Тро­и­ца

Празд­ник, посвя­щен­ный Дню соше­ствия Свя­то­го Духа, о чем запи­са­но в Биб­лии, кн. Дея­ний Апо­сто­лов, 2 главе:

При наступ­ле­нии дня Пяти­де­сят­ни­цы все они были еди­но­душ­но вместе. 

День Пяти­де­сят­ни­цы – это пяти­де­ся­тый день после суб­бо­ты пас­халь­ной неде­ли. Это был один из трех вели­ких изра­иль­ских празд­ни­ков. Ей пред­ше­ство­ва­ла Пас­ха, спу­стя четы­ре меся­ца после нее совер­шал­ся празд­ник Кущей. Пяти­де­сят­ни­цу назы­ва­ют так­же “празд­ни­ком сед­миц”, так как она совер­ша­лась через семь недель после Пас­хи, “празд­ни­ком жат­вы”, пото­му что в это вре­мя соби­ра­ли пер­вые пло­ды, и “днем пер­вых плодов”. 

В этот празд­ник все уче­ни­ки Хри­сто­вы были еди­но­душ­но вме­сте — все­го “чело­век око­ло ста двадцати”.

Сде­лал­ся шум с неба, как бы от несу­ще­го­ся силь­но­го вет­ра, и напол­нил весь дом, где они нахо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­е­ся язы­ки, как бы огнен­ные, и почи­ли по одно­му на каж­дом из них. И испол­ни­лись все Духа Свя­та­го, и нача­ли гово­рить на иных язы­ках, как Дух давал им провещевать. 

Ветер явля­ет­ся сим­во­лом при­сут­ствия Свя­то­го Духа, огонь – Его очи­ща­ю­щей силы или Его суда. Все сто два­дцать чело­век испол­ни­лись Духа Свя­та­го, что яви­лось испол­не­ни­ем обе­щан­но­го Иису­сом Хри­стом. Как далее повест­ву­ет Новый Завет,

В Иеру­са­ли­ме же нахо­ди­лись Иудеи, люди набож­ные, из вся­ко­го наро­да под небом. Когда сде­лал­ся этот шум, собрал­ся народ, и при­шел в смя­те­ние, ибо каж­дый слы­шал их гово­ря­щих его наре­чи­ем. И все изум­ля­лись и диви­лись, гово­ря меж­ду собою: сии гово­ря­щие не все ли Гали­ле­яне? Как же мы слы­шим каж­дый соб­ствен­ное наре­чие, в кото­ром роди­лись. Пар­фяне, и Мидяне, и Ела­ми­ты, и жите­ли Месо­по­та­мии, Иудеи и Кап­па­до­кии, Пон­та и Асии, Фри­гии и Пам­фи­лии, Егип­та и частей Ливии, при­ле­жа­щих к Кири­нее, и при­шед­шие из Рима, Иудеи и про­зе­ли­ты, кри­тяне и ара­ви­тяне, слы­шим их наши­ми язы­ка­ми гово­ря­щих о вели­ких [делах] Божиих?

Пере­чис­ле­ние пред­ста­ви­те­лей пят­на­дца­ти народ­но­стей начи­на­ет­ся с восточ­ной груп­пы, в пре­де­лах нынеш­них Ира­на и Ира­ка, далее сле­ду­ет запад, Иудея, затем — север, Малая Азия, после чего — Север­ная Афри­ка и, нако­нец, Рим. Спи­сок заклю­ча­ют две дале­ко отсто­я­щие друг от дру­га обла­сти: ост­ров Крит и Аравия.

И изум­ля­лись все и, недо­уме­вая, гово­ри­ли друг дру­гу: что это зна­чит? А иные, насме­ха­ясь, гово­ри­ли: они напи­лись слад­ко­го вина. Петр же, став с один­на­дца­тью, воз­вы­сил голос свой и воз­гла­сил им: мужи Иудей­ские, и все живу­щие в Иеру­са­ли­ме! сие да будет вам извест­но, и вни­май­те сло­вам моим: они не пья­ны, как вы дума­е­те, ибо теперь тре­тий час дня.

