Воля гре­ха или воля к жизни?

Когда мы идем по горо­ду и видим заме­ча­тель­ные пло­ды тех­ни­че­ской циви­ли­за­ции, когда нас зовет к себе пест­рое изоби­лие соблаз­ни­тель­ных това­ров в зер­каль­ных вит­ри­нах, когда на ули­цах сну­ют дело­вые, энер­гич­ные люди и каж­дый из них излу­ча­ет уве­рен­ность и целе­устрем­лен­ность, может пока­зать­ся, что обще­ство достиг­ло пол­но­го успе­ха и все его про­бле­мы более или менее реше­ны. И если вме­сте с тем реше­ны наши лич­ные житей­ские про­бле­мы, то поче­му бы не вооб­ра­зить, что жизнь пре­крас­на и безоблачна? 
Так бы оно и было, если бы не один неумест­ный вопрос, кото­рый, как бы мы ни спе­ши­ли по сво­им делам, вста­ет перед каж­дым из нас. Вопрос такой: зачем все это?
Часто люди, кото­ры­ми мы вос­хи­ща­ем­ся, – звез­ды шоу-биз­не­са или акте­ры – дела­ют с экра­на теле­ви­зо­ра оше­лом­ля­ю­щие заяв­ле­ния о том, что жизнь поте­ря­ла вся­кий смысл, что они часто ока­зы­ва­ют­ся на гра­ни нерв­но­го сры­ва, в депрес­сии. Тогда они спра­ши­ва­ют себя: зачем все это? Сла­ва, почет, апло­дис­мен­ты… Зачем?
Что слу­ча­ет­ся с ними? Поче­му без­на­деж­ность и отча­я­ние овла­де­ва­ют их серд­ца­ми? Суще­ству­ют, конеч­но, стан­дарт­ные объ­яс­не­ния-отго­вор­ки: сда­ют нер­вы. Не сло­жи­лась лич­ная жизнь, не сто­ит черес­чур зло­упо­треб­лять нар­ко­ти­ка­ми, пить надо мень­ше. Но это лишь часть прав­ды. Ответ на вопрос, что мне меша­ет достичь гар­мо­нич­ной жиз­ни, что меша­ет быть счаст­ли­вым чело­ве­ком, прост, хотя и непри­я­тен: грех.
Баналь­но, не так ли? Как ска­зал руко­во­ди­тель одной из круп­ней­ших бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ций Фран­клин Грэм: сло­во «грех» ста­ло немод­ным, во вре­ме­на так назы­ва­е­мо­го пост­мо­дер­на его вооб­ще неумест­но про­из­но­сить. Этим сло­вом часто зло­упо­треб­ля­ли. Его про­из­но­си­ли столь часто, что оно ста­ло «вывет­ри­вать­ся», терять свой смысл и свою ясную, трез­вую силу. Оно пре­вра­ти­лось в пуга­ло, и тогда его реши­ли убрать совсем, пото­му что остат­ки смыс­ла в нем улав­ли­ва­ло даже самое огру­бев­шее ухо.
Тем не менее, сто­ит взгля­нуть на это сло­во повни­ма­тель­нее. Давай­те попро­бу­ем отка­зать­ся от предубеж­де­ний и про­явить ту же откры­тость, кото­рую про­яв­ля­ем ко все­му, что каса­ет­ся про­грес­сив­ных идей. Ведь эти идеи обе­ща­ют сде­лать жизнь удоб­нее, лег­че, сво­бод­нее, обе­ща­ют решить неко­то­рые про­бле­мы. Попро­бу­ем взгля­нуть на сло­во «грех» имен­но с этой точ­ки зрения.
Дела­ю­щий грех есть раб гре­ха, утвер­жда­ет Еван­ге­лие. Как это пони­ма­ют в наше вре­мя? Сего­дня мно­гие чуть ли не с удо­воль­стви­ем гово­рят: «Я чело­век греш­ный» или «Я чело­век, и ничто чело­ве­че­ское мне не чуж­до». Но вряд ли кто с удо­воль­стви­ем ска­жет: «У меня СПИД» или «У меня рак», или «Я – алко­го­лик». И мало кому при­хо­дит в голо­ву, что по сути это одно и то же, что мы сма­ку­ем соб­ствен­ную обре­чен­ность. Гор­дить­ся тут нечем. Радо­вать­ся нече­му. Все это смер­тель­но опас­но, все это не сулит ниче­го хоро­ше­го. Это одно и то же явле­ние, толь­ко обо­зна­чен­ное раз­ны­ми словами.
В гре­че­ском язы­ке, на кото­ром напи­са­но Еван­ге­лие, сло­во «грех» озна­ча­ет ошиб­ку. Про­мах, попа­да­ние мимо цели, заблуж­де­ние. Это зна­чит, что я где-то про­мах­нул­ся мимо сво­е­го сча­стья. Мимо душев­но­го и духов­но­го здо­ро­вья, мимо сво­ей жиз­ни – истин­ной и насто­я­щей. Мои недо­стат­ки спо­соб­ны управ­лять мной, точ­но так же как алко­го­ли­ком управ­ля­ет алко­голь, а нар­ко­ма­ном – нар­ко­тик. Мож­но зави­сеть от геро­и­на, а мож­но зави­сеть и от соб­ствен­ной гор­ды­ни, эго­из­ма. И то и дру­гое ведет чело­ве­ка к смер­ти. Пото­му что чело­век при­зван к ино­му – к само­от­да­че, люб­ви, жиз­ни, сво­бо­де. Так уж он устро­ен, так чув­ству­ет его совесть. 
