(Продолжение)
Дошкольники: пути благовестия
Во Второзаконии Бог говорит израильтянам, что они должны любить Бога и учить своих детей любви к Богу. Когда родители должны начинать обучать детей Его заповедям?
«И говори о них (заповедях), сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая». Если знакомиться с Божьим учением в повседневной жизни, то дети будут более склонны применять его.
Исследования ученых в городе Сиракьюз (штат Нью-Йорк) подтвердили то, что раннее образование оказывает положительное влияние на развитие личности. В подконтрольной группе детей, не подвергавшихся раннему обучению, 22% имело ранний криминальный опыт. Сравнить их нужно с 6% детей из подконтрольной группы, которую обучали с малых лет. Раннее образование снижает уровень малолетней преступности, по данным этих исследований, на 66%. Именно эффект раннего обучения отразился на моральном выборе подростков – подчиняться законам общества, а не нарушать их. Благодаря раннему обучению у родителей и учителей есть возможность воспитать в дошкольниках библейские принципы, которыми они будут руководствоваться уже будучи взрослыми, когда перед ними встанут серьезные вопросы выбора друзей или употребления наркотиков. Самое главное в раннем обучении – правильный выбор формы и методов обучения.
Для дошкольника самым важным видом деятельности остается игра. Она может принимать различные формы, от игры-возни до игры со словами. Любой вид игры помогает детям освоить социально одобряемые модели и нормы поведения, научиться сопереживать и отличать вымысел от реальности. Чем больше органов чувств привлечь к процессу обучения, тем больше материала запомнят дошкольники. Так, например, дети, прослушавшие историю о младенце Моисее, через два дня будут помнить только 10% урока. Дети, прослушавшие и увидевшие картинки – 50% урока, а дети, прослушавшие, увидевшие наглядные пособия и участвовавшие в играх, через два дня помнят 90% урока.
Изучая урок о том, как Бог заботился о младенце Моисее, можно организовать много игр. Например, можно сделать «корзинки» из пластилина или теста. Или разукрасить большую общую картинку, изображающую реку и тростник. На фоне этой картинки можно потом разыграть историю. Можно поэкспериментировать с небольшой емкостью воды и посмотреть, какие предметы тонут, а какие – нет. Можно вместе с детьми разыграть события повседневной жизни о том, чего дети боятся и как Бог может позаботиться о них.
Правомерно ли желание воспитателя-христианина увидеть перемены в жизни дошкольника, увидеть духовное возрождение, рождение свыше такого малыша? Да! Дошкольников можно научить исполнять Слово Божье.
Например, мы хотим донести до них Божью заповедь, записанную в Послании к римлянам, 12 главе: «В нуждах святых принимайте участие». Смоделируем на уроке такую ситуацию: всем раздали кусочки пластилина, а одному ребенку не досталось. Предложим всем остальным отломить маленький кусочек и все маленькие кусочки собираем вместе, и один большой кусок отдаем ребенку. Учитель говорит: спасибо, что поделились. Богу нравится, когда мы делимся.
И затем из этого пластилина можно вырезать фигурки формочками, лепить камни и строить одну общую церковь, сделать кусочки манны и собирать в одну общую корзиночку, вылепить продукты и сложить на общую тарелочку, слепить персонажей для библейской истории, слепить общий хлеб и попросить кого-нибудь разделить на всех, слепить торт на день рождения Иисуса и украсить его ракушками…
Кроме пластилина, дети любят игры с мозаикой, марши с песнями, разукрашки, рисунки мелом на доске и асфальте, карабканье, катанье с горок, игры на ритмических инструментах, в семью, в кубики и многие, многие другие.
Любая игра может стать элементом урока. Даже очень любимая малышами и совсем не любимая взрослыми игра-возня. Недавние исследования показали, что подобная игра приносит ребенку немалую пользу. Она учит сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания и помогает избавиться от негативных привычек, которые не приемлются группой. Более того, дети учатся видеть разницу между настоящим и изображаемым, потому что это — понарошку, а не настоящая драка.
Очень полезны ролевые игры, позволяющие ребенку представить себя на месте других людей, расширить спектр мыслей и чувств. Детям, которые чаще играли в дошкольном возрасте в символические игры, легче понять чувства другого человека. Самое главное, чтобы иногда в этих играх появлялся мудрый режиссер-воспитатель.
Подготовила к публикации
В. М. Сафонова,
старшая сестра в Храме Христа