Прошли праздники. И все потихонечку начинает возвращаться на «круги свои», как написано в Библии. Кто-то работает, кто учится, а кто и планы новые строит; а в прочем, все так же, как и было, те же будни и те же праздники.
Для нас же верующих, как и для всего Российского братства 2004‑й — это год памятных дат и исторически значимых событий, которые мы постараемся осветить в нашей газете в течение года. Одна из них: 135 лет со дня рождения Ивана Степановича Проханова.
Исторически так сложилось или это промысел Божий, но год рождения Проханова 1869 совпал с годом возникновения первой баптистской – латышской общины на древней Новгородской земле, так что и евангельской церкви на Новгородчине тоже 135. Хоть и родился Иван Степанович на Кавказе, но жизнь и деятельность этого удивительного человека принадлежала всей России, в том числе и Новгородчине. Проханов связан с Новгородчиной не только потому что посещал Новгород, но и потому что работал с новгородцами.
В 1910 году Новгород пестрел афишами о том, что в город приезжает Иван Проханов и в народном клубе состоится чтение – проповедь на тему “…” . Страницы некоторых изданий того времени до сих пор хранят память о том его приезде.
Среди учредителей Всероссийского Евангельского Союза в 1908 году председателем которого был инженер-технолог И. С. Проханов были и новгородские дворяне: дочь генерал-майора А. И. Пейкер (которая вместе со своей матерью выпускала журнал «Русский рабочий» еще при Пашкове), действительный статский советник Ф. К. Пистолькорс, дочь генерал-майора Е. К. Пистолькорс. Вот что писал Иван Степанович в журнале «Христианин» за 1927 год о новгородке — аристократке О. Д. Пистолькорс, отошедшей в вечность в 1926 году. «Покойная Ольга Дмитриевна знала прекрасно немецкий, французский и английский языки, имела удивительную способность переводить быстро и хорошо статьи, брошюры и книги духовного содержания со всех означенных языков на русский язык. Она сделала много таких переводов для «Христианина» и «Утренней Звезды»… Вокруг покойной всегда имелась группа хороших переводчиков духовных книг. Покойная производила впечатление кристально-чистой христианской души…»
В 1910 году на съезде, который проходил в С.-Петербурге в качестве делегата от Новгородской общины Евангельских христиан присутствовал купец – фабрикант Захарий А. Шаров…
Мировой судья А. Владимиров принимал активное участие в выпусках газеты «Утренняя Звезда» и журнала «Христианин» еще в дореволюционное время.
Сегодня мы публикуем выдержку из газеты «Утренняя Звезда» 1922 года, об обращении и крещении И. С. Проханова, что особенно актуально в эти крещенские дни. Этот русский великан многое смог бы сделать, если бы не «Союз воинствующих безбожников».
А. И. Корабель
До обращения
Иван Степанович Проханов родился 17-го апреля 1869 года в г. Владикавказе, Торской области.
С самого раннего детства он отличался кротким и вдумчивым характером. В ранней юности он любил уединяться и мечтать над книгою. Мысли его вращались около самых коренных вопросов: о Боге. о душе, о жизни и т. п.
В этот период жизни он испытывал особые душевные восторги, чувства умиления и знаменательные душевные переживания.
Считаем не лишним упомянуть из этого периода два характерных факта, свидетельствующих о том, насколько душа И. С. была чутка ко всему происходившему с ним и вокруг него.
Однажды он пошел на прогулку с ружьем вдоль берега бурливого Терека. На былинке сидела птичка. Он выстрелил, птичка раненая упала. Тотчас же он почувствовал страшное душевное угрызение и даже потрясение. Подбежав к птичке и видя ее окровавленной и умирающей, он, красный от стыда и волнения, целовал птичку и старался вдохнуть в нее жизнь. Но, увы, она скончалась. Как опущенный в воду, как разбитый параличом, едва влачил он ноги, идя домой. Несколько дней после того он тосковал и решил после того никогда и ни при каких условиях не брать оружие и не отнимать ничью жизнь, что и сдержал свято пред
Господом.
Другой факт.
В этот период жизни он видел сон.
В городской сад, на каменной лестнице, ведущей в него, является Христос. Внизу вокруг лестницы огромная толпа народа. Христос пригоршнями берет золото и бросает в народ. Из всех людей больше всего золотых монет льется к Ивану Проханову, но они у него не задерживаются ни на минуту. А текут через его суму к окружающим людям. Он сам оставался нищим, обогащая других.
Рассуждая об этом сне. Он понял, что Христос зовет его брать как можно больше от Него его духовных даров для немедленной передачи другим, быть орудием духовного обогащения народа.
