва­ми, тех, кого он не осуж­да­ет. Так отно­сят­ся друг ко дру­гу неве­ру­ю­щие люди, греш­ни­ки и язычники.

Уче­ние Хри­ста про­по­ве­ду­ет дру­гое: «Ибо если вы буде­те любить любя­щих вас, какая вам награ­да? Не то же ли дела­ют и мыта­ри? И если вы при­вет­ству­е­те толь­ко бра­тьев ваших, что осо­бен­но­го дела­е­те? Не так же ли посту­па­ют и языч­ни­ки?» (Св. Еван­ге­лие от Мат­фея 5:46,47). Хри­сти­а­нин отли­ча­ет­ся от про­чих тем, что он любит всех, а не толь­ко тех, кото­рые любят его. Еван­гель­ское уче­ние состо­ит в том, что­бы люди, веру­ю­щие, в первую оче­редь научи­лись у Хри­ста не осуж­дать, а любить тех, кого хочет­ся осуждать.

Любить любя­щих тебя – это не хри­сти­ан­ство. Смысл хри­сти­ан­ско­го уче­ния в том, что­бы научить­ся любить тех, кото­рые тебя нена­ви­дят. Что­бы так посту­пать, нуж­но для нача­ла изба­вить­ся от осуж­де­ния тех людей, кото­ры­ми ты недо­во­лен. К тому же, наше отно­ше­ние к дру­гим нель­зя назвать объ­ек­тив­ным, хотя бы пото­му, что мы тоже все­го лишь люди. Мы не можем видеть дру­гих так, как видит их Бог, мы чаще все­го оши­ба­ем­ся в сво­их оцен­ках чело­ве­ку. Вспом­ни­те, что «Гос­подь ска­зал Саму­и­лу: не смот­ри на вид его и на высо­ту роста его; Я отри­нул его; Я смот­рю не так, как смот­рит чело­век; ибо чело­век смот­рит на лице, а Гос­подь смот­рит на серд­це. … под­во­дил Иес­сей к Саму­и­лу семе­рых сыно­вей сво­их, но Саму­ил ска­зал Иес­сею: нико­го из этих не избрал Гос­подь. И ска­зал Саму­ил Иес­сею: все ли дети здесь? И отве­чал Иес­сей: есть еще мень­ший; он пасет овец. И ска­зал Саму­ил Иес­сею: пошли и возь­ми его, ибо мы не сядем обе­дать, доко­ле не при­дет он сюда. И послал Иес­сей и при­ве­ли его. Он был бело­кур, с кра­си­вы­ми гла­за­ми и при­ят­ным лицем. И ска­зал Гос­подь: встань, помажь его, ибо это он» (Пер­вая кни­га Царств 16:7–12). Так думал о Дави­де Бог. А вот что думал о Дави­де его род­ной брат Елиав: «И услы­шал Елиав, стар­ший брат Дави­да, что гово­рил он с людь­ми, и рас­сер­дил­ся Елиав на Дави­да и ска­зал: зачем ты сюда при­шел и на кого оста­вил немно­гих овец тех в пустыне? Я знаю высо­ко­ме­рие твое и дур­ное серд­це твое, ты при­шел посмот­реть на сра­же­ние» (Пер­вая кни­га Царств 17:28).

Наше удо­воль­ствие или недо­воль­ство от кого-то не отра­жа­ет мне­ние Бога об этом чело­ве­ке. Поэто­му не нуж­но лич­ное мне­ние выстав­лять баро­мет­ром опре­де­ле­ния досто­инств или недо­стат­ков дру­го­го чело­ве­ка. Бог не дал нам ника­ко­го пра­ва делить людей на хоро­ших или пло­хих. Суд – это дело Бога, нам же Он дал иную запо­ведь: «не суди»! Хри­стос не про­сит, а пове­ле­ва­ет не судить дру­гих. Ты заме­тил оче­ред­ной сучок в чужом гла­зу? Осуж­дать – твоя при­выч­ка? Оста­но­вись! В такие момен­ты полез­но вспом­нить о том, что ты тоже чело­век, и что в тво­ей жиз­ни быва­ло и так­же, и хуже. Чужой сучок – это все­го лишь сви­де­тель­ство о том, что в тво­ем гла­зу бревно.

