Носить ли жен­щине брюки?

В 1941 году жур­нал «Пикч­сер пост мэг­э­зин» опуб­ли­ко­вал ста­тью «Носить ли жен­щи­нам брю­ки?», иллю­стра­ци­ей к кото­рой была фото­гра­фия жен­щи­ны в брюч­ном костю­ме­за бар­ной стой­кой, со ста­ка­ном и сига­ре­той . Про­шло чуть боль­ше пол­ве­ка, и про­бле­ма пере­ста­ла для нас быть про­бле­мой: совре­мен­ная жен­щи­на реши­ла одно­знач­но — конеч­но, носить! Но это реше­ние, к сожа­ле­нию, ока­за­лось в про­ти­во­ре­чии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей. Поче­му? Попы­та­ем­ся разо­брать­ся вместе…

Людям почти сра­зу при­шло в голо­ву раз­де­лить одеж­ду на муж­скую и жен­скую: эво­лю­ция быта, нрав­ствен­ных, эти­че­ских, эсте­ти­че­ских и рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний изме­ни­ли юбко­по­доб­ную одеж­ду. У моло­дых муж­чин древ­них циви­ли­за­ций она ста­но­ви­лась коро­че, у почи­та­е­мых и знат­ных — удли­ня­лась. Жен­ская одеж­да была более закры­той, отли­ча­ясь все­гда более длин­ной юбкой.

Итак, в древ­но­сти и муж­чи­ны, и жен­щи­ны пред­по­чи­та­ли носить такую одеж­ду, кото­рая цело­муд­рен­но скры­ва­ла бед­ра и ноги.

Сло­во «брю­ки» (по одной из вер­сий, тюрк­ско­го про­ис­хож­де­ния) озна­ча­ет «сдво­ен­ная юбка» или «двой­ная юбка». Уже в самом сло­ве заклю­че­на исто­рия воз­ник­но­ве­ния брюк. Они роди­лись из юбки, но что­бы стать брю­ка­ми, юбке пона­до­би­лось мно­го веков. 
Око­ло 2000 — 2700 лет назад в при­чер­но­мор­ских сте­пях оби­та­ли ски­фы. Что­бы выжить, вели коче­вой образ жиз­ни, то и дело пере­би­ра­ясь на сво­их низ­ко­рос­лых, мох­на­тых лоша­ден­ках с одно­го места на дру­гое. Они про­во­ди­ли на неосед­лан­ных лоша­дях помно­гу часов каж­дый день. И тут без шта­нов — мехо­вых или кожа­ных — было не обой­тись. Дру­гой пре­док совре­мен­ных брюк — шаро­ва­ры. Роди­ной шаро­вар счи­та­ет­ся Восток, а имен­но – Пер­сия. Шаро­ва­ры обра­зо­ва­лись из юбки по чисто ути­ли­тар­ной при­чине: пер­сид­ским вои­нам было неудоб­но участ­во­вать в похо­дах и сра­же­ни­ях в юбках. Самые сме­ка­ли­стые из них пере­тя­ги­ва­ли рем­нем свои юбки меж­ду ног, что­бы было удоб­нее ехать на коне. Через какое-то вре­мя юбки ста­ли сши­вать опре­де­лен­ным обра­зом, остав­ляя про­ре­зи вни­зу для про­де­ва­ния ног. Полу­чи­лась юбка-брю­ки или всем извест­ные шаро­ва­ры. В быту восточ­ный муж­чи­на носил юбку, а во вре­мя воен­ных похо­дов наде­вал шаро­ва­ры. Так, во вся­ком слу­чае, посту­па­ли муж­чи­ны Персии.

Итак, шаро­ва­ры – видо­из­ме­нен­ная юбка – одеж­да для воина.

