Бла­го­дар­ный Исаак

Иса­ак (это имя обо­зна­ча­ет “кото­рый будет сме­ять­ся, он сме­ет­ся”) — сын Авра­ама и Сар­ры, сын обе­то­ва­ния Божия (Быт 17.19), родив­ший­ся, когда Авра­аму было 100, а Сар­ре-90 лет. Это имя Иса­а­ку было дано в свя­зи с тем, что обе­то­ва­ние о нем не раз вызы­ва­ло смех у его роди­те­лей и близ­ких. Когда Иса­ак был в отро­че­ском воз­расте, Авра­аму было пове­ле­но при­не­сти его в жерт­ву Богу, чем была испы­та­на вера Авра­ама. В 40 лет Иса­ак женил­ся на Ревек­ке, доче­ри Вафу­и­ла, сына Нахо­ра, бра­та Авра­ама. От Ревек­ки роди­лись Исав и Иаков. Умер Иса­ак в воз­расте 180 лет в Хевроне. 
На долю это­го биб­лей­ско­го героя выпа­ло нема­ло испы­та­ний. Его жизнь – хоро­ший урок послу­ша­ния и бла­го­сло­ве­ний от Бога. 
В кни­ге Бытие, 26 гла­ве повест­ву­ет­ся о таком эпи­зо­де: Был голод в зем­ле, сверх преж­не­го голо­да, кото­рый был во дни Авра­ама; и пошел Иса­ак к Ави­ме­ле­ху, царю Фили­стим­ско­му, в Герар. Гос­подь явил­ся ему и ска­зал: не ходи в Еги­пет; живи в зем­ле, о кото­рой Я ска­жу тебе, стран­ствуй по сей зем­ле, и Я буду с тобою и бла­го­слов­лю тебя, ибо тебе и потом­ству тво­е­му дам все зем­ли сии и испол­ню клят­ву, кото­рою Я клял­ся Авра­аму, отцу тво­е­му; умно­жу потом­ство твое, как звез­ды небес­ные, и дам потом­ству тво­е­му все зем­ли сии; бла­го­сло­вят­ся в семе­ни тво­ем все наро­ды зем­ные, за то, что Авра­ам послу­шал­ся гла­са Мое­го и соблю­дал, что Мною [запо­ве­да­но] было соблю­дать: пове­ле­ния Мои, уста­вы Мои и зако­ны Мои. 
В отли­чие от сво­е­го отца-кочев­ни­ка, Иса­ак ведет отно­си­тель­но осед­лый образ жиз­ни. Послу­ша­ние Иса­а­ка во вре­мя голо­да было воз­на­граж­де­но во сто крат: 
… И сеял Иса­ак в зем­ле той и полу­чил в тот год ячме­ня во сто крат: так бла­го­сло­вил его Господь.
То, что Бог при­сут­ству­ет в его жиз­ни, было оче­вид­но для всех, пото­му что Божии бла­го­сло­ве­ния пере­пол­ня­ли его жизнь:
И стал вели­ким чело­век сей и воз­ве­ли­чи­вал­ся боль­ше и боль­ше до того, что стал весь­ма вели­ким. У него были ста­да мел­ко­го и ста­да круп­но­го ско­та и мно­же­ство пахот­ных полей, и Фили­стим­ляне ста­ли зави­до­вать ему. И все коло­де­зи, кото­рые выко­па­ли рабы отца его при жиз­ни отца его Авра­ама, Фили­стим­ляне зава­ли­ли и засы­па­ли землею. 
Теперь, когда умер Авра­ам, фили­стим­ляне, кото­рые не име­ли истин­ной веры в Бога Авра­ама, гру­бо нару­ши­ли мир­ный договор.
И Ави­ме­лех ска­зал Иса­а­ку: уда­лись от нас, ибо ты сде­лал­ся гораз­до силь­нее нас. И Иса­ак уда­лил­ся отту­да, и рас­по­ло­жил­ся шатра­ми в долине Герар­ской, и посе­лил­ся там.
Бога­тый ско­то­вод поки­нул пло­до­род­ную зем­лю и ушел в засуш­ли­вую степь, где все зави­се­ло от вод­ных источ­ни­ков. Он не свя­зы­ва­ет свое бла­го­по­лу­чие с пло­до­род­ной зем­лей, он пони­ма­ет, что его жизнь и бла­го­со­сто­я­ние зави­сят толь­ко от Бога. Он начи­на­ет про­дви­же­ние по этой зем­ле, дви­га­ясь от одно­го колод­ца к дру­го­му, и в их назва­ни­ях отра­зи­лась бла­го­дар­ность Богу за Его забо­ту и покровительство.