«Поэто­му не на вся­кое сло­во, кото­рое гово­рят, обра­щай вни­ма­ние, что­бы не услы­шать тебе раба тво­е­го, когда он зло­сло­вит тебя; ибо серд­це твое зна­ет мно­го слу­ча­ев, когда и сам ты зло­сло­вил дру­гих» (Еккле­си­аст 7:21,22). Еккле­си­аст – самый муд­рый про­по­вед­ник из всех сове­ту­ет нам так думать, так делать. Тогда лег­че будет про­стить. Лег­кое про­ще­ние – при­знак люб­ви: любовь лег­ко про­ща­ет (Песнь Воз­рож­де­ния, № 946).

Как пра­ви­ло, вра­гов чело­век себе при­ду­мы­ва­ет сам. Так слу­чи­лось у Сау­ла по отно­ше­нию к Дави­ду: «И стал Саул еще боль­ше боять­ся Дави­да и сде­лал­ся вра­гом его на всю жизнь» (Пер­вая кни­га Царств 18:29). Но Давид не был ему вра­гом: «И ска­зал ему Саул: для чего вы сго­во­ри­лись про­тив меня, ты и сын Иес­сея, что ты дал ему хле­бы и меч и вопро­сил о нем Бога, чтоб он вос­стал про­тив меня и стро­ил мне ковы, как это ныне вид­но? И отве­чал Ахи­ме­лех царю и ска­зал: кто из всех рабов тво­их верен как Давид? он и зять царя, и испол­ни­тель пове­ле­ний тво­их, и почтен в доме тво­ем» (Пер­вая кни­га Царств 22:13,14). Взгляд Сау­ла на Дави­да был непра­виль­ным: «И с того дня и потом подо­зри­тель­но смот­рел Саул на Дави­да» (Пер­вая кни­га Царств 18:9). Он все видел иска­жен­ным обра­зом. Он не видел, что Давид – его зять, что он его раб, вер­ный и послуш­ный, что Давид его ува­жа­ет и нико­гда не сде­ла­ет зла Сау­лу, что и дока­зал Давид впо­след­ствии не раз (1 Царств 24:1–7, 26:7–9). От гор­до­сти и зави­сти гла­за Сау­ла не виде­ли исти­ны, не виде­ли того, что Давид боял­ся Бога, ува­жал Сау­ла как царя, как сво­е­го тестя, как вои­на и не толь­ко сам не при­чи­нил ему зла, но и не поз­во­лял это делать дру­гим (1 Царств 24:8). Дави­да как вер­но­го раба Сау­ла харак­те­ри­зу­ет и тот факт, что он опла­ки­вал искрен­но смерть Сау­ла (2 Царств 1:17–27). Но Саул так ниче­го это­го и не раз­гля­дел в Дави­де, пото­му что его гла­за были ослеп­ле­ны осуж­де­ни­ем (1 Царств 20:31). Гор­дость роди­ла зависть, и эта зависть в серд­це Сау­ла заста­ви­ла его осуж­дать, обви­нять, подо­зри­тель­но смот­реть на Дави­да, боять­ся и пре­сле­до­вать его. Грех Сау­ла обма­нул, в первую оче­редь, его само­го. Более 13 лет бегал царь по пусты­ням и горам, гони­мый стра­хом, с жела­ни­ем ото­мстить Дави­ду. Напрас­ные стра­хи! Зависть и осуж­де­ние обре­че­ны на стра­хи, лука­вые подо­зре­ния, в то вре­мя как любовь исклю­ча­ет страх (1 Ин. 4:18) и не заме­ча­ет недостатков!

Одна­ко Иона­фан, сын Сау­ла, видел все по-дру­го­му: «И гово­рил Иона­фан доб­рое о Дави­де Сау­лу, отцу сво­е­му, и ска­зал ему: да не гре­шит царь про­тив раба сво­е­го Дави­да, ибо он ничем не согре­шил про­тив тебя, и дела его весь­ма полез­ны для тебя…» (Пер­вая кни­га Царств 19:4).

