К 150-летию Еван­гель­ско­го движения

При­бли­жа­ет­ся 150–летие (1863–2013) Еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­ской зем­ле. В свя­зи с этим мы начи­на­ем пуб­ли­ка­цию био­гра­фи­че­ских очер­ков и сви­де­тельств веру­ю­щих, посвя­тив­ших свою жизнь слу­же­нию Богу во имя Иису­са Хри­ста на Нов­го­род­чине. Первую пуб­ли­ка­цию мы посвя­ща­ем Бой­цо­вой (Сприн­гис) Вален­тине Мат­ве­евне. Вален­ти­на Мат­ве­ев­на – учи­тель­ни­ца мате­ма­ти­ки обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы в г. Песто­во. В мар­те сего года 29 дня ей испол­нит­ся 91 год, с чем мы её и поздрав­ля­ем! Бой­цо­ва-Сприн­гис явля­ет­ся чле­ном Пестов­ской церк­ви ЕХБ (Еван­гель­ских Хри­сти­ан Баптистов). 

Вни­ма­тель­ный чита­тель, ско­рее все­го, пом­нит, что мы уже освя­ща­ли неко­то­рые био­гра­фи­че­ские фак­ты семьи Сприн­гис в газе­те «Ладья» за 2011 год. В том номе­ре мы рас­ска­за­ли о том, что «В 1921 году на хуто­ре дерев­ни Дуб­ров­ка Батец­ко­го рай­о­на (неда­ле­ко от ж.д. стан­ции Любо­ля­ды) Нов­го­род­ской обла­сти в семье хри­сти­ан-бап­ти­стов (мать Сприн­гис Анна Эрне­стов­на, отец Сприн­гис Мат­вей Дави­до­вич) родил­ся тре­тий ребе­нок – дочь Вален­ти­на. Стар­ши­ми детьми были брат Фри­до­лин, сест­ра Лилия. Вся семья была веру­ю­щей: роди­те­ли с дет­ства настав­ля­ли ребя­ти­шек в Вере и ува­же­нии к Боже­ствен­ным запо­ве­дям. Отец состо­ял в цер­ков­ном Сове­те при бап­тист­ской церк­ви. Обще­ние с бра­тья­ми и сест­ра­ми по вере было посто­ян­ным и систе­ма­ти­че­ским, что так­же фор­ми­ро­ва­ло миро­воз­зре­ние детей, укреп­ля­ло жела­ние верить в Иису­са Хри­ста и Его Иску­пи­тель­ную Жерт­ву для каж­до­го чело­ве­ка» («Ладья» №2(95)2011).

После окон­ча­ния семи­лет­ки 16-лет­няя Вален­ти­на посту­пи­ла в Латыш­ское педа­го­ги­че­ское учи­ли­ще в СПб., кото­рое нахо­ди­лось на наб. р. Мой­ки д. 76. После вой­ны, закон­чив заоч­но Нов­го­род­ский пед­ин­сти­тут в 1950 году, Вален­ти­на Мат­ве­ев­на ста­ла пре­по­да­вать в Зареч­ской вось­ми­лет­ней шко­ле. В сере­дине 1950‑х она окон­ча­тель­но пере­еха­ла в Песто­во и ста­ла рабо­тать в шко­ле №4.

Мно­го лет Вален­ти­на Мат­ве­ев­на испол­ня­ла обя­зан­но­сти заву­ча. К 90-летию Вален­ти­ны Мат­ве­ев­ны в мест­ной газе­те «Наша жизнь» №29 (11957) от 29.03.2011 г. сооб­ща­лось: «Скром­ная, испол­ни­тель­ная, ответ­ствен­ная учи­тель­ни­ца мате­ма­ти­ки всем при­шлась по душе, – пишет о ней ее быв­ший дирек­тор Любовь Мура­шо­ва. – Её врож­ден­ный учи­тель­ский дар, про­фес­си­о­на­лизм вызы­ва­ли ува­же­ние и вос­хи­ще­ние и кол­лег, и уче­ни­ков». 
Сего­дня мы пуб­ли­ку­ем пись­мо-рас­сказ Вален­ти­ны Мат­ве­ев­ны о неко­то­рых собы­ти­ях тех дале­ких, но близ­ких серд­цу днях всем веру­ю­щим на Нов­го­род­ской земле.