И вновь выко­пал Иса­ак коло­де­зи воды, кото­рые выко­па­ны были во дни Авра­ама, отца его, и кото­рые зава­ли­ли Фили­стим­ляне по смер­ти Авра­ама; и назвал их теми же име­на­ми, кото­ры­ми назвал их отец его. 
Тре­пет­ное отно­ше­ние Иса­а­ка к памя­ти об отце под­чер­ки­ва­ет духов­ную связь меж­ду пат­ри­ар­ха­ми, их еди­не­ние в Божьем обе­то­ва­нии. Инте­рес­но, что ни один из пат­ри­ар­хов не вел рис­ко­ван­ных и необ­ду­ман­ных войн за обе­то­ван­ную зем­лю; все они упо­ва­ли на то, что Бог даст их потом­кам зем­лю в нуж­ное время.
И копа­ли рабы Иса­а­ко­вы в дол
ине и нашли там коло­дезь воды живой. И спо­ри­ли пас­ту­хи Герар­ские с пас­ту­ха­ми Иса­а­ка, гово­ря: наша вода. И он нарек коло­де­зю имя: Есек, пото­му что спо­ри­ли с ним, выко­па­ли дру­гой коло­дезь; спо­ри­ли так­же и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.
Сло­во «Сит­на» име­ет тот же древ­не­ев­рей­ский корень, что и в сло­ве “сата­на”, и озна­ча­ет “оже­сто­чен­ная враж­да”. Божие покро­ви­тель­ство Иса­а­ку в спо­ре из-за колод­цев напо­ми­на­ет награ­ду, даро­ван­ную Авра­аму в его спо­ре с Лотом:
И он дви­нул­ся отсю­да и выко­пал иной коло­дезь, о кото­ром уже не спо­ри­ли, и нарек ему имя: Рехо­воф, ибо, ска­зал он, теперь Гос­подь дал нам про­стран­ное место, и мы раз­мно­жим­ся на земле.
Иса­ак отправ­ля­ет­ся в то место, где изна­чаль­но был заклю­чен мир­ный дого­вор с фили­стим­ля­на­ми. Затем отту­да пере­шел он в Вирсавию. 
И в ту ночь явил­ся ему Гос­подь и ска­зал: Я Бог Авра­ама, отца тво­е­го; не бой­ся, ибо Я с тобою; и бла­го­слов­лю тебя и умно­жу потом­ство твое, ради Авра­ама, раба Моего.
Подоб­но сво­е­му отцу, Иса­ак постро­ил жерт­вен­ник в ответ на Божие откро­ве­ние. Свя­ти­ли­ще Авра­ама в Вир­са­вии теперь пере­шло к Исааку. 
При­шел к нему из Гера­ра Ави­ме­лех и Аху­заф, друг его, и Фихол, вое­на­чаль­ник его. Иса­ак ска­зал им: для чего вы при­шли ко мне, когда вы воз­не­на­ви­де­ли меня и высла­ли меня от себя? Они ска­за­ли: мы ясно уви­де­ли, что Гос­подь с тобою, и пото­му мы ска­за­ли: поста­вим меж­ду нами и тобою клят­ву и заклю­чим с тобою союз, что­бы ты не делал нам зла, как и мы не кос­ну­лись до тебя, а дела­ли тебе одно доб­рое и отпу­сти­ли тебя с миром; теперь ты бла­го­сло­вен Гос­по­дом. Он сде­лал им пир­ше­ство, и они ели и пили. И встав рано утром, покля­лись друг дру­гу; и отпу­стил их Иса­ак, и они пошли от него с миром.
Они уви­де­ли, что Иса­ак, бога­тый ско­то­вод, не понес мате­ри­аль­но­го ущер­ба, став кочев­ни­ком, бла­го­да­ря тому, что Бог поза­бо­тил­ся о колод­цах для него. Сло­ва, ска­зан­ные фили­стим­ля­на­ми, сви­де­тель­ству­ют о силе и закон­но­сти Гос­под­не­го обе­то­ва­ния. Инте­рес­но, что дого­вор фили­стим­ляне заклю­ча­ют с Иса­а­ком так­же, как заклю­ча­ют­ся дого­во­ры с царем: он и его отец при­рав­ни­ва­ет­ся к царю. Столь высо­кое поло­же­ние он зани­ма­ет толь­ко бла­го­да­ря сво­ей вере.