Хри­стос хочет, что­бы мы себя не обма­ны­ва­ли и не напол­ня­ли свои серд­ца злом и обма­ном осуж­де­ния, горь­кой зави­стью и недо­воль­ством, и неправ­дою вме­сто люб­ви, мира, покоя, прав­ды Божьей. Хри­стос знал все о каж­дом из сво­их уче­ни­ков, но, несмот­ря на это, любил их: «Перед празд­ни­ком Пас­хи Иисус, зная, что при­шел час Его перей­ти от мира сего к Отцу, явил делом, что, воз­лю­бив Сво­их сущих в мире, до кон­ца воз­лю­бил их» (Св. Еван­ге­лие от Иоан­на 13:1,2). Он не про­сто ска­зал им о сво­ей люб­ви, Он явил им это делом. О люб­ви не нуж­но толь­ко гово­рить. Если есть раз­го­во­ры, но нет дела, слу­же­ния и ответ­ствен­но­сти ни за что: в семье ли, церк­ви, в обще­стве, – там нет люб­ви. Любовь нуж­но являть делом: дома – по отно­ше­нию к семье, в Церк­ви – по отно­ше­нию к бра­тьям и сест­рам, в обще­стве – всем людям. Любовь нуж­но делать, любо­вью нуж­но слу­жить. Зани­мать­ся кон­крет­ным делом, слу­же­ни­ем, со всей ответ­ствен­но­стью за это дело перед Богом. Нет ответ­ствен­но­сти в Церк­ви ни за какое слу­же­ние? – Нет люб­ви, одни сло­ва, пустые раз­го­во­ры! Любовь – это ответ­ствен­ность, ее нуж­но про­яв­лять и дока­зы­вать «доб­рым пове­де­ни­ем с муд­рою кро­то­стию» (Иако­ва 3:13) . Не дру­гих по это­му кри­те­рию выве­рять, но себя. Хри­стос явил любовь и дока­зал делом, что любит сво­их уче­ни­ков, всех, от Пет­ра до Иуды. В момент пре­да­тель­ства Он назы­ва­ет Иуду дру­гом. Вот любовь! Он дока­зал Свою любовь и к каж­до­му из нас: за греш­ни­ков, за вра­гов пошел на крест. Такой при­мер оста­вил нам наш Господь…

Наша вера долж­на дей­ство­вать любо­вью (Гала­там 5:6). Если это­го нет, то она может ока­зать­ся пустой, бес­смыс­лен­ной, как у бесов, кото­рые и веру­ют, и тре­пе­щут (Иако­ва 2:19). Давай­те пере­ста­нем гово­рить о люб­ви, давай­те нач­нем ее делать! Не ждать ее от пас­то­ра, от дру­гих слу­жи­те­лей, а делать самим!

Один пас­тор ниче­го не смо­жет сде­лать. Ему тоже нуж­на атмо­сфе­ра люб­ви и под­держ­ки, как, впро­чем, любо­му чело­ве­ку. В атмо­сфе­ре недо­воль­ства, осуж­де­ния его слу­же­ние не будет эффек­тив­ным, он будет слу­жить не с радо­стью, а с воз­ды­ха­ни­ем: «Пови­нуй­тесь настав­ни­кам вашим и будь­те покор­ны, ибо они неусып­но пекут­ся о душах ваших, как обя­зан­ные дать отчет; что­бы они дела­ли это с радо­стью, а не воз­ды­хая, ибо это для вас непо­лез­но» (Посла­ние к Евре­ям 13:17). Если пас­тух несет свою служ­бу не с радо­стью, а воз­ды­хая, то и для ове­чек это не полез­но. Хри­стос не осво­бож­да­ет от слу­же­ния нико­го. Непра­виль­но, если одни дела­ют, а дру­гие толь­ко гово­рят да осуж­да­ют, и при этом ниче­го не дела­ют. Хри­стос учит не ждать люб­ви от дру­гих, а делать ее самим! Пря­мо сей­час оста­но­ви­тесь и заду­май­тесь: «не дае­те ли вы места диа­во­лу в сво­ем серд­це?» (Ефе­ся­нам 4:28–29, 31–32) не думай­те ни про кого, думай­те о себе. И хра­ни­те свое серд­це! Сау­лу не уда­лось сохра­нить свое серд­це, людям, пре­дав­шим Хри­ста из зави­сти, Иуде, не уда­лось это­го, в этот же спи­сок попа­да­ют и те, кото­рые осуж­да­ют дру­гих. Осуж­де­ние – это грех, кото­рый рас­пи­на­ет Хри­ста по сей день и нано­сит боль Его ранам. Чело­век празд­ный, не заня­тый слу­же­ни­ем, не име­ю­щий ответ­ствен­но­сти в деле Божьем, занят лука­вым. Он начи­на­ет искать оправ­да­ние сво­ей празд­но­сти, сво­е­му «ниче­го не дела­нью», искать при­чи­ны не ходить в Цер­ковь, не молить­ся, не являть­ся при­ме­ром и све­том для домаш­них, и нахо­дит такое оправ­да­ние и такие при­чи­ны в обви­не­нии дру­гих, но не себя! Дома – жена пло­хая, на рабо­те – началь­ник пло­хой, в Церк­ви – бра­тья, сест­ры, пас­тор… (Песнь Воз­рож­де­ния № 904). Если есть такие мыс­ли, то в тво­ем гла­зе брев­но! Это ты пло­хой! Это из тво­е­го серд­ца выхо­дит ропот, кото­рый есть грех недо­воль­ства, из-за кото­ро­го евреи не вошли в зем­лю обе­то­ван­ную (1 Корин­фя­нам 10:10). Этим, роп­тав­шим, то Мои­сей, то Аарон, то Сам Бог был пло­хой. Для людей, зара­жен­ных стра­стью к состя­за­ни­ям, стал пло­хим и достой­ным смер­ти Сам Иисус Хри­стос. Такое состо­я­ние очень опас­но. Оно сви­де­тель­ству­ет о том, что в чело­ве­ке серд­це оста­лось плот­ским, зара­жен­ным стра­стью все вре­мя что-то кому-то дока­зы­вать, оправ­ды­вать­ся. Задай­те себе вопрос: «Какие у меня сосе­ди? В каком горо­де я живу?» Какие раз­ные отве­ты мож­но услы­шать на эти вопро­сы у сосе­дей по одной лест­нич­ной клет­ке, у жите­лей одно­го и того же горо­да… одни ска­жут: «Какие пре­крас­ные сосе­ди у меня! В каком уди­ви­тель­ном горо­де я живу!» Дру­гие отве­тят с точ­но­стью наобо­рот: «Отвра­ти­тель­ные сосе­ди! Ужас­ный город!». Поче­му? Пото­му что у отве­ча­ю­щих раз­ное состо­я­ние сер­дец. Или серд­це напол­не­но миром Божьим, любо­вью, про­ще­ни­ем к людям, или оно отрав­ле­но гор­до­стью, горь­кой зави­стью, бесов­ской и плот­ской зло­бой, оби­да­ми и осуждением.

