Уро­жай Эдем­ско­го сада

О радость кра­сок! Сно­ва, снова
Лазурь сквозь яркий жел­тый сад
Горит так див­но и лилово,
Как буд­то анге­лы глядят.

О радость радо­стей! Нет, знаю,
Нет, верю, Гос­по­ди, что Ты
Вер­нешь к поте­рян­но­му раю
Мои том­ле­нья и мечты!

И. А. Бунин, 24 сен­тяб­ря 1917

Поче­му-то сре­ди обы­ва­те­лей рас­про­стра­не­но мне­ние, что запрет­ным пло­дом в Эдем­ском саду было имен­но ябло­ко. Воз­мож­но, это про­изо­шло из-за того, что в древ­не­ев­рей­ском язы­ке «ябло­ко» и сло­во «зло» име­ет один и тот же корень. Но Свя­щен­ное Писа­ние ниче­го не гово­рит нам о ябло­ках, а роко­вой плод назван «пло­дом с дере­ва позна­ния добра и зла».
Кро­ме Биб­лии, суще­ству­ют и дру­гие древ­ние источ­ни­ки, повест­ву­ю­щие об этих событиях:
В древ­них вави­лон­ских над­пи­сях мно­го гово­рит­ся о “дере­ве жиз­ни”, от кото­ро­го чело­век был изгнан вли­я­ни­ем зло­го духа. Дух этот явил себя в обра­зе змея. К “дере­ву жиз­ни” чело­век не мог боль­ше вер­нуть­ся, так как его охра­ня­ли херу­ви­мом. Сре­ди этих доще­чек с над­пи­ся­ми есть рас­сказ про “Ада­па”, так близ­ко напо­ми­на­ю­ще­го о биб­лей­ском Ада­ме, так что его про­зва­ли Вави­лон­ским Ада­мом. “Ада­па” — семя чело­ве­че­ства, разум­ный чело­век из Эри­ду, бес­по­роч­ный, но оскор­бив­ший богов сво­им зна­ни­ем, после чего став­ший смерт­ным. Так как он не успел вку­сить пло­дов от дере­ва жиз­ни, «Адап» пере­дал болезнь все­му чело­ве­че­ству. После это­го боги ска­за­ли, что он не будет иметь покоя, и они (боги) оде­ли его в тра­ур­ную одеж­ду. (См. “Памят­ни­ки и Вет­хий Завет” Прайса) 
Сре­ди древ­них вави­лон­ских доще­чек была най­де­на так­же печать “Иску­ше­ние», кото­рая теперь хра­нит­ся в Бри­тан­ском Музее. Она опре­де­лен­но име­ет отно­ше­ние к рас­ска­зу об Эдем­ском саде. В цен­тре печа­ти — дере­во, с пра­вой сто­ро­ны муж­чи­на, а с левой жен­щи­на сры­ва­ет плод. Поза­ди жен­щи­ны змей в сто­я­чем поло­же­нии и как бы нашеп­ты­ва­ю­щий что-то ей на ухо. Дру­гая печать — “Адам и Ева”, обна­ру­жен­ная в 1932 г. д‑ром Е. А. Спей­се­ром на дне кур­га­на в 18 км на север от Нине­вии. Печать эта, по его вычис­ле­нию, отно­сит­ся к 3 500 годам до Р. Х. и очень силь­но напо­ми­на­ет рас­сказ об Ада­ме и Еве. На ней изоб­ра­же­ны нагие муж­чи­на и жен­щи­на, иду­щие как бы крайне удру­чен­ные и уби­тые горем, а за ними сле­ду­ет змей. Она хра­нит­ся теперь в Уни­вер­си­тет­ском Музее, в Филадельфии. 
Кро­ме Вави­лон­ско­го пре­да­ния, суще­ству­ют так­же мно­гие дру­гие. Пер­сид­ское пре­да­ние: “Наши пра­ро­ди­те­ли были невин­ны­ми, чест­ны­ми и счаст­ли­вы­ми. Они жили в саду, в кото­ром было дере­во бес­смер­тия, пока не явил­ся злой дух в виде змея”; Индус­ское: “В нача­ле чело­век был сво­бод­ным от зла и болез­ни. Все его жела­ния были удо­вле­тво­ре­ны, и он жил дол­го”. Гре­че­ское: “Пер­вые люди в золо­том веке были наги­ми, сво­бод­ны­ми от зла, забот и име­ли обще­ние с бога­ми”. Мон­голь­ское, Тибет­ское и Китай­ское: “На зем­ле был счаст­ли­вый век, когда у чело­ве­ка было доста­точ­но пищи и он был окру­жен мир­ны­ми живот­ны­ми”. Тев­тон­ское: “Пер­во­быт­ные люди насла­жда­лись жиз­нью посто­ян­но­го пиршества”. 
Биб­лей­ская исто­рия (кни­га Бытия, 3 гла­ва) рас­ска­зы­ва­ет, как змей пре­льстил Еву пло­да­ми, она ела сама эти пло­ды и дала их мужу. Свя­тая невин­ность сме­ни­лась сей­час же сты­дом и стра­хом; они покры­ли себя листья­ми и спря­та­лись от Бога. За паде­ни­ем после­до­вал суд: болез­нен­ное рож­де­ние детей, про­кля­тие зем­ли, добы­ва­ние про­пи­та­ния в поте лица и изгна­ние из Эдем­ско­го сада. 
С тех самых пор меч­ты все­го чело­ве­че­ства обра­ще­ны к уте­рян­но­му Эде­му. Что вле­чет нас в этот сад? Не достав­ший­ся Ада­му плод веч­ной жиз­ни? Пожа­луй, что так оно и есть. Пора­жен­ное про­кля­ти­ем гре­хо­па­де­ния тело чело­ве­ка сте­на­ет до сих пор от ужа­са смер­ти и тле­ния. Бес­смерт­ная душа томит­ся жела­ни­ем жить веч­но. И толь­ко Бог может вер­нуть тебе поте­рян­ное благословение.