«Ах, если б знать. Как жить не про­ма­хи­ва­ясь. Я бы выстро­ил жизнь, как надо», – ска­жут мно­гие. И это зна­ние суще­ству­ет. Живут же неко­то­рые люди с внут­рен­ним поко­ем, со смыс­лом, с надеж­дой. При­гля­ди­тесь вни­ма­тель­нее, и вы уви­ди­те. Что эти люди ста­ра­ют­ся жить по запо­ве­дям Бога. 
«Но у меня, даже когда я хочу это­го, не полу­ча­ет­ся начать новую жизнь, стать дру­гим. Я тот, кто я есть. Я не могу родить­ся вто­рой раз», – ска­жет кто-то. В том-то и дело, что чело­век, гото­вый сме­нить гре­хов­ную жизнь на духов­ную, рож­да­ет­ся вто­рой раз. Об этом рас­ска­зы­ва­ет один эпи­зод, запи­сан­ный в Евангелии.
Одна­жды чело­век по име­ни Нико­дим, обра­зо­ван­ный и све­ду­щий в рели­гии, обра­тил­ся к Хри­сту и ска­зал: «Учи­тель, я знаю, что Ты при­шел от Бога, пото­му что Ты тво­ришь уди­ви­тель­ные вещи». А Хри­стос неожи­дан­но отве­ча­ет ему: “Истин­но гово­рю тебе. Если кто не родит­ся свы­ше, не может уви­деть Цар­ствия Божия». Сло­ва “Цар­ствие Божие” озна­ча­ют то, о чем все­гда меч­тал чело­век. Это цар­ство люб­ви, бес­смер­тия, радо­сти. О деся­ти запо­ве­дях Нико­дим знал все, но раз он при­шел к Хри­сту, зна­чит, ему чего-то не хва­та­ло. Ока­за­лось, недо­ста­точ­но знать правила. 
Ни фило­со­фия, ни нау­ка, ни эти­ка сами по себе не могут решить про­бле­мы сча­стья. Вход в желан­ную стра­ну лежит в обла­сти духа. И вот интел­лек­ту­ал того вре­ме­ни Нико­дим спра­ши­ва­ет Хри­ста, духов­но­го Учи­те­ля: «Как мне вой­ти?» А Хри­стос вдруг отве­ча­ет: “Тебе надо родить­ся свы­ше». Речь идет о таин­ствен­ном духов­ном рож­де­нии, кото­рое воз­мож­но лишь с помо­щью сверх­при­род­ной сущ­но­сти – Бога, пото­му что сам чело­век не может родить­ся духов­но. Спа­си­тель мира, а не кто-то дру­гой научит чело­ве­ка попа­дать в цель, вве­дет в стра­ну Люб­ви, в Цар­ство Божие уже здесь, на зем­ле, при жиз­ни. И для это­го нуж­но толь­ко понять, что перед тобой Тот, кто спо­со­бен это сде­лать. Поче­му же не знал это­го Нико­дим? Пото­му что интел­лек­ту­аль­но­го зна­ния недо­ста­точ­но, тре­бу­ет­ся на деле вве­рить себя в руки Божьи. 
При­выч­ка про­ма­хи­вать­ся силь­на. Еще Досто­ев­ский отме­чал, что в чело­ве­ке дей­ству­ют две воли: воля гре­ха, то есть воля к сме­рит, и воля Бога – воля к жиз­ни. И как часто чело­век выби­ра­ет пер­вое! Но выход есть, гово­рит Хри­стос мне, тебе, все­му миру. Есть тот самый выход, он же вход в Стра­ну радо­сти, в Стра­ну люб­ви. И он суще­ству­ет не в умо­зри­тель­ных постро­е­ни­ях фило­со­фии, не в поли­ти­че­ских про­грам­мах, не в мно­го­чис­лен­ных спо­рах, как нам сде­лать луч­ше нашу жизнь. Выход в том, что­бы родить­ся в новую жизнь само­му, вой­ти в Стра­ну радо­сти само­му, не дожи­да­ясь, пока за тебя кто-то что-то пред­при­мет. Тот, Кто может это сде­лать, уже все для это­го сде­лал. Он гово­рит: «При­ди­те ко Мне все, кто зашел в тупик, Я даю вам новую жизнь, вто­рое рож­де­ние в Моем Духе. Нет у чело­ве­ка сил изба­вить­ся от сво­е­го гре­ха, осво­бо­дить­ся от него и вой­ти в сво­бо­ду. Но у Меня есть эти силы. И Я рас­кры­ваю вам свои объ­я­тия, Я даю вам эту силу побе­ды, силу новой жиз­ни. Обо­при­тесь на Меня, доверь­тесь Мне, и вы вой­де­те уже здесь, на Зем­ле, в то Цар­ство люб­ви и сво­бо­ды, Цар­ство радо­сти и бес­смер­тия, кото­рое начи­на­ет­ся тут и сей­час в этот момент и кото­ро­му не будет кон­ца. Про­сто сде­лай­те шаг пока­я­ния… Я стою и жду вас, мои люби­мые, мои дети».

Ста­тья опуб­ли­ко­ва­на в рам­ках все­рос­сий­ско­го про­ек­та «Надеж­да есть», под­дер­жан­но­го Мини­стер­ством куль­ту­ры Рос­сий­ской Феде­ра­ции, Коми­те­том по делам обще­ствен­ных объ­еди­не­ний и рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций ГД и гла­ва­ми хри­сти­ан­ских церк­вей Рос­сии. Наш адрес: 119048, Москва, а/я «Воз­рож­де­ние». Веб-сайт www/vcc/ru; э‑почта: info @vcc. ru. Мы вышлем вам Еван­ге­лие и набор бро­шюр «Надеж­да есть».