Носить ли жен­щине брюки?

про­дол­же­ние, нача­ло в №5(52)

Муж­чи­ны дол­го не поз­во­ля­ли жен­щи­нам одер­жать побе­ду в «брюч­ном вопро­се». В пери­од элли­низ­ма жен­щин ожи­да­ло осуж­де­ние на смерть за появ­ле­ние в обще­ствен­ном месте в брю­ках. Фран­цуз­ская коро­ле­ва Мария-Анту­а­нет­та закон­чи­ла свою жизнь на эша­фо­те во вре­мя Вели­кой фран­цуз­ской рево­лю­ции. А мог­ла бы и не дожить до эша­фо­та — задол­го до рево­лю­ции она как-то пока­за­лась в брю­ках, и за это ее едва не рас­тер­за­ла воз­му­щен­ная тол­па. Когда в XIX веке некая гол­ланд­ка села в брю­ках (кста­ти, доста­точ­но широ­ких) на вело­си­пед, она вызва­ла такое вол­не­ние, что город­ской голо­ва был вынуж­ден вызвать пожар­ных, что­бы вос­ста­но­вить поря­док. В то же самое вре­мя в Англии в ресто­ра­нах отка­зы­ва­лись обслу­жи­вать жен­щин, оде­тых в спор­тив­ную одеж­ду, поку­да вопрос об этом не был постав­лен в Пар­ла­мен­те. Пари­жан­ки ока­за­лись хит­рее: они застра­хо­ва­ли себя тем, что доби­лись от Депар­та­мен­та поли­ции раз­ре­ше­ния на ноше­ние брюк в обще­ствен­ных местах. Одна­ко за всю исто­рию таких раз­ре­ше­ний было выда­но все­го десять экзем­пля­ров. И толь­ко в нача­ле XX века был отме­нен указ Напо­лео­на на «запрет ноше­ния жен­щи­на­ми муж­ских брюк», но толь­ко для того, что­бы ездить на вело­си­пе­де и катать­ся на лошадях».

Напо­ле­он, поко­рив­ший Евро­пу, не смог осо­знать кра­со­ты жен­щи­ны в брю­ках. Жен­щи­на же хоте­ла побе­дить и обще­ство, и Наполеона.

Новая рефор­ма юбки назре­ва­ла за оке­а­ном. Аме­ри­кан­ки, пере­се­ляв­ши­е­ся в девят­на­дца­том веке на запад сво­ей стра­ны, путе­ше­ство­ва­ли в повоз­ках, испы­ты­вая труд­но­сти полу­ко­че­во­го бытия. Кор­сет и кри­но­лин были не для них. Некто Ама­лия Блю­мер из шта­та Огайо еще в 1840‑х годах почла за бла­го надеть на жен­щин шаро­ва­ры, при­крыв их корот­кой, сво­бод­ной юбкой до колен. Муж­чи­ны заби­ли тре­во­гу. В шта­те Илли­нойс вла­сти пыта­лись запре­тить юбки, подол кото­рых был выше пят­на­дца­ти сан­ти­мет­ров от зем­ли. Но жен­щи­ны запад­ной циви­ли­за­ции в ито­ге ста­ли носить не толь­ко брюч­ные костю­мы, они ото­бра­ли у муж­чин одеж­ду ков­бо­ев и доке­ров — джин­сы вку­пе с клет­ча­ты­ми фла­не­ле­вы­ми рубашками.
Жен­щи­ны меня­ли моду, но и она меня­ла их — в уго­ду брю­кам ста­но­вит­ся мод­ным тип кра­са­ви­цы, кото­рая ско­рее напо­ми­на­ет маль­чи­ка, чем жен­щи­ну. Мир еще пытал­ся опом­нить­ся, с обо­жа­ни­ем взи­рая на жен­ствен­ную Мэри­лин Мон­ро, но было уже позд­но… Мадон­на, поиг­ры­вая нака­чан­ны­ми муску­ла­ми, уже щего­ля­ет в воен­ном френ­че и гали­фе. Дочь Мухам­ме­да Али вели­ко­леп­но чув­ству­ет себя в муж­ском макин­то­ше и бла­го­уха­ет муж­ским пар­фю­мом. А моде­льер Алек­сандр Мак­ку­ин уже выво­дит на поди­ум муж­чин в юбках до сере­ди­ны коле­на. На ули­цах круп­ней­ших сто­лиц мира под­рост­ки уже обла­ча­ют­ся в корот­кие, выше колен, юбки поверх дежур­ных джин­сов. Маят­ник начал дви­же­ние в дру­гую сторону.
Муж­чи­нам пере­ста­ет быть нуж­ной одеж­да вои­на, ска­чу­ще­го на лоша­ди и защи­ща­ю­ще­го сла­бую жен­щи­ну, пото­му совре­мен­ная жен­щи­на с боль­шой лов­ко­стью про­де­лы­ва­ет то же самое. В кон­це XX сто­ле­тия ока­за­лось, что исто­рия брюк — это сим­вол не толь­ко транс­фор­ма­ции моды за послед­ние сто лет, но и того, как меня­лись сами женщины.

