Книга Откровения, 2 глава: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. (…) Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив».
Каждый из нас не один раз читал этот отрывок Священного Писания. Господь обличает Ефесскую Церковь, в том, что она оставила первую любовь. Но перед этим Он говорит: «Знаю дела твои и труд твой и терпение твое, и ты много переносил…» Почему Господь говорит эти слова? Почему Он сразу не начал обличать церковь? Зачем нужны эти «танцы с веером»? Можно ли считать эти стихи случайными? Если внимательно прочитать все послания семи церквям, видно, что Бог сначала хвалит их и находит у всех что-то хорошее. И не одно что-нибудь хорошее находит, а много, мы можем увидеть количественное соотношение между строгим словом и ободряющим словом: в среднем это 5–6 ободряющих слов к 1 обличительному. Сегодня я хочу поразмышлять не об обличении, но о том добром, что Бог находит в ефесской церкви.
Церковь ведь женского рода!
Давайте посмотрим друг на друга: какова наша миссия в этом мире, что мы несем окружающим: доброе или строгое? Даже само слово Евангелия означает «Благая весть». А Благая – это значит добрая, хорошая. И если мы с вами благовестники, значит, мы с вами люди с хорошей новостью. Недавно в нашей стране отмечался праздник 8 марта и, наверное, в каждой семье поздравляли женщин и говорили им добрые слова. Есть такая поговорка, что женщина любит ушами. А Церковь тоже ведь женского рода! Может быть, поэтому Христос, обращаясь к Церкви, говорит сначала много добрых слов. Может быть, это такой ход тактический? Но мы знаем, что церковь состоит не только из женщин и не только женщинам нужно доброе слово. Какие слова говорят верующие? Подражаем ли мы Христу? Ведь мы должны быть святы, как и Он свят! Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный! Совершенны ли мы в словах ободрения, утешения подобно Господу, или мы суровы больше, чем следует? Мы живем в большом дефиците добрых, благих слов. Люди ругают друг друга, часть даже нецензурно. Недавно на улице я наблюдал. как один человек бегает за другим и, изрыгая проклятья, пытается ударить его бутылкой. Такая дикая картина! Как-будто я оказался в джунглях и застал двух человекообразных за выяснением отношений. Конечно, они были нетрезвые. И такие картины происходят и в транспорте, и дома: люди говорят друг другу недоброе.
Наша миссия в этом мире – как сказал Христос – благословлять, а не проклинать. Даже врагов нужно благословлять, потому что этот мир перенасыщен злом. Строгости очень много в этом мире, а вот умеем ли мы говорить доброе, умеем ли мы хвалить? Книга Притчей, 16 глава, 24 стих: Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Слова сравниваются с медом, который сладок и целебен. Добрые слова имеют двойное действие: утешают душу и исцеляют физически. Даже врачи говорят, что многие болезни у человека от нервов. От того, что творится у него в голове, он начинает болеть, чахнуть. А Библия говорит, что веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости (Прит.17:22)
Господь хочет, чтобы мы были теми людьми, через которых приходит утешение. Помните слова Господа к служителям? – «Утешайте народ мой!» А мы его служители, верующие Нового Завета все являются священниками в этом мире. Может быть, в церкви мы не чувствуем себя священниками. Но когда мы выходим в мир, мы просто обязаны ими быть. Потому что так сказал Господь: (1Пет.2:9): Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
Царственные священники – это не просто священники. Это не обозначает, что мы должны с царственным видом дефилировать по центральной улице города, своим видом показывая, кто здесь главный. Это значит, что мы должны нести служение царственное. Служить людям. как служил наш царь Иисус. Дарить людям любовь. Это не значит, что мы должны успокаивать и говорить: «Миленький, дорогой, ты идешь в ад, не волнуйся, все в порядке, улыбайся!» Мы должны говорить правду о вечной погибели, которая ждет человека. Но нам надо выдерживать соотношение обличений и любви, которое выдерживал сам Господь. Даже неверующие люди говорят, что на одно слово обличения или укора (даже справедливого), человек должен слышать 5 слов ободрения, – тогда происходит некий баланс.
