О радость красок! Снова, снова
Лазурь сквозь яркий желтый сад
Горит так дивно и лилово,
Как будто ангелы глядят.
О радость радостей! Нет, знаю,
Нет, верю, Господи, что Ты
Вернешь к потерянному раю
Мои томленья и мечты!
И. А. Бунин, 24 сентября 1917
Почему-то среди обывателей распространено мнение, что запретным плодом в Эдемском саду было именно яблоко. Возможно, это произошло из-за того, что в древнееврейском языке «яблоко» и слово «зло» имеет один и тот же корень. Но Священное Писание ничего не говорит нам о яблоках, а роковой плод назван «плодом с дерева познания добра и зла».
Кроме Библии, существуют и другие древние источники, повествующие об этих событиях:
В древних вавилонских надписях много говорится о “дереве жизни”, от которого человек был изгнан влиянием злого духа. Дух этот явил себя в образе змея. К “дереву жизни” человек не мог больше вернуться, так как его охраняли херувимом. Среди этих дощечек с надписями есть рассказ про “Адапа”, так близко напоминающего о библейском Адаме, так что его прозвали Вавилонским Адамом. “Адапа” — семя человечества, разумный человек из Эриду, беспорочный, но оскорбивший богов своим знанием, после чего ставший смертным. Так как он не успел вкусить плодов от дерева жизни, «Адап» передал болезнь всему человечеству. После этого боги сказали, что он не будет иметь покоя, и они (боги) одели его в траурную одежду. (См. “Памятники и Ветхий Завет” Прайса)
Среди древних вавилонских дощечек была найдена также печать “Искушение», которая теперь хранится в Британском Музее. Она определенно имеет отношение к рассказу об Эдемском саде. В центре печати — дерево, с правой стороны мужчина, а с левой женщина срывает плод. Позади женщины змей в стоячем положении и как бы нашептывающий что-то ей на ухо. Другая печать — “Адам и Ева”, обнаруженная в 1932 г. д‑ром Е. А. Спейсером на дне кургана в 18 км на север от Ниневии. Печать эта, по его вычислению, относится к 3 500 годам до Р. Х. и очень сильно напоминает рассказ об Адаме и Еве. На ней изображены нагие мужчина и женщина, идущие как бы крайне удрученные и убитые горем, а за ними следует змей. Она хранится теперь в Университетском Музее, в Филадельфии.
Кроме Вавилонского предания, существуют также многие другие. Персидское предание: “Наши прародители были невинными, честными и счастливыми. Они жили в саду, в котором было дерево бессмертия, пока не явился злой дух в виде змея”; Индусское: “В начале человек был свободным от зла и болезни. Все его желания были удовлетворены, и он жил долго”. Греческое: “Первые люди в золотом веке были нагими, свободными от зла, забот и имели общение с богами”. Монгольское, Тибетское и Китайское: “На земле был счастливый век, когда у человека было достаточно пищи и он был окружен мирными животными”. Тевтонское: “Первобытные люди наслаждались жизнью постоянного пиршества”.
Библейская история (книга Бытия, 3 глава) рассказывает, как змей прельстил Еву плодами, она ела сама эти плоды и дала их мужу. Святая невинность сменилась сейчас же стыдом и страхом; они покрыли себя листьями и спрятались от Бога. За падением последовал суд: болезненное рождение детей, проклятие земли, добывание пропитания в поте лица и изгнание из Эдемского сада.
С тех самых пор мечты всего человечества обращены к утерянному Эдему. Что влечет нас в этот сад? Не доставшийся Адаму плод вечной жизни? Пожалуй, что так оно и есть. Пораженное проклятием грехопадения тело человека стенает до сих пор от ужаса смерти и тления. Бессмертная душа томится желанием жить вечно. И только Бог может вернуть тебе потерянное благословение.