(продолжение)
Среднее детство (6 – 12 лет): пути благовестия
Опасаясь за свою жизнь, Света покинула пьющих мать, бабушку и дедушку, когда ей было всего десять лет. В двенадцать ей удалось сбежать от человека, подобравшего ее и возившего с собой по всей стране для удовлетворения своих похотей. Она оказалась на улице, одетая, как мальчишка, связалась с какой-то компанией, начала нюхать клей, но все время тосковала по дому в надежде на лучшее.
Что там говорит эта пожилая женщина? Друзья Светы валялись с ней на траве в парке, глядя на женщину, называвшую себя христианкой. Клей, которого нанюхалась Света, сильно действовал – она ничего не понимала…
Внезапно все прояснилось. Женщина читала псалмы.
— Я знаю несколько псалмов! Моя мама когда-то читала их мне, даже когда была пьяной. Я могу вам рассказать 90‑й и 120‑й. они мне очень помогают.
Так началась новая жизнь Светы. Она содрогалась, когда ее отвезли в район, в котором она жила, когда в каждом баре искали ее мать. Когда ее наконец нашли, мать закричала от радости.
Дома они прочитали все вместе 126 псалом. Казалось, сознание матери прояснилось. Она рассказала, что два года назад отец Светы рассказал ей, что видел, как дочка попала под машину. Мать не поверила и обратилась к Богу:
— Господь, если Ты можешь услышать пьяную женщину, верни мою дочь или дай мне умереть.
Господь услышал. Благодаря христианам, которых Бог в парке привел к ребенку, к Царству Божьему пришли еще две души.
Среднее детство – время развития чувства собственного достоинства и самоуважения, при условии, что родители или сверстники относятся доброжелательно к ребенку.
Самое важное условие развития ребенка – семья, которая, к сожалению, в последнее время претерпела существенные изменения. Часто главой семьи сегодня является мать, которая сама испытывает от этого тяжелейший стресс. Часто ей не хватает сил на то, чтобы поиграть с детьми, разделить с ними их детские горести и радости или проконтролировать проконтролировать их учебу. А ведь единственным фактором, как утверждают психологи, который может помочь ребенку справиться с многочисленными стрессами, является семья.
Помимо семейных отношений, среднее детство несет прогресс в социальном познании, в образе мира, в котором ребенок живет, и в предположениях о чувствах и мыслях других людей, что уже важно для всего общества целиком. Так, американский психолог Селман выявил несколько этапов развития дружбы детей: до 6 лет – эгоцентричная дружба, с 7 до 9 лет – появляется интерес к чувствам другого человека, 9 – 12 лет – появляются взаимные обязательства и оценка действий. Благодаря дружбе, дети усваивают социальные понятия и развивают чувство собственного достоинства.
Поэтому всегда лучше, если ребенок живет в окружении христианской семьи и его друзья – тоже дети из христианской семьи. Согласно Божьему предназначению, семья – самая лучшая, самая укрепляющая среда для воспитания ребенка в любви к Богу, к себе и к окружающим. Такой ребенок надежно защищен духовно, у него есть все шансы познать Бога. Для тех детей, чьи семьи не являются благополучными, семьей должна стать Церковь, они должны найти общение, в котором реализовалось бы их самоуважение, в нашей Воскресной Школе.
Поэтому, несомненно, очень важно, чтобы уроки были интересными и отличались от обычных в школе. Хорошо, если учитель поощряет детей к участию в служении: выучить песенку, стихотворение, показать сценку.
Например, вот несложная сценка, показывающая, как Христос объединяет людей, несмотря на их национальность. Можно подготовить эту сценку к уроку, на котором будет изучаться материал 2 главы Деяний Апостолов, где описано, как люди услышали Божье Слово каждый на своем языке. А можно – на Рождественском уроке, объясняя, как Христос пришел на землю и научил людей любить друг друга.
Нам потребуются альбомные листочки и фломастеры. Разными цветами, кроме красного, мы напишем на этих листочках (все приготовления веселее делать вместе с детьми на уроке) «Я тебя люблю» на разных языках: Китайский (Уо-Ай-Ни), французском (Же таме), Немецкий (Их либе дих), Иврит (Ани Охев Отах), Японский (Уатакуши-УаАната-УоАйшимасу), Корейский (Тангсинуи Саранг Ха Уо), Испанский (Те Амо), Суахили (Никупенда), Тайский (Чан Рате Хун), Вьетнамский (Той Йеу Эм). На обратной стороне листочков напишем красным фломастером по-русски: «Я тебя люблю». Участники сценки бродят по классу сталкиваясь друг с другом и показывают всем плакаты, которые никто не понимает. Затем раздается рождественская песенка (которую могут исполнить другие дети из класса), после которой все переворачивают плакаты и показывают теперь понятный текст. Все начинают радоваться и обнимать друг друга.
Отрепетированную сценку мы можем показать позже и всей церкви на Богослужении.
Для учителя Воскресной Школы каждый пришедший ребенок – бесценный Божий дар. Учитель не может пренебрегать ни одним из них, стремясь каждого привести к покаянию. Если мы сумеем создать на уроке атмосферу дружбы и взаимопонимания, если каждый ученик восполнит отношениями с друзьями по классу Воскресной школы свою потребность в общении, мы обязательно приведем такого ко Христу.
В. М. Сафонова, старшая сестра в Храме Христа
Оставлять ли ребенка дома одного?
Ребенок, спрятавшийся под кровать и умоляющий по телефону о помощи – это не картинка из фильма «Один дома», а вполне реалистичная картина нашего времени, когда матери, работающие на 2–3 работах, вынуждены оставлять ребенка одного.
За рубежом ростом по всей стране числа остающихся без присмотра детей школа и церковь предпринимают попытка как-то облегчить их одиночество. Например, создаются церковные службы «Телефонный друг», куда можно позвонить днем. По статистике такая служба получает около 15 000 звонков за год (В период войны в Персидском заливе, беспорядков в Лос-Анджелесе, общенациональных и местных кризисов количество звонков усиливается).
Большинство звонков – это крики о помощи от детей, которым просто скучно и одиноко. 20% – звонки детей, действительно столкнувшимися или с мелкими проблемами (Как мне избавиться от жвачки в волосах?), или с довольно серьезными (пожар или грабители).