Про­тив осуж­де­ния, про­тив ропо­та есть хоро­шее лекар­ство – про­ще­ние. Кто-то согре­шил про­тив тебя? Про­сти! (Еван­ге­лие от Мат­фея, 18:15–18,21–35) Видишь согре­ша­ю­ще­го гре­хом не к смер­ти? – молись! (1 Иоан­на 5:16) Заме­тил в чужом гла­зу сучок? Раз­бе­рись сна­ча­ла со сво­им брев­ном! На все есть в Биб­лии свой ответ. Если делать так, как напи­са­но, испол­нишь запо­ведь Хри­ста: «Не суди!»

Мы при­ду­мы­ва­ем себе вра­гов или нахо­дим себе дру­зей, либо мы осуж­да­ем дру­гих, что­бы оправ­дать себя, либо мы пре­бы­ва­ем в вере (2 Корин­фя­нам 13:5) и сле­дим за собой, а не за дру­ги­ми. Что сей­час в тво­ем серд­це? Хра­ни его от гор­до­сти, ощу­щай себя мень­шим, не будь недо­во­лен дру­ги­ми, хра­ни его от зави­сти, от осуж­де­ния, злых помыс­лов, кото­рые при­во­дят ко лжи, пре­лю­бо­де­я­ни­ям, воров­ству, убий­ствам и хуле­ни­ям. Хра­ни серд­це, пото­му что из него источ­ни­ки жиз­ни (Притчи4:23)! Если в серд­це все худое: «Но если в вашем серд­це вы име­е­те горь­кую зависть и свар­ли­вость, то не хва­ли­тесь и не лги­те на исти­ну. Это не есть муд­рость, нис­хо­дя­щая свы­ше, но зем­ная, душев­ная, бесов­ская, ибо где зависть и свар­ли­вость, там неустрой­ство и все худое» (Посла­ние Иако­ва 3:14–16), то источ­ни­ка­ми жиз­ни будут гре­хов­ны­ми, и при­ве­дут к печаль­но­му фина­лу жиз­ни как у Сау­ла или Иуды. Пусть источ­ни­ком тво­ей жиз­ни будет чистое, доб­рое серд­це, напол­нен­ное любо­вью, про­ще­ни­ем, состра­да­ни­ем, мило­сер­ди­ем, доволь­ством, радо­стью, жела­ни­ем при­но­сить Богу пло­ды, умно­жая дан­ные Им таланты…

Аминь!