В чем наша надежда?

Два­дца­тый век был для Рос­сии веком испы­та­ний. Рево­лю­ции, вой­ны, голод, тота­ли­тар­ный про­из­вол, рас­пад огром­но­го госу­дар­ства, раз­гул пре­ступ­но­сти, кор­руп­ция… За что это все нам? Или, может быть, для чего? Невоз­мож­но дать ответ исклю­чи­тель­но на язы­ке поли­ти­ки или экономики.
На исхо­де сто­ле­тия появи­лась надеж­да, что сме­на поли­ти­че­ско­го строя в Рос­сии сулит про­цве­та­ние. Одна­ко рефор­мы затя­ну­лись и при­нес­ли нам новые беды. Может, не толь­ко в этом дело? Но в чем тогда? Нам с малых лет вну­ша­ли, что если изме­нить про­из­вод­ствен­ные отно­ше­ния, улуч­шит­ся каче­ство тру­да, если изме­нить усло­вия жиз­ни – изме­нит­ся и сам чело­век. Было при­ня­то счи­тать, что все беды исхо­дят не от чело­ве­ка, а от пло­хих усло­вий, в кото­рые он поме­щен. В мате­ри­а­ли­сти­че­ской, ате­и­сти­че­ской идео­ло­гии вырос­ло три поко­ле­ния. А почти все те, кто мог ска­зать что-то дру­гое, про­шли мясо­руб­ку репрес­сий или были изгна­ны из страны.
Тем не менее в кон­це ушед­ше­го века раз­да­ют­ся еди­нич­ные голо­са людей совсем иной куль­ту­ры, иных пред­став­ле­ний. Таких, как ака­де­мик Андрей Саха­ров, осо­знав­ший раз­ру­ши­тель­ную без­ду­хов­ность тех­но­кра­ти­че­ской циви­ли­за­ции. Таких, как свя­щен­ник Алек­сандр Мень, чья жизнь и смерть ста­ли сви­де­тель­ством о Хри­сте как о един­ствен­ном источ­ни­ке жиз­ни. Эти люди гово­ри­ли о необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния за свое про­шлое. И в этом виде­ли надеж­ду и буду­щее. Но их голо­са не были услы­ша­ны. Их заглу­ши­ли вол­ны внеш­не­го обнов­ле­ния: радост­ное воз­вра­ще­ние забы­тых куль­тур­ных цен­но­стей, забы­тых цер­ков­ных празд­ни­ков, бур­ная сво­бо­да прес­сы, гром­кие раз­об­ла­че­ния «чужих» грехов.
Мно­го гово­ри­ли о кош­ма­рах про­шло­го, но ни сло­ва о сво­ей соб­ствен­ной – исто­ри­че­ской, родо­вой, а то и лич­ной – при­част­но­сти к ним. Ведь про­из­вол и репрес­сии – это толь­ко види­мый знак того мра­ка, кото­рый про­ни­кал тогда в серд­ца людей, рас­по­ла­гая нас к без­ве­рию, циниз­му и эго­и­стич­но­сти. Мра­ка, кото­рый и поныне еще не изгнан до кон­ца из наших душ. Свет про­ни­ка­ет в душу через пока­я­ние, и нет для све­та дру­го­го пути. А мы до сих пор избе­га­ем пока­я­ния. Гор­де­ли­во счи­та­ем себя Свя­той Русью, а беды, нава­лив­ши­е­ся на нашу роди­ну, объ­яв­ля­ем зна­ком осо­бо­го пути – и уте­ша­ем­ся этим. Мы срав­ни­ва­ем себя с пра­вед­ным Иовом, кото­ро­го испы­ты­вал Бог, хотя ино­гда чест­нее было бы срав­не­ние с Ионой, пытав­шим­ся ускольз­нуть от испол­не­ния Божьей воли, или даже с Каи­ном, убив­шим сво­е­го брата.
Были люди, кото­рые при­зы­ва­ли да и теперь при­зы­ва­ют нас к пока­я­нию, видя в этом един­ствен­ную надеж­ду для нас, но мы их не слы­шим. В девя­но­стых годах с про­по­ве­дью о пока­я­нии высту­пал у нас Бил­ли Грэм, на встре­чи с кото­рым соби­ра­лись порою сот­ни тысяч чело­век. Тыся­чи кая­лись. Но мил­ли­о­ны оста­лись в сто­роне. Боль­шин­ство рас­суж­да­ло при­мер­но так: чему может научить нас, народ с тыся­че­лет­ней исто­ри­ей, чело­век, речь кото­ро­го напо­ло­ви­ну состо­ит из цитат Свя­щен­но­го Писа­ния? Мы и сами с уса­ми, сами читать уме­ем. Оста­лось глав­ное: научить­ся при­ме­нять про­чи­тан­ное к соб­ствен­ной жиз­ни. Чего мы ждем, зна­ме­ний с неба?.. Но не слиш­ком ли суро­вы будут эти зна­ме­ния? Не разум­нее ли проснуть­ся к под­лин­ной жиз­ни как мож­но раньше?
