Молит­ва Соло­мо­на и освя­ще­ние храма

Об этих собы­ти­ях повест­ву­ет тре­тья кни­га Царств, 8 глава

Когда была совер­ше­на вся рабо­та, кото­рую про­из­во­дил царь Соло­мон для хра­ма Гос­по­да, царь Соло­мон совер­шил освя­ще­ние хра­ма. Ков­чег заве­та в это вре­мя нахо­дил­ся в горо­де Дави­до­вом, то есть Сионе. Так назы­ва­лась юго-восточ­ная часть Иеру­са­ли­ма. Давид же в свое вре­мя пере­нес туда ков­чег из дома Аввед­да­ра (Овед-Едо­ма).
… И собра­лись к царю Соло­мо­ну на празд­ник все Изра­иль­тяне в меся­це Афа­ни­ме, кото­рый есть седь­мой месяц.
Соло­мон, оче­вид­но, ждал целых один­на­дцать меся­цев, что­бы при­уро­чить освя­ще­ние хра­ма к ново­год­не­му празд­ни­ку Кущей, справ­ля­е­мо­му в седь­мом меся­це Афа­ни­ме (соот­вет­ству­ю­щий сентябрю-октябрю).
… И при­шли все ста­рей­ши­ны Изра­и­ле­вы; и под­ня­ли свя­щен­ни­ки ков­чег, и понес­ли ков­чег Гос­по­день и ски­нию собра­ния и все свя­щен­ные вещи, кото­рые были в ски­нии; и нес­ли их свя­щен­ни­ки и леви­ты. А царь Соло­мон и с ним все обще­ство Изра­и­ле­во, собрав­ше­е­ся к нему, шли пред ковчегом, …
Так ков­чег заве­та был пере­не­сен в новый храм, во Свя­тое Святых.
… В ков­че­ге ниче­го не было, кро­ме двух камен­ных скри­жа­лей, кото­рые поло­жил туда Мои­сей на Хори­ве, когда Гос­подь заклю­чил завет с сына­ми Изра­и­ле­вы­ми, по исше­ствии их из зем­ли Египетской.
… Когда свя­щен­ни­ки вышли из свя­ти­ли­ща, обла­ко напол­ни­ло дом Господень;
Это обла­ко было, воз­мож­но, подоб­но тому, что после исхо­да из Егип­та вело народ через пусты­ню. На горе Синай Гос­подь явил­ся Мои­сею сокры­тым в обла­ке. По завер­ше­нии соору­же­ния ски­нии Гос­подь выка­зал одоб­ре­ние сде­лан­но­му, покрыв ее обла­ком Сво­ей сла­вы. Теперь Бог подоб­ным обра­зом явил Свое одоб­ре­ние построй­ке святилища.
…и не мог­ли свя­щен­ни­ки сто­ять на слу­же­нии, по при­чине обла­ка, ибо сла­ва Гос­под­ня напол­ни­ла храм Господень.
Тогда воз­звал Соло­мон к Богу с бла­го­дар­ствен­ной, про­слав­ля­ю­щей молит­вой. В этой молит­ве он назвал храм местом, в кото­ром Бог будет пре­бы­вать вове­ки. Храм, как угод­ное Богу место для совер­ше­ния молит­вы и жерт­во­при­но­ше­ний, вопло­щал при­сут­ствие Гос­по­да сре­ди Его народа.
… и ска­зал (Соло­мон): Гос­по­ди Боже Изра­и­лев! нет подоб­но­го Тебе Бога на небе­сах ввер­ху и на зем­ле вни­зу; Ты хра­нишь завет и милость к рабам Тво­им, ходя­щим пред Тобою всем серд­цем своим… 
Соло­мон про­слав­ля­ет Бога за Его уди­ви­тель­ные каче­ства, кото­рые не воз­мож­но даже осо­знать чело­ве­че­ским разу­мом. Он гово­рит в сво­ей молит­ве о вели­чии Бога, о том, что не толь­ко храм, но и зем­ля, и небо не могут вме­стить в себя Бога вселенной:
… Поис­ти­не, Богу ли жить на зем­ле? Небо и небо небес не вме­ща­ют Тебя, тем менее сей храм, кото­рый я построил.
Соло­мон молит Гос­по­да о милости:
… но при­з­ри на молит­ву раба Тво­е­го и на про­ше­ние его, Гос­по­ди Боже мой; услышь воз­зва­ние и молит­ву, кото­рою раб Твой умо­ля­ет Тебя ныне.
Это осо­бая милость о том, что­бы молит­ва, зву­ча­щая в новом хра­ме, была услы­ша­на, пото­му что Бог обе­щал пре­бы­вать в этом хра­ме по-осо­бен­но­му. Далее царь молит­ся и про­сит Божьей мило­сти для очень кон­крет­ных жиз­нен­ных ситу­а­ций и про­блем. Он про­сит Бога о том, что­бы Тот сво­им Боже­ствен­ным вме­ша­тель­ством всегда”обвинял винов­но­го” и “оправ­ды­вал пра­во­го”. Соло­мон про­сит Гос­по­да о мило­сти к тем, кто, не по сво­ей воле ока­зав­шись на чуж­бине, молит Его о про­ще­нии тако­вых и воз­вра­ще­нии на роди­ну. Соло­мон упо­ми­на­ет мно­гие беды, кото­рые могут постичь народ в нака­за­ние за без­за­ко­ние: засу­ха или вой­на, болезнь, голод, моро­вая язва, болез­ни. Соло­мон про­сит Гос­по­да по спра­вед­ли­во­сти судить сынов Сво­е­го наро­да. Он так­же жела­ет, что­бы все наро­ды, подоб­но Изра­и­лю, зна­ли истин­но­го Бога.
… Когда Соло­мон про­из­нес все сие моле­ние и про­ше­ние к Гос­по­ду, тогда встал с колен от жерт­вен­ни­ка Гос­под­ня, [руки же] его были рас­про­стер­ты к небу. И стоя бла­го­сло­вил все собра­ние Изра­иль­тян, гром­ким голо­сом гово­ря: бла­го­сло­вен Гос­подь, Кото­рый дал покой наро­ду Сво­е­му Израилю.
Соло­мон у жерт­вен­ни­ка молил­ся Гос­по­ду от лица все­го собра­ния. Теперь, обер­нув­шись лицом к собрав­шим­ся, Соло­мон бла­го­слов­ля­ет их от име­ни Гос­по­да и про­сит Его внять молит­ве. В это вре­мя царь сде­лал боль­шой празд­ник, на кото­рый стек­лись люди из самых даль­них пре­де­лов царства.
Так Гос­подь в мило­сер­дии Сво­ем испол­нил дан­ное Дави­ду обе­то­ва­ние о том, что его пото­мок постро­ит храм, кото­рый наме­ре­вал­ся постро­ить сам Давид. Бог мило­сти­во даро­вал Изра­и­лю свя­ти­ли­ще и обе­то­ван­ный покой.

