Приближается 150–летие (1863–2013) Евангельского движения на Новгородской земле. В связи с этим мы начинаем публикацию биографических очерков и свидетельств верующих, посвятивших свою жизнь служению Богу во имя Иисуса Христа на Новгородчине. Первую публикацию мы посвящаем Бойцовой (Спрингис) Валентине Матвеевне. Валентина Матвеевна – учительница математики общеобразовательной школы в г. Пестово. В марте сего года 29 дня ей исполнится 91 год, с чем мы её и поздравляем! Бойцова-Спрингис является членом Пестовской церкви ЕХБ (Евангельских Христиан Баптистов).
Внимательный читатель, скорее всего, помнит, что мы уже освящали некоторые биографические факты семьи Спрингис в газете «Ладья» за 2011 год. В том номере мы рассказали о том, что «В 1921 году на хуторе деревни Дубровка Батецкого района (недалеко от ж.д. станции Люболяды) Новгородской области в семье христиан-баптистов (мать Спрингис Анна Эрнестовна, отец Спрингис Матвей Давидович) родился третий ребенок – дочь Валентина. Старшими детьми были брат Фридолин, сестра Лилия. Вся семья была верующей: родители с детства наставляли ребятишек в Вере и уважении к Божественным заповедям. Отец состоял в церковном Совете при баптистской церкви. Общение с братьями и сестрами по вере было постоянным и систематическим, что также формировало мировоззрение детей, укрепляло желание верить в Иисуса Христа и Его Искупительную Жертву для каждого человека» («Ладья» №2(95)2011).
После окончания семилетки 16-летняя Валентина поступила в Латышское педагогическое училище в СПб., которое находилось на наб. р. Мойки д. 76. После войны, закончив заочно Новгородский пединститут в 1950 году, Валентина Матвеевна стала преподавать в Заречской восьмилетней школе. В середине 1950‑х она окончательно переехала в Пестово и стала работать в школе №4.
Много лет Валентина Матвеевна исполняла обязанности завуча. К 90-летию Валентины Матвеевны в местной газете «Наша жизнь» №29 (11957) от 29.03.2011 г. сообщалось: «Скромная, исполнительная, ответственная учительница математики всем пришлась по душе, – пишет о ней ее бывший директор Любовь Мурашова. – Её врожденный учительский дар, профессионализм вызывали уважение и восхищение и коллег, и учеников».
Сегодня мы публикуем письмо-рассказ Валентины Матвеевны о некоторых событиях тех далеких, но близких сердцу днях всем верующим на Новгородской земле.
«Уважаемый Анатолий Иванович! Сердечно благодарю Вас за память обо мне. Тронута Вашим вниманием. Я рада, что наша семейная реликвия – Библия нашла постоянное место. А фотография – я вложила – пусть будут вместе. Анатолий Иванович, поймите меня правильно: я не потому вложила её в Библию, чтобы увековечить память о моей семье, мне просто некому её оставить. Я последняя из нашей семьи. Наша семья – рядовая верующая семья, каких в Дубровке, Капустино, Люболядах, 2‑е Нащи было множество. Прошу Вас, не делайте для неё исключение.
Детская память цепкая. Запомнился один эпизод. Когда я училась в 1‑ом классе, выходные были по 5; 10; 15; и т. д. – это чтобы сделать воскресенье рабочим днем. Жители этому не подчинялись, а мы, школьники, должны были подчиняться. В воскресный день мы сидим в классе, а по дороге мимо школы идут верующие в церковь.
Это из дальних Капустиновских хуторов люди собирались вместе и шли на богослужение. Среди них Зиверт Август, высокий, красивый, в шляпе и легкой тросточкой в руке. А наш учитель (молодой латыш) бегает по классу, пародируя Зиверта. Наверное, были и какие-то замечания по этому поводу, не помню, а я сижу и плачу. Где-то в 1970‑х годах в Риге я навестила своего первого учителя. Старый беспомощный человек, глубоко верующий. Вот так-то.
И еще врезался в память обычай в Дубровке. Рядом с нашим хутором была лютеранская церковь. А в ней колокол. По субботам все старались закончить все работы. Навести порядок в доме и около дома, вымыться в бане. Моя обязанность была – вымести все дорожки около дома. Все это нужно было сделать до колокольного звона, он возвещал «святой вечер» («свет вакарс») т.е. преддверие воскресенья. Вечерняя молитва, ужин, сон. А еще колокольный звон провожал душу усопшего в вечность. Недалеко от церкви был дом Григория Ванаг-Лей. Он был звонарем и еще кем-то при церкви. Ему сообщали об умирающем, и если раздавался медленный колокольный звон, значит, кто-то уходил в вечность. Это не по Писанию, люди сами придумали, но обычай чтили и лютеране, и баптисты.
Анатолий Иванович, Вы извините, что я описываю такие подробности, но Вы интересуетесь жизнью латышских верующих; а больше таких подробностей Вам никто не расскажет…
Во время войны немцы предлагали латышам выезжать в Латвию. Многие уехали, у кого были родственные связи. А остальных в 1943‑м году вывезли в Прибалтику, а дома сожгли. Немцы готовили мертвую зону для наших войск. После войны кто вернулся в Россию, кто остался в Латвии. Кого-то поселяли в пустые хутора, пустующие коттеджи, многие богатые люди скрылись за границей, а кого и выслали в Сибирь… Латвийские латыши не очень любезно относились к «русским» латышам, ведь русских они считали оккупантами, но никто из латышей в Россию не вернулся. Моя мама вернулась из Литвы…
Анатолий Иванович, я рада, что восстановили историю латышских переселенцев, которые и на «чужбине» собирались в общины, строили церкви, жили по законам Божиим…
Исчезли с лица земли многие семьи. А кто остался, до сих пор находится под гнетом пережитого. Денова Альберта дочка живет в Новосокольниках Псковской области. Родилась в 1937 году в Сибири, куда была выслана семья, а отца потом репрессировали. Она до сих пор скрывает свою национальность и репрессии относительно её семьи. Хотя ей уже 75 лет. Стресс, пережитый в детстве, навсегда остался в памяти.
Я уверенна, что первые латыши в Новгородской губернии появились сразу после отмены крепостного права. А это были 1860–1861 годы. У меня был латышский журнал 1929 года издания. Там описывались латышские колонии, их было 28 или 29 по всей Новгородской губернии. Ведь в её составе была и Псковская и Ленинградская области. После революции губернию переименовали в Ленинградскую область. А после ВОВ разделили на Псковскую, Новгородскую и Ленинградскую области. Деревня Курино (станция Плюса) теперь Псковской области, тоже была латышская община, священник там был Петр Трейман. Это он венчал Денова Альберта и свою дочь Розалию. Деновы были женаты на двух сестрах Трейман.
Еще несколько слов о переселенцах. В журнале описывалось, как латышские искатели своего клочка земли пробирались в Россию. Кто побогаче – свой скарб и детей везли на лошадях. А безлошадные батраки грузили свой небогатый скарб и детей на двуколки (тачки), впрягались и везли все на себе. Поэтому и обосновались в Новгородской губернии, здесь места болотистые, земли продавались по приемлемой цене. Сначала жили в лесных хижинах, землянках, рядом с медведями и волками. Вырубали леса, корчевали пни, строили дома…
Желаю Вам Божьих благословений в Ваших трудах. Вы подняли тяжелый пласт в истории нашей веры на Новгородской земле. Благослови Вас Бог! С любовью и уважением сестра Валентина С.»