Раз­мыш­ле­ния о единстве

“И сло­жи их у себя один с дру­гим в один жезл, что­бы они в руке тво­ей были одно… и сде­лаю их одним жез­лом, и будет одно в руке Моей”. 
(Иезе­ки­и­ля 37, 17 – 19)
«Да будут все еди­но, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас еди­но, — да уве­ру­ет мир, что Ты послал Меня. И сла­ву, кото­рую Ты дал Мне, Я дал им: да будут еди­но, как Мы едино». 
(Иоан.17.21–22)

В вет­хо­за­вет­ный пери­од един­ство наро­да Божия обес­пе­чи­ва­лось, поми­мо при­над­леж­но­сти всех его пред­ста­ви­те­лей к одной рели­гии, так­же пле­мен­ной и язы­ко­вой общ­но­стью и уко­ре­нен­но­стью в опре­де­лен­ной зем­ле — отечестве.
Наро­ду изра­иль­ско­му была дана Богом в удел зем­ля обе­то­ван­ная. Вый­дя из Егип­та, этот народ пошел в Хана­ан, зем­лю сво­их пред­ков, и, по пове­ле­нию Божию, заво­е­вал ее. С это­го момен­та зем­ля Хана­ан­ская ста­ла зем­лей Изра­иль­ской, а ее сто­ли­ца — Иеру­са­лим — при­об­ре­ла зна­че­ние глав­но­го духов­но­го и поли­ти­че­ско­го цен­тра Богом избран­но­го наро­да. Народ изра­иль­ский гово­рил на одном язы­ке, быв­шем не толь­ко язы­ком повсе­днев­но­сти, но и язы­ком молит­вы. Более того, древ­не­ев­рей­ский был язы­ком Откро­ве­ния, ибо на нем гово­рил с наро­дом изра­иль­ским Сам Бог. 
В эпо­ху перед при­ше­стви­ем Хри­ста, когда жите­ли Иудеи гово­ри­ли на ара­мей­ском, а в ранг госу­дар­ствен­но­го язы­ка был воз­ве­ден гре­че­ский, к еврей­ско­му про­дол­жа­ли отно­сить­ся как к свя­то­му язы­ку, на кото­ром совер­ша­лось бого­слу­же­ние в храме. 
Вет­хо­за­вет­ный народ изра­иль­ский был про­об­ра­зом наро­да Божия — ново­за­вет­ной Церк­ви Хри­сто­вой. Иску­пи­тель­ный подвиг Хри­ста Спа­си­те­ля поло­жил нача­ло бытию Церк­ви как ново­го чело­ве­че­ства — духов­но­го потом­ства Авра­ама. Сво­ей Кро­вью Хри­стос «иску­пил нас Богу из вся­ко­го коле­на и язы­ка, и наро­да и пле­ме­ни» (Откр. 5. 9). Цер­ковь по самой сво­ей при­ро­де име­ет все­лен­ский и, сле­до­ва­тель­но, над­на­ци­о­наль­ный харак­тер. В Церк­ви «нет раз­ли­чия меж­ду Иуде­ем и Елли­ном» (Рим. 10. 12). Как Бог не есть Бог иуде­ев толь­ко, но и тех, кто про­ис­хо­дит из язы­че­ских наро­дов (Рим. 3. 29), так и Цер­ковь не делит людей ни по наци­о­наль­но­му, ни по клас­со­во­му при­зна­ку: в ней «нет ни Елли­на, ни Иудея, ни обре­за­ния, ни необ­ре­за­ния, вар­ва­ра, Ски­фа, раба, сво­бод­но­го, но все и во всем Хри­стос» (Кол. 3. 11). 
Будучи по при­ро­де все­лен­ской, Цер­ковь одно­вре­мен­но явля­ет­ся еди­ным орга­низ­мом, телом. «Ибо, как тело одно, но име­ет мно­гие чле­ны, и все чле­ны одно­го тела, хотя их и мно­го, состав­ля­ют одно тело, — так и Хри­стос. Ибо все мы одним Духом кре­сти­лись в одно тело, Иудеи или Елли­ны, рабы или сво­бод­ные, и все напо­е­ны одним Духом». (1 Кор. 12. 12–13). Она — общи­на чад Божьих, «род избран­ный, цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ свя­тый, люди, взя­тые в удел… неко­гда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9–10).
Един­ство это­го ново­го наро­да обес­пе­чи­ва­ет­ся не наци­о­наль­ной, куль­тур­ной или язы­ко­вой общ­но­стью, но верой во Хри­ста и Кре­ще­ни­ем. Новый народ Божий «не име­ет здесь посто­ян­но­го гра­да, но ищет буду­ще­го» (Евр. 13. 14). Духов­ная роди­на всех хри­сти­ан — не зем­ной, но «небес­ный» Иеру­са­лим (Гал. 4. 26). Еван­ге­лие Хри­сто­во про­по­ве­ду­ет­ся не на свя­щен­ном язы­ке, доступ­ном одно­му наро­ду, но на всех язы­ках (Деян. 2. 3–11). Еван­ге­лие про­по­ве­ду­ет­ся не затем, что­бы один избран­ный народ сохра­нил истин­ную веру, но дабы «пред име­нем Иису­са пре­кло­ни­лось вся­кое коле­но небес­ных, зем­ных и пре­ис­под­них, и вся­кий язык испо­ве­дал, что Гос­подь Иисус Хри­стос в сла­ву Бога Отца» (Фил. 2. 10–11).
Един­ство духа — основ­ная нуж­да Церк­ви Иису­са Хри­ста. В этом глав­ное усло­вие ее роста и успеш­но­го слу­же­ния. Но о каком един­стве духа может быть речь, если не будет кон­цеп­ции един­ства основ­ных поло­же­ний наше­го спа­се­ния и пре­бы­ва­ния в Гос­по­де? Един­ство духа и един­ство пони­ма­ния нераз­де­ли­мы, ибо одно без дру­го­го суще­ство­вать не может. 
Что же каса­ет­ся един­ства в моем пони­ма­нии и ответ­ствен­но­сти за это, как слу­жи­те­ля церк­ви, пола­гаю, что смо­гу объ­яс­нить неко­то­рым поло­же­ни­ем вещей. 
На Нов­го­род­чине вот уже три года суще­ству­ет Кон­суль­та­тив­ный Совет глав про­те­стант­ских церк­вей, пред­се­да­те­лем кото­ро­го явля­ет­ся ваш покор­ный слу­га. Совет соби­ра­ет­ся два раза в год и по мере необ­хо­ди­мо­сти. В него вхо­дят бап­ти­сты, еван­ге­ли­сты, пяти­де­сят­ни­ки, мето­ди­сты, армия спа­се­ния, адвен­ти­сты, люте­ране (нем­цы) в каче­стве наблю­да­те­лей. Кро­ме того, орга­ни­зо­ван Совет глав рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций при губер­на­то­ре обла­сти, куда вхо­дят так­же пра­во­слав­ные, като­ли­ки и иудей­ская община. 
Ярким при­ме­ром еди­не­ния всех про­те­стант­ских общин было шествие (парад) на празд­ни­ке горо­да В. Нов­го­ро­да, и в честь 480-летия (про­те­стан­тов в Рос­сии) в 2004 году в июне месяце. 
Конеч­но, жизнь слож­на и мно­го­об­раз­на и пото­му во вто­ро­сте­пен­ных вопро­сах, не отме­чен­ных в «Испо­ве­да­нии веры», каж­дый име­ет пра­во на свое мне­ние. Глав­ное не созда­вать труд­но­стей в цер­ков­ной жиз­ни, не упрям­ство­вать и не «ломать на свое коле­но» тех, кто верит в согла­сии с офи­ци­аль­ным веро­уче­ни­ем, осно­ван­ным на Свя­щен­ном Писа­нии. Ведь каж­дое хри­сти­ан­ское веро­ис­по­ве­да­ние име­ет свое веро­уче­ние, — ина­че оно суще­ство­вать не может. «Кто в лес, а кто по дро­ва» — это не путь хри­сти­ан­ской веры и цер­ков­но­го домостроительства.
Апо­стол Павел сове­ту­ет «не мудр­ство­вать сверх того, что напи­са­но, и не пре­воз­но­сить­ся один перед дру­гим» (1Кор. 4:6). И не луч­ше ли во избе­жа­ние кри­во­тол­ков при­нять обще­при­знан­ное испо­ве­да­ние веры, не отвер­гать офи­ци­аль­но­го веро­уче­ния, вымо­лен­но­го при­зван­ны­ми бра­тья­ми и стра­даль­ца­ми за веру на коле­нях перед Гос­по­дом. Они зна­ли дух Свя­щен­но­го Писа­ния мно­го луч­ше и глуб­же нас и дока­за­ли это сво­ею жиз­нью, поло­жен­ной на алтарь слу­же­ния Божье­му народу.
«Плот­ская нату­ра чело­ве­ка, — писал Нико­лай Вод­нев­ский, — все­гда под­ни­ма­ла и под­ни­ма­ет голо­ву там, где Божью бла­го­дать вытес­ня­ет, пустой и нико­му не нуж­ный фор­ма­лизм и сухое закон­ни­че­ство. В семье детей Божьих это­му не долж­но быть места. Пусть упрям­ству­ют в сво­ей мерт­вой фило­со­фии неве­ру­ю­щие, но дети Божьи да будут еди­ны, как един их Пас­тырь и Спа­си­тель Иисус Христос».

