Лев Алек­сан­дро­вич Мей (1822 – 1862)

В рус­ской лите­ра­ту­ре есть поэты всем и с ран­не­го дет­ства извест­ные, и есть те, кото­рых не зна­ют даже по име­ни. Изу­чая твор­че­ство как все­мир­но извест­ных, так и мало­из­вест­ных или прак­ти­че­ски неиз­вест­ных рус­ских поэтов, мож­но убе­дить­ся в том, какую высо­кую роль отво­ди­ли они Богу в сво­ей жиз­ни, отра­жая в про­из­ве­де­ни­ях побе­ду све­та над тьмой, исти­ны над ложью, добра над злом.
Одно из таких полу­за­бы­тых имен — Лев Алек­сан­дро­вич Мей. Он родил­ся в 1822 году в Москве, в семье небо­га­то­го поме­щи­ка. В 9 лет посту­пил в Мос­ков­ский дво­рян­ский инсти­тут, а в 14, бла­го­да­ря успе­хам в уче­бе, был пере­ве­ден в Цар­ско­сель­ский лицей, кото­рый когда-то закон­чил А. С. Пуш­кин. После окон­ча­ния лицея (1841) слу­жил несколь­ко лет в кан­це­ля­рии мос­ков­ско­го гене­рал-губер­на­то­ра, затем очень недол­го – инспек­то­ром 2‑й мос­ков­ской гимназии.
Свои сти­хо­тво­ре­ния, пере­во­ды (Мей изве­стен как хоро­ший пере­вод­чик, донес­ший до рус­ско­го чита­те­ля про­из­ве­де­ния Гете, Гейне, Шил­ле­ра, Шекс­пи­ра, Бай­ро­на, Гюго, Беран­же, Миц­ке­ви­ча, Шев­чен­ко и мно­гих дру­гих), а так­же рас­ска­зы, рецен­зии, обзо­ры поэт печа­та­ет в жур­на­лах «Мос­ко­ви­тя­нин», «Биб­лио­те­ка для чте­ния» и др.
Поэ­ти­че­ское насле­дие Мея неве­ли­ко, но в сво­их сти­хах он, как пишет лите­ра­тур­ный кри­тик Ю. Айхен­вальд, «про­стой, доб­рый и при­вет­ли­вый, … у него кра­соч­ные и воз­вы­шен­ные сюже­ты: Биб­лия, Еван­ге­лие, … под его искус­ной рукою пре­тво­ря­ет­ся в цве­ти­стые тка­ни, в пре­крас­ные узо­ры, в камеи, бле­щет празд­нич­ной деко­ра­тив­но­стью, … его пере­ло­же­ния еврей­ской «Пес­ни пес­ней» дости­га­ют высо­кой кра­со­ты, пол­ны коло­ри­та и дышат восточ­ной негой…» Дей­стви­тель­но, поэт пишет сти­хо­тво­ре­ния, похо­жие на малень­кие поэ­мы, на сюже­ты Вет­хо­го и Ново­го заве­тов, о Мои­сее, на Кни­гу прит­чей, о Сау­ле, Дави­де, Сам­соне и Дали­де, о чуде­сах Христа.
Совре­мен­ни­ки вспо­ми­на­ли, что лич­но он был при­вле­ка­те­лен, досту­пен, довер­чив. Так и в сти­хо­тво­ре­ни­ях сво­их он обна­ру­жи­ва­ет мно­го мило-чело­ве­че­ско­го. У него – тихая грусть, покор­ность, надеж­да на Бога, и вто­ришь его молитве:

Нет пре­де­ла стрем­ле­нию жадному…
Нет исхо­да тру­ду безуспешному…
Нет кон­ца и пути безотрадному…
Боже, мило­стив буди мне, грешному.

Поэта вол­ну­ют темы инди­ви­ду­аль­но­сти чело­ве­ка, Божье­го пред­на­зна­че­ния в появ­ле­нии на свет, гре­хов­но­сти человека:

Но, Гос­по­ди, Ты пер­вен­цев природы
Людь­ми, а не раба­ми создавал,
Завет люб­ви, и брат­ства, и свободы
Ты в их душе бес­смерт­ной начертал.

У Мея про­ща­ю­щее серд­це, душа, согре­тая поэ­зи­ей. Но порой он фило­соф: может, напри­мер, смот­ря на дымы чело­ве­че­ских жилищ, думать о том, что каж­дый из них инди­ви­дуа­лен, что неда­ром из труб оча­гов наших в небо несут­ся «сожи­га­е­мые жизни».
Совре­мен­ни­ки гово­ри­ли о поэте, что он имел мало соб­ствен­ных сил для того, что­бы дур­ное и злое от себя энер­гич­но оттолк­нуть. Ю. Айхен­вальд пишет, что «Мей сирот­ли­вой и застен­чи­вой тенью про­шел по жиз­ни, по све­ту (а белый свет все­гда так черен), про­шел и ушел…». Но он спел несколь­ко увле­ка­тель­ных и пре­крас­ных песен и его имя – в спис­ке рус­ских поэтов.

Не верю, Гос­по­ди, чтоб Ты меня забыл,
Не верю, Гос­по­ди, что Ты меня отринул:
Я Твой талант в душе лука­во не зарыл,
И хищ­ный тать его из недр моих не вынул.
Нет! В лоне у Тебя, Художника-Творца,
Почи­ет Кра­со­та и ныне, и от века,
И Ты про­стишь гре­хи раба и человека
За пес­ни Кра­со­те сво­бод­но­го певца…

Л. Н. Заболотская,
п. Пролетарий