Вот что ска­зал когда-то Хри­стос о таких ожи­да­ю­щих: «С кем срав­ню людей рода сего? и кому они подоб­ны? Они подоб­ны детям, кото­рые сидят на ули­це, кли­чут друг дру­га и гово­рят: “мы игра­ли вам на сви­ре­ли, и вы не пля­са­ли; мы пели вам пла­чев­ные пес­ни, и вы не пла­ка­ли”. Ибо при­шел Иоанн Кре­сти­тель: ни хле­ба не ест, ни вина не пьет; и гово­ри­те: “в нем бес”. При­шел Сын Чело­ве­че­ский: ест и пьет; и гово­ри­те: “вот чело­век, кото­рый любит есть и пить вино, друг мыта­рям и греш­ни­кам”. И оправ­да­на пре­муд­рость все­ми чада­ми ее» (Лк. 7:31–35).
Хва­тит тешить себя мыс­ля­ми о сво­ей исклю­чи­тель­но­сти. Есть закон: за гре­ха­ми сле­ду­ет нака­за­ние, а за пока­я­ни­ем – исправ­ле­ние. Необ­хо­ди­мо нако­нец вспом­нить о стержне духов­но­сти, кото­ро­му наши пред­ки обя­за­ны луч­ши­ми сво­и­ми дости­же­ни­я­ми. Нуж­но при­знать, что наши про­бле­мы лежат имен­но в духов­ной обла­сти. Без пока­я­ния обсуж­дать любые дру­гие сто­ро­ны жиз­ни нет смыс­ла, боль­шо­го эффек­та от это­го не будет. Это един­ствен­ное сред­ство для того, что­бы начать исправ­лять нашу непро­стую ситу­а­цию. Там, где дру­гие пути не при­во­дят к наме­чен­ной цели, пока­я­ние дости­га­ет сво­ей – при­вле­ка­ет милость и помощь Божью для исправ­ле­ния оши­бок, для дви­же­ния к луч­ше­му. Иоанн Бого­слов так опи­сы­ва­ет этот закон: «Если испо­ве­ду­ем гре­хи наши, то Он, будучи верен и пра­ве­ден, про­стит нам гре­хи наши и очи­стит нас от вся­кой неправ­ды» (1 Ин. 1:9).
Пока­я­ние обще­ства – это осо­зна­ние нашей общей при­част­но­сти к исто­рии сво­ей роди­ны и при­част­но­сти каж­до­го в отдель­но­сти. Это отвра­ще­ние от пагуб­ных идей и сте­рео­ти­пов, кото­рые мы уна­сле­до­ва­ли. Кста­ти, один из этих сте­рео­ти­пов – в том, что вера в Бога явля­ет­ся чем-то внут­рен­ним, глу­бо­ко интим­ным, и не более того. Под гне­том ате­и­сти­че­ских пре­сле­до­ва­ний мы забы­ли, что веру необ­хо­ди­мо испо­ве­до­вать и сло­вом, и делом. Пока­я­ние обще­ства скла­ды­ва­ет­ся из лич­ных пока­я­ний и дел.
Вме­сте с тем, как бы ни вело себя боль­шин­ство, для каж­до­го чело­ве­ка открыт путь лич­но­го пока­я­ния и лич­но­го при­ми­ре­ния с Твор­цом. Есть про­бле­мы обще­ства, и каж­дый из нас вовле­чен в них. Но чело­ве­ка вол­ну­ет преж­де все­го его лич­ная судь­ба. Спа­си­тель обра­ща­ет­ся сна­ча­ла к лич­но­сти, пред­ла­гая спа­се­ние, а затем уже к обществу.
Пока­я­ние вызы­ва­ет пере­ме­ну в нас: изме­ня­ет­ся образ мыс­лей, образ жиз­ни. Без пока­я­ния, без обра­ще­ния к Богу мы не в состо­я­нии изме­нить себя, даже при­ла­гая мас­су уси­лий. Помочь нам может толь­ко Бог. Мы не можем изме­нить наше­го про­шло­го, но пота­щим мы его в свое буду­щее или нет, зави­сит от нас.
Хри­стос при­шел в этот мир, что­бы мы узна­ли: для Созда­те­ля важ­но, как мы живем, как мы себя ведем, во что верим, и Ему небез­раз­лич­но, умрем мы или нет… Он при­шел к людям, что­бы про­явить милость и про­ще­ние, осво­бо­дить нас, отя­го­щен­ных гре­хом. Надеж­да для наше­го обще­ства и для каж­до­го из нас есть, пото­му что открыт путь покаяния.

Ста­тья опуб­ли­ко­ва­на в рам­ках все­рос­сий­ско­го про­ек­та «Надеж­да есть», под­дер­жан­но­го Мини­стер­ством куль­ту­ры Рос­сий­ской Феде­ра­ции, Коми­те­том по делам обще­ствен­ных объ­еди­не­ний и рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций ГД и гла­ва­ми хри­сти­ан­ских церк­вей Рос­сии. Наш адрес: 119048, Москва, а/я «Воз­рож­де­ние». Веб-сайт www. vcc. ru; э‑почта: info@vcc. ru. Мы вышлем вам Еван­ге­лие и набор бро­шюр «Надеж­да есть».