Тре­тий час соот­вет­ству­ет девя­ти часам утра. В празд­нич­ные дни иудеи обыч­но пости­лись, по мень­шей мере, до чет­вер­то­го часа. Так что обви­не­ние в пьян­стве было без­осно­ва­тель­ным. Петр объ­яс­нил при­чи­ну про­ис­хо­дя­ще­го тек­стом из Свя­щен­но­го Писания:
но это есть пред­ре­чен­ное про­ро­ком Иои­лем: И будет в послед­ние дни, гово­рит Бог, излию от Духа Мое­го на вся­кую плоть, и будут про­ро­че­ство­вать сыны ваши и доче­ри ваши; и юно­ши ваши будут видеть виде­ния, и стар­цы ваши сно­ви­де­ни­я­ми вра­зум­ля­е­мы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Мое­го, и будут про­ро­че­ство­вать. И пока­жу чуде­са на небе ввер­ху и зна­ме­ния на зем­ле вни­зу, кровь и огонь и куре­ние дыма. Солн­це пре­вра­тит­ся во тьму, и луна — в кровь, преж­де неже­ли насту­пит день Гос­по­день, вели­кий и славный.

Сло­ва Иои­ля, про­ро­ка Божия, авто­ри­тет­ны и досто­вер­ны. По тол­ко­ва­нию Пет­ра, эти сло­ва отно­сят­ся к ново­му заве­ту, про­ти­во­по­став­лен­но­му вре­ме­ни пер­во­го, уже минув­ше­го вет­хо­го заве­та, кото­рый при­но­сит спа­се­ние каж­дой душе: 

И будет: вся­кий, кто при­зо­вет имя Гос­подне, спасется.
В сво­ей про­по­ве­ди Петр выде­ля­ет самые важ­ные момен­ты: смерть Иисуса:
Сего, по опре­де­лен­но­му сове­ту и пред­ве­де­нию Божию пре­дан­но­го, вы взя­ли и, при­гвоз­див рука­ми без­за­кон­ных, убили;

Его телес­ное вос­кре­се­ние: но Бог вос­кре­сил Его, рас­торг­нув узы смер­ти, пото­му что ей невоз­мож­но было удер­жать Его

Его воз­не­се­ние: Итак, Он, быв воз­не­сен дес­ни­цею Божи­ею и при­няв от Отца обе­то­ва­ние Свя­та­го Духа, излил то, что вы ныне види­те и слышите.

Его воца­ре­ние и Его побе­ду при Вто­ром при­ше­ствии: Итак твер­до знай, весь дом Изра­и­лев, что Бог соде­лал Гос­по­дом и Хри­стом Сего Иису­са, Кото­ро­го вы распяли.
Иудеи не мог­ли оправ­дать­ся, обви­няя в смер­ти Иису­са рим­лян: они сами обра­ти­лись к рим­ля­нам с прось­бой рас­пять Его. План Божий не закан­чи­вал­ся смер­тью и вос­кре­се­ни­ем Сына Его: Он дол­жен был быть воз­не­сен и занять место, от века при­над­ле­жав­шее Ему наравне с Отцом. 

Услы­шав это, они уми­ли­лись серд­цем и ска­за­ли Пет­ру и про­чим Апо­сто­лам: что нам делать, мужи бра­тия? Петр же ска­зал им: покай­тесь, и да кре­стит­ся каж­дый из вас во имя Иису­са Хри­ста для про­ще­ния гре­хов; и полу­чи­те дар Свя­та­го Духа. Ибо вам при­над­ле­жит обе­то­ва­ние и детям вашим и всем даль­ним, кого ни при­зо­вет Гос­подь Бог наш.
Петр, таким обра­зом, про­воз­гла­сил, что спа­се­ние через про­ще­ние гре­хов посред­ством Пома­зан­ни­ка Божия, Мес­сии, обе­ща­но иуде­ям, кото­рые услы­шат Его про­по­ведь, их детям и всем даль­ним, т. е. языч­ни­кам. В этих сло­вах заклю­че­но все содер­жа­ние Кни­ги Дея­ний Апо­сто­лов: бла­го­вест­во­ва­ние пред­на­зна­че­но и иуде­ям, и языч­ни­кам — “всем, кого ни при­зо­вет Гос­подь Бог наш”. 

Поче­му же празд­ник, посвя­щен­ный это­му собы­тию: соше­ствию Свя­то­го Духа на апо­сто­лов, мы назы­ва­ем празд­ни­ком Свя­той Тро­и­цы и Днем рож­де­ния Церк­ви? Пото­му что имен­но в этом отрыв­ке Ново­го Заве­та изла­га­ет­ся уче­ние о Свя­той Тро­и­це: Петр пока­зы­ва­ет, как Отец (ст. 32,33) дей­ство­вал в жиз­ни, смер­ти, вос­кре­се­нии и воз­не­се­нии Иису­са, Сына Сво­е­го, и как Свя­той Дух совер­шил чудо: Его слу­жи­те­ли заго­во­ри­ли на раз­лич­ных язы­ках. Имен­но в этот день, когда веру­ю­щие при­ня­ли Свя­то­го Духа, Бог спас через пока­я­ние мно­же­ство людей — так роди­лась Церковь.