Хочу привести исследования одного человека, который изучал условия работы на производстве. И вот такие данные получил: Люди в 2 раза реже увольняются с работы, если их хотя бы 2 раза в неделю хвалит начальник. Сотрудники становятся более довольны своей зарплатой. Это светские исследования. То же в семье. Один человек, – Джон Гофман, один из ведущих мировых исследователей семейных проблем, – провел такое исследование: протестировал 700 пар молодоженов. На приеме видеокамера записывала, как они общаются. Через 10 лет исследователь снова встретился с этими семьями и сравнил результаты. Оказалось, что соотношение эмоций негативных и позитивных было 1 к 1, брак был практически обречен.
Женщина не чебурашка!
Недавно я читал одну статью, называлась она «женщина не чебурашка». Хоть она и любит ушами, но она не чебурашка чтобы только, развесив уши, слышать приятные слова. Женщина хочет, чтобы были и какие-то дела. Также и Господь хочет от нас. Он говорит: «что вы приходите топтать дворы Господни, что вы мне приносите вот эти жертвы и когда потом друг друга угрызаете и съедаете?» Приведу один пример из своей жизни. Мы отдыхали за городом и снимали квартиру. Жена попросила меня натянуть веревки на балконе, чтобы можно было повесить детские вещи. Я хотя не сразу, но все таки натянул эти веревки. Жена посмотрела на меня и говорит детям в моем присутствии: «Смотрите, наш папа то какой чудесник! Какой порядок навел на балконе!» Я необыкновенный такой прилив сил почувствовал в этот момент и спросил, может быть еще чего-то надо сделать? Через некоторое время я анализировал все это: если бы она сказала: «ну наконец-то, натянул веревку, пойди, хоть что ли, в туалете лампочку вкрути…», то у меня бы не было такого энтузиазма. Но доброе слово плодотворно повлияло и на душу мою и на кости мои, которые кинулись еще что-нибудь сделать.
Почему-то в Церкви не очень принято говорить друг другу добрые слова. Знаю, что плохо слишком много хвалить человека, так и Библия говорит: « хвалящий брата своего расставляет сеть ногам его». Иногда мы думаем, что если мы человеку скажем что доброе, то забирает у него награду, которую он должен получить на небесах. Однако Христос говорит столько добрых слов церквям! Понятно, что не для того, чтобы их обокрасть. Сказал бы сразу: «Покайся верни свою любовь! где твоя любовь?» Но Он так не говорит. Он говорит: «знаю твой труд, твое терпение». Он не придумывает, а находит реальное, за что можно похвалить.
Еще не один жизненный пример.
Однажды один мой друг принес мне почитать свои стихи и послушать, что я скажу. Моя мама много лет проработала заместителем главного редактора в одном из издательств, и мне, наверное, от нее передался очень такой редакционный взгляд на всякого рода публицистику. И я прочитал эти стихи и сказал: «знаешь, брат, давай без лишних сантиментов. Стихи твои не о чем. Одно стихотворение – ничего, а остальное ерунда какая-то. Ты пришел ко мне и знаешь, что я человек прямой. Хочешь правду услышать? – вот она тебе!» Он поблагодарил и ушел. И потом прошло какое-то время, он переехал в другой город, и мы летом приехали к нему отдыхать, и за чашкой чая он предложил нам спеть песню. Я ее похвалил и спросил, где он взял такие хорошие стихи. Он сказал, что сам сочинил, на что я ответил, что надо сочинять еще. А он сказал: «Антон, мне так нравится с вами общаться, и ты мой хороший друг, но я хочу одну вещь сказать. Помнишь, лет 25 назад, я к тебе приходил и приносил свои стихи? И после того, что ты мне сказал, я два года не мог взять карандаш в руки, чтоб написать хотя бы одну строчку…» Я готов был сквозь землю провалиться в тот момент! Чувствовал себя, как слон в посудной лавке, со своей честностью. Решив правду всю сказать, я убил моего брата на два года. Просто убил в нем всякое желание что-то писать. Как часто мы это делаем, просто незаметно, в своей семье, в своей церкви.
Например, когда человек выходит и начинает служить, мы сразу пытаемся ему помочь, подсказать, где у него что-то не так. Я помню когда в нашей церкви один брат, который сейчас видеослужением занимается, начал снимать свои фильмы. Первые комментарии в интернете были такие «Ты бы хоть линзы-то протер, у тебя пыль на объективе». И он мне пишет: «Антон, я не знаю, может, это не мое служение? Может, мне оставить его? У меня ничего не получается, послушай, что братья говорят, а они имеют опыт!» Мне было так больно и за него, и за них. Я говорил: « Леша, ну потерпи, они ведь доброго тебе хотят. Просто они не все понимают». Как часто мы, воспитывая своих детей, говорим отрицательные слова, хотя и желая им добра.