Храм, место покло­не­ния изра­иль­ско­го наро­да сво­е­му Богу, постро­ен­ный по заве­ща­нию и чер­те­жам Дави­да его сыном Соло­мо­ном в Иеру­са­ли­ме на горе Мориа, стро­ил­ся 7,5 лет и был освя­щен око­ло 962 г. до РХ. 
Пер­вый храм, постро­ен­ный в Иеру­са­ли­ме, был очень кра­сив и богат. На зем­ле не было дру­го­го тако­го пре­крас­но­го соору­же­ния. На него было израс­хо­до­ва­но: 3888,03т золо­та, 36612т сереб­ра, боль­ше 648т меди и более 3600т желе­за. Все поверх­но­сти стен, потол­ка и пола были сплошь выло­же­ны золо­том. Так­же был выло­жен золо­том и при­твор. Тол­щи­на это­го покры­тия была 0,2мм (2,9г золо­та на кв. см.). Храм внут­ри и сна­ру­жи укра­ша­ли рез­ные изоб­ра­же­ния и дра­го­цен­ные кам­ни. Цена неко­то­рых мате­ри­а­лов, не счи­тая дра­го­цен­ных кам­ней, и по древним, и по совре­мен­ным оцен­кам неслы­хан­но вели­ка. Для срав­не­ния мож­но ска­зать, что пла­та сол­да­та и поден­но­го рабо­че­го в 1 веке рав­ня­лась при­мер­но 1 кг сереб­ра в год. Храм был дли­ною 35м, шири­ною 10м и состо­ял из трех частей: при­тво­ра – глу­би­ной 5м, сред­ней части — глу­би­ной 20м и даль­ней части (Свя­то­го-свя­тых, давира)-глубиной и высо­той 10м. Высо­та сред­ней части была рав­на 15м. 
При­твор, по всей види­мо­сти, был выше сред­ней части зда­ния хра­ма, и общий вид его был сту­пен­ча­тый. Камен­ные сте­ны хра­ма внут­ри и сна­ру­жи были выло­же­ны дос­ка­ми. На вер­ху сред­ней части были сде­ла­ны несквоз­ные (деко­ра­тив­ные) окна. Храм внут­ри осве­щал­ся толь­ко соб­ствен­ны­ми све­тиль­ни­ка­ми. Через вход­ную дверь в него мог­ли про­ни­кать толь­ко лучи вос­хо­дя­ще­го солнца.