Учился Иван Проханов в Владикавказском реальном училище, где окончил курс в 1887 году. В реальном училище обрисовались особенности его характера: его готовность помогать слабым ученикам, его правдивость в отношении к учителям, его кроткий нрав и способность и к литературному творчеству вообще, и к стихосложению в частности.
Сочинения ученика 6‑го и 7‑го класса Ивана Проханова цитировались в Известиях Попечителя Кавказского округа, как образцы по содержанию и по стилю. Одно из стихотворений его читалось на публичном акте в училище и т. п.
Последний год реального училища был для И. С.П. критическим в смысле определения всего направления его жизни.
В этот период времени И. С.П. находился под влиянием следующих факторов:
1. Прежде всего на него влияет красота кавказской природы. Владикавказ расположен у подножья Кавказского хребта на берегу воспетого Пушкиным и Лермонтовым вечно ревущего Терека. В ясный весенний день из города открывается чудный вид: внизу полоса зеленых лесистых гор, над ними полоса фиолетовых скалистых гор, а еще выше полоса белоснежных вершин во главе с Казбеком, а над всеми яркое южное солнце, заливающее всю панораму своими золотыми лучами. Юный И. С.П. любил бродить по обрывистому берегу быстрого Терека или посидеть на камне среди его ревущих волн и любоваться на чудные виды. Созерцание этих величественных картин природы производило на юную душу невыразимо умиротворяющее впечатление, поднимая мысль к недосягаемым высотам и вдохновляя молодого человека на первые стихотворные труды.
2. Самый характер реального образования влек И. С.П. к практической деятельности в будущем.
3. Затем, на него влияет неверующая среда учеников реального училища, среди которых был кружок, изучавший философию и особенно увлекавшийся пессимизмом Шопенгауэра, Гартмана и др.
4. Но самое сильное влияние на И. С.П. было влияние религиозное.
Рассказы отца и матери о страшных побоях и гонениях за веру, которым подвергались они и их единоверцы-молокане, и об удивительной стойкости и кротком терпении, которые они проявляли, наполняли сердце юного И. С.П. умилением, восторгом пред духовным героизмом этих последователей Христа и невольно создавалось желание самому уподобиться им. И. С.П. очень любил посещать местную тюрьму и спрашивать, нет ли среди арестантов штундистов, которых обычно пересылали через Владикавказ по направлению к Закавказью. Кротость и смирение на лицах этих страдальцев за веру, их молитвы за гонителей производили на И. С.П. такое впечатление, как будто перед ним были мученики первых веков христианства. Здесь он чувствовал великую, несокрушимую силу Христовой истины. Эта сила стала более и более овладевать им.
Простые бесхитростные проповеди братьев в собраниях, призывавшие людей ко спасению и новой жизни, оставляли в молодом сердце глубокие следы.
Осенью 1886 года в душе И. С.П. произошел основной духовный переворот. Он возродился для новой жизни. Случилось это при следующих обстоятельствах.
Еще с 15 лет ум И. С.П. был занят неотвязчивыми вопросами: «Для чего мы живем? Какова цель нашей жизни?» На эту тему И. С.П. любил вести беседы; с целью найти ответ на этот вопрос он жадно читал книги, но, увы, нигде он не находил удовлетворительного ответа.
Однажды вечером, осенью 1886 года И. С.П. пришел домой из кружка товарищей, где обычно говорились речи на пессимистические темы. Один из товарищей перед тем покушался на самоубийство. Едва-едва удалось спасти. Душа И. С.П. была потрясена и у него у самого уже начала являться мысль о том, что небытие лучше бытия. Он стал подумывать об отцовском ружье, что висело в его комнате. С этими мыслями он вошел в свою комнату. Зажегши лампу, он заметил, что ружья нет, а на стене он увидел записку: «Любите ли вы Христа?» Эти слова пронзили сердце И. С.П. Он был охвачен наплывом чувств, сразу же открыл Евангелие, начал читать и молиться.
В тот вечер он понял всю простоту и глубину слов: «Я есмь … жизнь» (Ин. 14:6) и «для меня жизнь – Христос» (Фил. 1:24). Он понял. Что наша жизнь принадлежит Тому, Кто нам ее дал и потому цель жизни – возвращение ее Собственнику. Жить для Бога, для Христа – все для Христа – стало для И. С.П. лозунгом. Вслед за этим он присоединился к местной общине через крещение. Состоявшееся 17 января 1887 года.
газета “Утрення Звезда” 1922 года