Несмот­ря на то, что шаро­ва­ры – это чисто «муж­ское» изоб­ре­те­ние, очень быст­ро жен­щи­ны при­сво­и­ли их себе. Нель­зя ска­зать, когда появи­лись шаро­ва­ры в жен­ской одеж­де, но мож­но точ­но ука­зать, с чьей лег­кой руки это свер­ши­лось. Этот «муж­ской» вид одеж­ды был внед­рен в дам­ский гар­де­роб асси­рий­ской цари­цей Семи­ра­ми­дой еще в 800‑м году до нашей эры! Она участ­во­ва­ла в боях вме­сте с мужем и наде­ва­ла «брю­ки-голь­фы», дабы ее не узна­ва­ли. Заост­рим наше вни­ма­ние на этом фак­те: жен­щи­на в пер­вый раз оде­ла шта­ны для того, что­бы ее не мог­ли отли­чить от муж­чи­ны. После это­го жен­щи­ны Восто­ка ста­ли носить широ­кие про­зрач­ные шаро­ва­ры, при­со­бран­ные на щико­лот­ках, но — ! — толь­ко в гаре­ме. А те, что рабо­та­ли в поле, оде­ва­ли не шел­ко­вые, а полот­ня­ные и в боль­шин­стве слу­ча­ев – чер­но­го цве­та. Таджик­ские жен­щи­ны и по сей день носят узкие брю­ки, но толь­ко под платьем.

Итак, жен­щи­ны пере­ня­ли муж­ское изоб­ре­те­ние, кото­рое все еще оста­ва­лось юбкой. 
В допет­ров­ской Руси царю и боярам шили шта­ны из зар­ба­фа, объ­яри, кам­ки, атла­са и таф­ты. По опи­сям XVI-XVII веков извест­ны шта­ны “холод­ные, сте­га­ные и теп­лые”, то есть с мехо­вым “испо­дом”, кото­рый дела­ли из чере­вин собо­льих, бели­чьих, пес­цо­вых. Но, по-види­мо­му, более упо­тре­би­тель­ным было в наро­де сло­во “пор­ты” (имев­шее так­же зна­че­ние “одеж­ды вооб­ще”). Кста­ти, от сло­ва “пор­ты” про­изо­шло сло­во “порт­ной”. Пор­ты были немуд­ре­ным изде­ли­ем из двух шта­нин; самы­ми мод­ны­ми счи­та­лись синие пор­ты в полос­ку или елочку. 

Со вто­рой поло­ви­ны XIX века кре­стья­нин сме­нил пор­ты на шта­ны — они были на поя­се и засте­ги­ва­лись на пуго­ви­цы. Пор­ты ста­ли наде­вать на рабо­ту, а по празд­ни­кам мужи­ки наде­ва­ли пли­со­вые шаро­ва­ры (из хлоп­ча­то­бу­маж­но­го бар­ха­та, с кар­ма­на­ми), заправ­ля­ли их в сапо­ги. Чер­ные, синие, крас­ные шаро­ва­ры ожив­ля­ли дере­вен­ские гуля­нья и ярмар­ки. В селах, жив­ших ремеслом, к кон­цу про­шло­го века по празд­ни­кам ста­ли носить город­ские брю­ки. Дере­вен­ские шта­ны было при­ня­то шить не длин­ны­ми — до щико­лот­ки. Но стра­на была отста­лой, и в Повол­жье, напри­мер, дере­вен­ские под­рост­ки до четыр­на­дца­ти-пят­на­дца­ти лет ходи­ли без шта­нов, в одной руба­хе, пра­во на шта­ны у них появ­ля­лось толь­ко года за два перед женитьбой. 

Итак, рус­ские жен­щи­ны в дерев­нях нико­гда не носи­ли ни шта­нов, ни пор­ток, ни брюк. Более того, в неко­то­рых рус­ских дерев­нях шта­ны не выда­ва­лись даже маль­чи­кам, но толь­ко мужчинам.

Жен­щи­ны же пона­ча­лу носи­ли сара­фа­ны, а в ХIX веке ста­ли шить и юбки. Было при­ня­то верх­ние юбки шить из бати­ста или сит­ца — голу­бые, розо­вые, кубо­вые, сталь­ные, синие. В семьях с достат­ком мог­ли себе поз­во­лить город­ские покуп­ные тка­ни — бар­хат, бен­га­лин, репс, каше­мир. Но такие юбки были доро­ги и наде­ва­ли их толь­ко по празд­ни­кам и в церковь.