Заду­май­тесь, что зна­чат послед­ние несколь­кие деся­ти­ле­тия, при­нес­шие побе­ду брюк для жен­щин, на фоне всей исто­рии чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции от Ада­ма с Евой до наших дней? Это все­го лишь пес­чин­ка на мор­ском бере­гу. Несмот­ря на все гран­ди­оз­ные успе­хи эман­си­па­ции, жен­щине все-таки суж­де­но отда­вать пред­по­чте­ние – и это мне­ние всех муж­чин — не брюч­но­му костю­му, а юбке и пла­тью, что­бы иметь успех. Это обу­слов­ле­но тем, как насто­я­щий муж­чи­на вос­при­ни­ма­ет образ жен­щи­ны. Ведь пла­тье, как ника­кой дру­гой вид одеж­ды, под­чер­ки­ва­ет жен­ствен­ность, осо­бен­но длин­ное пла­тье. В XVI веке, напри­мер, жен­щи­ны носи­ли юбки, кото­рые рас­по­ла­га­лись в несколь­ко яру­сов или наби­ва­лись кон­ским воло­сом. Что­бы их носить, при­ду­ма­ли кар­кас из обру­чей. Обтя­ну­тые пар­чой, укра­шен­ные дра­го­цен­но­стя­ми, такие юбки были очень доро­ги. Фран­цу­зы, тоже одев­шие сво­их дам в такие юбки, назва­ли их «vertugardan», что в пере­во­де на рус­ский язык озна­ча­ет “охра­ня­ю­щая доб­ро­де­тель”. Муж­чи­нам все­гда нра­ви­лись жен­щи­ны в юбках, ина­че они не ста­ли бы при­ду­мы­вать такие поэ­тич­ные названия.
Моде­ли­ро­ва­ние жен­ской одеж­ды тра­ди­ци­он­но вер­те­лось и вер­тит­ся до сих пор вокруг трех основ­ных ком­по­нен­тов: юбка, пла­тье и сара­фан. Коко Шанель созда­ла костюм, в кото­ром жен­щи­на так­же мог­ла в любое вре­мя дня и ночи выгля­деть эле­гант­но. Теперь мы зна­ем это тво­ре­ние под име­нем «костюм „Шанель»: жакет, юбка, блу­за, – и это клас­си­ка жен­ской одежды.

Давай­те поды­то­жим наш такой дол­гий разговор. 
Биб­лия говорит:
«На жен­щине не долж­но быть муж­ской одеж­ды, и муж­чи­на не дол­жен оде­вать­ся в жен­ское пла­тье, ибо мер­зок пред Гос­по­дом Богом тво­им вся­кий дела­ю­щий сие» (Втор. 22:5).
Вы ска­же­те: «Я ношу жен­ские брю­ки». Но вспом­ни­те, кто при­ду­мал этот вид одеж­ды и ради чего. Еще на заре циви­ли­за­ции люди раз­де­ли­ли муж­скую и жен­скую одеж­ду имен­но для того, что­бы муж­чи­на отли­чал­ся от жен­щи­ны. Вы ска­же­те: «Это очень удоб­но, поэто­му я и ношу брю­ки». Вот и носи­те их тогда, когда это удоб­но (в поле и на вело­си­пе­де). Ска­жу более: это неудоб­но – прий­ти на визит к англий­ской коро­ле­ве в брю­ках. Если бы вас удо­сто­и­ли такой чести, вы бы оде­лись соот­вет­ствен­но слу­чаю и не ста­ли бы оскорб­лять Ее Вели­че­ство сво­им внеш­ним видом в шаро­ва­рах и без шляп­ки – это было бы неудоб­но, стес­ни­тель­но, стыд­но и непри­лич­но. Когда вы поз­во­ля­е­те себе прий­ти в брю­ках в Дом Божий и гово­ри­те: «Это так удоб­но!», неуже­ли вы не почи­та­е­те за честь визит к Царю Царей и Гос­по­ду Гос­под­ству­ю­щих? Или, может быть, ваш визит в Храм – это для вас не встре­ча с Иисусом?

Мате­ри­ал в Интер­не­те иссле­до­ва­ла и под­го­то­ви­ла для пуб­ли­ка­ции В. М. Сафо­но­ва, стар­шая сест­ра в Хра­ме Христа