«Ува­жа­е­мый Ана­то­лий Ива­но­вич! Сер­деч­но бла­го­да­рю Вас за память обо мне. Тро­ну­та Вашим вни­ма­ни­ем. Я рада, что наша семей­ная релик­вия – Биб­лия нашла посто­ян­ное место. А фото­гра­фия – я вло­жи­ла – пусть будут вме­сте. Ана­то­лий Ива­но­вич, пой­ми­те меня пра­виль­но: я не пото­му вло­жи­ла её в Биб­лию, что­бы уве­ко­ве­чить память о моей семье, мне про­сто неко­му её оста­вить. Я послед­няя из нашей семьи. Наша семья – рядо­вая веру­ю­щая семья, каких в Дуб­ров­ке, Капу­сти­но, Любо­ля­дах, 2‑е Нащи было мно­же­ство. Про­шу Вас, не делай­те для неё исключение.

Дет­ская память цеп­кая. Запом­нил­ся один эпи­зод. Когда я учи­лась в 1‑ом клас­се, выход­ные были по 5; 10; 15; и т. д. – это что­бы сде­лать вос­кре­се­нье рабо­чим днем. Жите­ли это­му не под­чи­ня­лись, а мы, школь­ни­ки, долж­ны были под­чи­нять­ся. В вос­крес­ный день мы сидим в клас­се, а по доро­ге мимо шко­лы идут веру­ю­щие в церковь.

Это из даль­них Капу­сти­нов­ских хуто­ров люди соби­ра­лись вме­сте и шли на бого­слу­же­ние. Сре­ди них Зиверт Август, высо­кий, кра­си­вый, в шля­пе и лег­кой тро­сточ­кой в руке. А наш учи­тель (моло­дой латыш) бега­ет по клас­су, паро­ди­руя Зивер­та. Навер­ное, были и какие-то заме­ча­ния по это­му пово­ду, не пом­ню, а я сижу и пла­чу. Где-то в 1970‑х годах в Риге я наве­сти­ла сво­е­го пер­во­го учи­те­ля. Ста­рый бес­по­мощ­ный чело­век, глу­бо­ко веру­ю­щий. Вот так-то.

И еще вре­зал­ся в память обы­чай в Дуб­ров­ке. Рядом с нашим хуто­ром была люте­ран­ская цер­ковь. А в ней коло­кол. По суб­бо­там все ста­ра­лись закон­чить все рабо­ты. Наве­сти поря­док в доме и око­ло дома, вымыть­ся в бане. Моя обя­зан­ность была – выме­сти все дорож­ки око­ло дома. Все это нуж­но было сде­лать до коло­коль­но­го зво­на, он воз­ве­щал «свя­той вечер» («свет вакарс») т.е. пред­две­рие вос­кре­се­нья. Вечер­няя молит­ва, ужин, сон. А еще коло­коль­ный звон про­во­жал душу усоп­ше­го в веч­ность. Неда­ле­ко от церк­ви был дом Гри­го­рия Ванаг-Лей. Он был зво­на­рем и еще кем-то при церк­ви. Ему сооб­ща­ли об уми­ра­ю­щем, и если раз­да­вал­ся мед­лен­ный коло­коль­ный звон, зна­чит, кто-то ухо­дил в веч­ность. Это не по Писа­нию, люди сами при­ду­ма­ли, но обы­чай чти­ли и люте­ране, и баптисты.

