Судь­бы наших детей

(Про­дол­же­ние)

Дошколь­ни­ки: пути благовестия 

Во Вто­ро­за­ко­нии Бог гово­рит изра­иль­тя­нам, что они долж­ны любить Бога и учить сво­их детей люб­ви к Богу. Когда роди­те­ли долж­ны начи­нать обу­чать детей Его заповедям? 
«И гово­ри о них (запо­ве­дях), сидя в доме тво­ем и идя доро­гою, и ложась, и вста­вая». Если зна­ко­мить­ся с Божьим уче­ни­ем в повсе­днев­ной жиз­ни, то дети будут более склон­ны при­ме­нять его.
Иссле­до­ва­ния уче­ных в горо­де Сира­кьюз (штат Нью-Йорк) под­твер­ди­ли то, что ран­нее обра­зо­ва­ние ока­зы­ва­ет поло­жи­тель­ное вли­я­ние на раз­ви­тие лич­но­сти. В под­кон­троль­ной груп­пе детей, не под­вер­гав­ших­ся ран­не­му обу­че­нию, 22% име­ло ран­ний кри­ми­наль­ный опыт. Срав­нить их нуж­но с 6% детей из под­кон­троль­ной груп­пы, кото­рую обу­ча­ли с малых лет. Ран­нее обра­зо­ва­ние сни­жа­ет уро­вень мало­лет­ней пре­ступ­но­сти, по дан­ным этих иссле­до­ва­ний, на 66%. Имен­но эффект ран­не­го обу­че­ния отра­зил­ся на мораль­ном выбо­ре под­рост­ков – под­чи­нять­ся зако­нам обще­ства, а не нару­шать их. Бла­го­да­ря ран­не­му обу­че­нию у роди­те­лей и учи­те­лей есть воз­мож­ность вос­пи­тать в дошколь­ни­ках биб­лей­ские прин­ци­пы, кото­ры­ми они будут руко­вод­ство­вать­ся уже будучи взрос­лы­ми, когда перед ними вста­нут серьез­ные вопро­сы выбо­ра дру­зей или упо­треб­ле­ния нар­ко­ти­ков. Самое глав­ное в ран­нем обу­че­нии – пра­виль­ный выбор фор­мы и мето­дов обучения. 
Для дошколь­ни­ка самым важ­ным видом дея­тель­но­сти оста­ет­ся игра. Она может при­ни­мать раз­лич­ные фор­мы, от игры-воз­ни до игры со сло­ва­ми. Любой вид игры помо­га­ет детям осво­ить соци­аль­но одоб­ря­е­мые моде­ли и нор­мы пове­де­ния, научить­ся сопе­ре­жи­вать и отли­чать вымы­сел от реаль­но­сти. Чем боль­ше орга­нов чувств при­влечь к про­цес­су обу­че­ния, тем боль­ше мате­ри­а­ла запом­нят дошколь­ни­ки. Так, напри­мер, дети, про­слу­шав­шие исто­рию о мла­ден­це Мои­сее, через два дня будут пом­нить толь­ко 10% уро­ка. Дети, про­слу­шав­шие и уви­дев­шие кар­тин­ки – 50% уро­ка, а дети, про­слу­шав­шие, уви­дев­шие нагляд­ные посо­бия и участ­во­вав­шие в играх, через два дня пом­нят 90% урока.
Изу­чая урок о том, как Бог забо­тил­ся о мла­ден­це Мои­сее, мож­но орга­ни­зо­вать мно­го игр. Напри­мер, мож­но сде­лать «кор­зин­ки» из пла­сти­ли­на или теста. Или разу­кра­сить боль­шую общую кар­тин­ку, изоб­ра­жа­ю­щую реку и трост­ник. На фоне этой кар­тин­ки мож­но потом разыг­рать исто­рию. Мож­но поэкс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с неболь­шой емко­стью воды и посмот­реть, какие пред­ме­ты тонут, а какие – нет. Мож­но вме­сте с детьми разыг­рать собы­тия повсе­днев­ной жиз­ни о том, чего дети боят­ся и как Бог может поза­бо­тить­ся о них.
Пра­во­мер­но ли жела­ние вос­пи­та­те­ля-хри­сти­а­ни­на уви­деть пере­ме­ны в жиз­ни дошколь­ни­ка, уви­деть духов­ное воз­рож­де­ние, рож­де­ние свы­ше тако­го малы­ша? Да! Дошколь­ни­ков мож­но научить испол­нять Сло­во Божье. 
Напри­мер, мы хотим доне­сти до них Божью запо­ведь, запи­сан­ную в Посла­нии к рим­ля­нам, 12 гла­ве: «В нуж­дах свя­тых при­ни­май­те уча­стие». Смо­де­ли­ру­ем на уро­ке такую ситу­а­цию: всем раз­да­ли кусоч­ки пла­сти­ли­на, а одно­му ребен­ку не доста­лось. Пред­ло­жим всем осталь­ным отло­мить малень­кий кусо­чек и все малень­кие кусоч­ки соби­ра­ем вме­сте, и один боль­шой кусок отда­ем ребен­ку. Учи­тель гово­рит: спа­си­бо, что поде­ли­лись. Богу нра­вит­ся, когда мы делимся. 
И затем из это­го пла­сти­ли­на мож­но выре­зать фигур­ки фор­моч­ка­ми, лепить кам­ни и стро­ить одну общую цер­ковь, сде­лать кусоч­ки ман­ны и соби­рать в одну общую кор­зи­ноч­ку, выле­пить про­дук­ты и сло­жить на общую таре­лоч­ку, сле­пить пер­со­на­жей для биб­лей­ской исто­рии, сле­пить общий хлеб и попро­сить кого-нибудь раз­де­лить на всех, сле­пить торт на день рож­де­ния Иису­са и укра­сить его ракушками…
Кро­ме пла­сти­ли­на, дети любят игры с моза­и­кой, мар­ши с пес­ня­ми, разу­краш­ки, рисун­ки мелом на дос­ке и асфаль­те, караб­ка­нье, ката­нье с горок, игры на рит­ми­че­ских инстру­мен­тах, в семью, в куби­ки и мно­гие, мно­гие другие.
Любая игра может стать эле­мен­том уро­ка. Даже очень люби­мая малы­ша­ми и совсем не люби­мая взрос­лы­ми игра-воз­ня. Недав­ние иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что подоб­ная игра при­но­сит ребен­ку нема­лую поль­зу. Она учит сдер­жи­вать свои чув­ства, кон­тро­ли­ро­вать импуль­сив­ные жела­ния и помо­га­ет изба­вить­ся от нега­тив­ных при­вы­чек, кото­рые не при­ем­лют­ся груп­пой. Более того, дети учат­ся видеть раз­ни­цу меж­ду насто­я­щим и изоб­ра­жа­е­мым, пото­му что это — пона­рош­ку, а не насто­я­щая драка. 
Очень полез­ны роле­вые игры, поз­во­ля­ю­щие ребен­ку пред­ста­вить себя на месте дру­гих людей, рас­ши­рить спектр мыс­лей и чувств. Детям, кото­рые чаще игра­ли в дошколь­ном воз­расте в сим­во­ли­че­ские игры, лег­че понять чув­ства дру­го­го чело­ве­ка. Самое глав­ное, что­бы ино­гда в этих играх появ­лял­ся муд­рый режиссер-воспитатель.

Под­го­то­ви­ла к публикации 
В. М. Сафонова, 
стар­шая сест­ра в Хра­ме Христа