Епи­скоп еван­гель­ских церк­вей Нов­го­род­ской области
А. И. Корабель

30 октяб­ря в наших церк­вях отме­чал­ся празд­ник ЕДИНСТВА. Он посвя­щен октябрь­ско­му дню 1944 года, в кото­рый А. В. Карев зачи­тал про­ект сов­мест­ной резо­лю­ции еван­гель­ских хри­сти­ан и бап­ти­стов по вопро­су сли­я­ния церк­вей в одно брат­ство и в один союз. «При­зна­вая, что воля Небес­но­го Учи­те­ля Иису­са Хри­ста долж­на быть пре­вы­ше все­го для Его уче­ни­ков на зем­ле, а эта воля в вопро­се о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях детей Божьих выра­же­на ясно и опре­де­ле­на сло­ва­ми Хри­ста, про­из­не­сен­ны­ми в Пер­во­свя­щен­ни­че­ской молит­ве: «Да будут все еди­но» – Ин. 17, 21, сове­ща­ние счи­та­ет важ­ней­шей зада­чей, что­бы ука­зан­ные сло­ва Иису­са Хри­ста были, нако­нец, осу­ществ­ле­ны в жиз­ни еван­гель­ских хри­сти­ан и бап­ти­стов в нашей стране».

ЕДИНСТВО
1. Общ­ность, пол­ное сход­ство. Един­ство взгля­дов. 2. Цель­ность, спло­чён­ность. Един­ство нации, 3. Нераз­рыв­ность, вза­им­ная связь. Един­ство тео­рии и практики.
(Тол­ко­вый сло­варь рус­ско­го языка)