Итак, это тра­ди­ци­он­но для Рос­сии — в цер­ковь оде­вать самую луч­шую юбку. И точ­но так, как брю­ки в кре­стьян­ском созна­нии были свя­за­ны напрочь с муж­ской зре­ло­стью, юбка — с тем, что девуш­ка выхо­дит замуж и ста­но­вит­ся женщиной:

Поне­ву (осо­бо­го покроя юбка) на девуш­ку наде­ва­ли во вре­мя сва­дьбы. Поне­ву под­де­ва­ли на кнут, под­ни­ма­ли выше голо­вы и, опус­кая на неве­сту, при­го­ва­ри­ва­ли: “Вот тебе гро­за и воля, и вся твоя судь­ба”. Неве­ста с гром­ким пла­чем отве­ча­ла: “На что деви­чью кра­су сни­ма­е­те, бабью сухо­ту надеваете”.

Роди­ной совре­мен­ных брюк по пра­ву счи­та­ет­ся Англия. И не толь­ко брюк, но и все­го муж­ско­го дело­во­го костю­ма. Идей­ным вдох­но­ви­те­лем созда­ния обра­за дело­во­го чело­ве­ка мож­но счи­тать фран­цуз­ско­го фило­со­фа-иде­а­ли­ста Джо­на Лок­ка. Имен­но он удач­но обри­со­вал, как дол­жен выгля­деть пре­успе­ва­ю­щий моло­дой чело­век и внут­ренне, и внешне. И даже опре­де­ле­ние, дан­ное Джо­ном Лок­ком, на дол­гие годы вошло в оби­ход. Это опре­де­ле­ние – «джентль­мен»: бла­го­вос­пи­тан­ный, пре­успе­ва­ю­щий моло­дой чело­век в смо­кин­ге, брю­ках, жилет­ке, рубаш­ке, гал­сту­ке, пер­чат­ках, цилин­дре и с тро­стью в руке. Образ джентль­ме­на родил­ся в пер­вом деся­ти­ле­тии XIX века и очень ско­ро стал клас­си­кой муж­ской одеж­ды и непре­ре­ка­е­мым авто­ри­те­том для всех запад­ных муж­чин. Муж­чи­на Запад­ной циви­ли­за­ции отка­зал­ся от ноше­ния юбки на неопре­де­лен­ный срок и пол­но­стью пере­шел на исполь­зо­ва­ние брюк. Мож­но ска­зать так: не толь­ко брю­ки, но и весь брюч­ный костюм ока­зал­ся гени­аль­ным изоб­ре­те­ни­ем мужчины. 

Жен­щи­ны же мето­дич­но и настой­чи­во ста­ли под­ры­вать муж­скую брюч­ную моно­по­лию. Вся­кое пося­га­тель­ство на этот образ со сто­ро­ны жен­щин муж­чи­ны гнев­но пре­се­ка­ли. Юри­ди­че­ски муж­чин мож­но понять, ведь жен­щи­ны фак­ти­че­ски поку­ша­лись на автор­ское пра­во муж­чин: ведь это имен­но муж­чи­ны при­ду­ма­ли брюки. 

Итак, жен­щи­ны ста­ли зави­до­вать муж­ским брю­кам. Толь­ко лишь пото­му, что эта одеж­да каза­лась им удоб­нее? В пер­вый раз жен­щи­на оде­ла брю­ки для того, что­бы ее не отли­чи­ли от муж­чи­ны в бою. Затем жен­щи­ны Восто­ка при­ду­ма­ли носить празд­нич­ные шаро­ва­ры в гаре­ме исклю­чи­тель­но для мужа и чер­ные юбку-брю­ку для рабо­ты в поле. Муж­чи­ны же, гени­аль­но изоб­рет­шие брюч­ный костюм, никак не хоте­ли делить его с жен­щи­ной, по всей види­мо­сти, пола­гая что он им нуж­нее, луч­ше идет и, в кон­це кон­цов, явля­ясь муж­ской одеж­дой изна­чаль­но, отли­ча­ет их от сла­бой жен­щи­ны в юбке.

Про­дол­же­ние следует.

Мате­ри­ал в Интер­не­те иссле­до­ва­ла и под­го­то­ви­ла для пуб­ли­ка­ции В. М. Сафо­но­ва, стар­шая сест­ра в Хра­ме Христа