Ана­то­лий Ива­но­вич, Вы изви­ни­те, что я опи­сы­ваю такие подроб­но­сти, но Вы инте­ре­су­е­тесь жиз­нью латыш­ских веру­ю­щих; а боль­ше таких подроб­но­стей Вам никто не расскажет…

Во вре­мя вой­ны нем­цы пред­ла­га­ли латы­шам выез­жать в Лат­вию. Мно­гие уеха­ли, у кого были род­ствен­ные свя­зи. А осталь­ных в 1943‑м году вывез­ли в При­бал­ти­ку, а дома сожгли. Нем­цы гото­ви­ли мерт­вую зону для наших войск. После вой­ны кто вер­нул­ся в Рос­сию, кто остал­ся в Лат­вии. Кого-то посе­ля­ли в пустые хуто­ра, пусту­ю­щие кот­те­джи, мно­гие бога­тые люди скры­лись за гра­ни­цей, а кого и высла­ли в Сибирь… Лат­вий­ские латы­ши не очень любез­но отно­си­лись к «рус­ским» латы­шам, ведь рус­ских они счи­та­ли окку­пан­та­ми, но никто из латы­шей в Рос­сию не вер­нул­ся. Моя мама вер­ну­лась из Литвы…

Ана­то­лий Ива­но­вич, я рада, что вос­ста­но­ви­ли исто­рию латыш­ских пере­се­лен­цев, кото­рые и на «чуж­бине» соби­ра­лись в общи­ны, стро­и­ли церк­ви, жили по зако­нам Божиим…

Исчез­ли с лица зем­ли мно­гие семьи. А кто остал­ся, до сих пор нахо­дит­ся под гне­том пере­жи­то­го. Дено­ва Аль­бер­та доч­ка живет в Ново­со­коль­ни­ках Псков­ской обла­сти. Роди­лась в 1937 году в Сиби­ри, куда была высла­на семья, а отца потом репрес­си­ро­ва­ли. Она до сих пор скры­ва­ет свою наци­о­наль­ность и репрес­сии отно­си­тель­но её семьи. Хотя ей уже 75 лет. Стресс, пере­жи­тый в дет­стве, навсе­гда остал­ся в памяти.

Я уве­рен­на, что пер­вые латы­ши в Нов­го­род­ской губер­нии появи­лись сра­зу после отме­ны кре­пост­но­го пра­ва. А это были 1860–1861 годы. У меня был латыш­ский жур­нал 1929 года изда­ния. Там опи­сы­ва­лись латыш­ские коло­нии, их было 28 или 29 по всей Нов­го­род­ской губер­нии. Ведь в её соста­ве была и Псков­ская и Ленин­град­ская обла­сти. После рево­лю­ции губер­нию пере­име­но­ва­ли в Ленин­град­скую область. А после ВОВ раз­де­ли­ли на Псков­скую, Нов­го­род­скую и Ленин­град­скую обла­сти. Дерев­ня Кури­но (стан­ция Плю­са) теперь Псков­ской обла­сти, тоже была латыш­ская общи­на, свя­щен­ник там был Петр Трей­ман. Это он вен­чал Дено­ва Аль­бер­та и свою дочь Роза­лию. Дено­вы были жена­ты на двух сест­рах Трейман.

Еще несколь­ко слов о пере­се­лен­цах. В жур­на­ле опи­сы­ва­лось, как латыш­ские иска­те­ли сво­е­го клоч­ка зем­ли про­би­ра­лись в Рос­сию. Кто побо­га­че – свой скарб и детей вез­ли на лоша­дях. А без­ло­шад­ные батра­ки гру­зи­ли свой небо­га­тый скарб и детей на дву­кол­ки (тач­ки), впря­га­лись и вез­ли все на себе. Поэто­му и обос­но­ва­лись в Нов­го­род­ской губер­нии, здесь места боло­ти­стые, зем­ли про­да­ва­лись по при­ем­ле­мой цене. Сна­ча­ла жили в лес­ных хижи­нах, зем­лян­ках, рядом с мед­ве­дя­ми и вол­ка­ми. Выру­ба­ли леса, кор­че­ва­ли пни, стро­и­ли дома…

Желаю Вам Божьих бла­го­сло­ве­ний в Ваших тру­дах. Вы под­ня­ли тяже­лый пласт в исто­рии нашей веры на Нов­го­род­ской зем­ле. Бла­го­сло­ви Вас Бог! С любо­вью и ува­же­ни­ем сест­ра Вален­ти­на С.»