Иногда я смотрю на своих детей и вижу: они какие-то грустные, и задумываюсь: не слишком ли я строг с ними? Как-то одна сестра попросила отвезти ее на кладбище, посетить могилу мужа. И она рассказала мне, что ее дочь и зять не любят ее. И не хотят ее возить. И всю дорогу она рассказывала мне про дочь и про зятя плохое: они неверующие люди, ведут себя плохо и по отношению к ней неуважительно. И я проникся таким сожалением и сочувствием к сестре! Мне было приятно что, я ей помогаю в этот момент. Мы приехали на кладбище, шел дождь. И должны были подъехать ее дочь с зятем. Мы сидим 5 и 10 минут, а они не приезжают. Она достает мобильник и начинает им звонить: «ну где вы»? Они же начинают ей объяснять, что поехали купить цветы, но попали в пробку и поэтому опаздывают. А она в ответ: «Вечно у вас куча причин! Чтобы только не приехать, посетить могилу отца., вам дела нет до своей матери, вот вы же сами себе собираете проблемы, вот вы умрете, и к вам на могилу никто не приедет…» И так через каждые 15 минут. В какой-то момент я не выдержал и говорю: «Сестра, для чего вы так много говорите плохого?» Я попросил представить такую ситуацию: «Что будет, если все мы сейчас умрем: например, дерево упадет на нашу машину? И что останется в памяти у детей? пусть даже они плохие люди и заслуживают самого строгого осуждения! Но они будут вспоминать, что была у нас бабушка-баптистка, неприятной, злой, раздражительной женщиной. Но если бы Вы, им звоня, говорили: «Ничего страшного. Мы в машине сидим, мы подождем, не торопитесь, хорошо, что вы цветы купили. Мы за вас помолимся, чтобы вы благополучно доехали… тогда после Вашей смерти они скажут: удивительная была у нас мама, мы ей столько зла сделали. А она нас благословляла, молилась о нас, всегда находила добрые слова!» Затем я спросил сестру: «В каком случае больше вероятности, что они обратятся к Богу после вашей смерти? Конечно, во втором! Помните, как Христос на кресте говорил в ответ тем людям, которые плевали в Него и смеялись. Он не говорил: подождите, еще будет Божий суд на вас. Он говорил: Отче, прости им, ибо не ведают что творят. Может, поэтому написано, что народ шел и бил себя в грудь. Наверное, эта молитва заставила их бить себя в грудь?»
Коринфяне – святой народ.
Часто наши ближние заслуживают достаточно обличений… но вот Павел – насколько был прямой человек – и посмотрите, что говорит: (1 Коринфянам) «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, – так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, [чтобы вам быть] неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». (1Кор.1:2–12).
Он называет их святыми. Какие же «святые», если дальше мы читаем: «у вас такое блудодеяние, которого нет у язычников..» Но он говорит эти слова: «Святые, призванные!» Это не просто комплименты, это то, что с ними сделал Бог, и Он напоминает им, и этим ободряет их. Нам надо быть мудрыми! Нужно просить у Бога этой мудрости, чтобы слово было приправлено благодатью. А благодать – это незаслуженный дар.
Давай покушаем с тобой сегодня вечером!
Как Христос приобретал себе людей? Например, Закхея? Он не пришел и не сказал: « Закхей, весь город на тебя уже смотреть не может, до чего ты людей довел, уже остановись ты, сколько зла сделал, когда же ты наконец покаешься?» Христос подошел к нему и сказал: «слушай, друг, давай поужинаем у тебя сегодня вечером!» И вот этих простых слов было достаточно, чтобы сердце Закхея просто растаяло. Он ждал, что Христос-Учитель скажет ему все, что есть про него. Но Он сказал: «Давай покушаем сегодня с тобой вечером!» И этого было достаточно! Сердце Закхей сокрушилось, он не просто сказал: «отдам у кого чего украл», но: «и воздам вчетверо». Я думаю, многие из нас в тот момент захотели бы оказаться должниками Закхея! А почему он так поменялся? – Божья любовь, доброе слово! Помните самарянку? Помните женщину, взятую в прелюбодеянии и многих-многих других? И мы должны быть, как наш учитель Иисус.
Христос жив и силен!