Иван Сте­па­но­вич Проханов

Иван Сте­па­но­вич Про­ха­нов (1869—1935) — уни­каль­ная лич­ность в исто­рии рус­ско­го еван­гель­ско­го движения. 
В этом году испол­ня­ет­ся 135 лет со дня рож­де­ния и 80 лет со дня его руко­по­ло­же­ния в Праге.

«Я родил­ся 17 апре­ля 1869 года в г. Вла­ди­кав­ка­зе на Север­ном Кав­ка­зе», — так начи­на­ет свою авто­био­гра­фию Иван Сте­па­но­вич Про­ха­нов в кни­ге «В кот­ле Рос­сии». О мате­ри­аль­ном поло­же­нии семьи и веро­ис­по­ве­да­нии написано:
«По при­бы­тии во Вла­ди­кав­каз мой отец и мать нача­ли упор­но тру­дить­ся … в куль­ти­ви­ро­ва­нии сада. В резуль­та­те чего мой отец посте­пен­но раз­бо­га­тел и купил 4 мель­ни­цы и зем­лю. Он стал чле­ном город­ско­го сове­та … усерд­но посе­щал собра­ния моло­кан, в сере­дине 1876 г. мой отец услы­шал Еван­гель­ское посла­ние, кото­рое им (веро­ят­но, и мате­ри) пове­дал посе­тив­ший их брат из Тифли­са. Отец пове­рил и при­со­еди­нил­ся к помест­ной церк­ви бра­тьев. В 1894 г. он был с дру­ги­ми бра­тья­ми выслан в Геру­сы. Я вос­хи­щал­ся его скром­но­стью, неж­но­стью и муд­ро­стью, его хри­сти­ан­ским харак­те­ром, бла­го­да­рил Бога за тако­го отца». О сво­ем при­со­еди­не­нии к этой же церк­ви И. С.П. пишет: «Мое обра­ще­ние про­изо­шло в нояб­ре 1886 года, и 17 янва­ря 1887 года я при­со­еди­нил­ся к помест­ной группе».
Насколь­ко высо­ка была духов­ность его мате­ри, Агра­фе­ны Саве­льев­ны, мы видим из ее сохра­нив­ше­го­ся пись­ма к сво­им потом­кам: «Не при­леп­ляй­тесь к под­дель­ным дра­го­цен­но­стям. Они быст­ро при­вле­ка­ют и быст­ро исче­за­ют… Надо быть сыном Отца Небес­но­го, быть Его хра­мом. Раз­мыш­ляй­те, род­ные мои, о необ­хо­ди­мо­сти рож­де­ния свы­ше…» Детей в семье было трое: Иван, Алек­сандр и Васи­лий. Все они были веру­ю­щи­ми и исклю­чи­тель­ной духов­ной ода­рен­но­сти. Иван – орга­ни­за­тор еван­гель­ско­го дви­же­ния, Алек­сандр – док­тор меди­ци­ны и редак­тор духов­но­го жур­на­ла, Васи­лий – миссионер. 
Бла­го­да­ря высо­ко­му достат­ку семьи, И. С.П., окон­чив реаль­ное учи­ли­ще (почти рав­ное про­грам­ме гим­на­зии), смог про­дол­жить в 1888 году свое обра­зо­ва­ние в Тех­но­ло­ги­че­ском инсти­ту­те в Петер­бур­ге и окон­чить его в 1893 году с дипло­мом инже­не­ра-меха­ни­ка. В свя­зи с уча­сти­ем И. С.П. в тече­ние всех сту­ден­че­ских лет в духов­ной жиз­ни петер­бург­ских веру­ю­щих, а осо­бен­но за орга­ни­за­цию духов­но­го жур­на­ла «Бесе­да» и актив­но­сти по сбо­ру и пуб­ли­ка­ции све­де­ний о гоне­ни­ях сек­тан­тов, за ним в 1894 году нача­лась слеж­ка тай­ной поли­ции (отец в этом же году был сослан в Геру­сы). «… бра­тья силь­но наста­и­ва­ли, что­бы я уехал загра­ни­цу, сове­то­ва­ли мне там опуб­ли­ко­вать инфор­ма­цию о пре­сле­до­ва­ни­ях в Рос­сии, что­бы сохра­нить духов­ную и финан­со­вую помощь бра­тьям и посы­лать из-за рубе­жа литературу». 
В янва­ре 1895 года И. С.П. выехал через Фин­лян­дию в Сток­гольм. В Фин­лян­дии, ожи­дая нави­га­ции из пор­то­во­го г. Або, он несколь­ко недель жил в госте­при­им­ном доме П. Н. Нико­лаи. Это вре­мя И. С.П. мак­си­маль­но упо­тре­бил для поэ­ти­че­ско­го твор­че­ства: были при­ве­де­ны в поря­док ранее сочи­нен­ные и напи­са­ны новые сти­хи, кото­рые ста­ли тек­ста­ми для духов­ных песен, поз­же издан­ных в его пер­вом сбор­ни­ке под назва­ни­ем «Гус­ли». К кон­цу 20‑х годов коли­че­ство его опуб­ли­ко­ван­ных тек­стов для песен было 1037. Как толь­ко нача­лась весен­няя нави­га­ция, И. С.П. паро­хо­дом при­был в Сток­гольм, далее – в Гам­бург, далее через Париж, где его брат Алек­сандр про­хо­дил меди­цин­скую прак­ти­ку, — при­был в Лон­дон, куда поз­же при­был и Алек­сандр. Свое пре­бы­ва­ние загра­ни­цей И. С.П. решил мак­си­маль­но исполь­зо­вать для полу­че­ния бого­слов­ско­го обра­зо­ва­ния. Год он про­учил­ся в Бри­столь­ской бап­тист­ской семи­на­рии. После это­го пере­ехал в Бер­лин и один семестр посе­щал лек­ции в Бер­лин­ском у‑те, ф‑т Бого­сло­вия, нако­нец, пол­го­да посе­щал ф‑т Про­те­стант­ско­го бого­сло­вия в Париже. 
Бог услы­шал его молит­ву и жела­ние воз­вра­тить­ся для духов­но­го тру­да на роди­ну. Он устро­ил­ся на госу­дар­ствен­ную служ­бу в Риге, но из риж­ско­го Поли­тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та, с пре­по­да­ва­тель­ской рабо­ты, был уво­лен как лидер штундизма. 
В 1901 году он женил­ся на Анне Каза­ко­вой, искрен­ней хри­сти­ан­ке, талант­ли­вой музы­кант­ше, зна­ю­щей евро­пей­ские язы­ки. После женить­бы И. С.П. полу­чил место инже­не­ра в ком­па­нии «Вестин­гауз» и пере­ехал с женой в Петер­бург. В 1902 году ему посчаст­ли­ви­лось в госу­дар­ствен­ной типо­гра­фии напе­ча­тать 20 тыс. экзем­пля­ров пер­во­го сво­е­го сбор­ни­ка духов­ных песен «Гус­ли». В 1907 году мы встре­ча­ем И. С.П. сре­ди пере­до­вых бра­тьев в Петер­бур­ге на Объ­еди­нен­ном съез­де. С 1907 по 1911 год И. С.П. неуто­ми­мо тру­дил­ся по пра­во­вой защи­те про­те­стан­тов, при­тес­ня­е­мых на местах духо­вен­ством и чинов­ни­ка­ми, вопре­ки цар­ско­му Мани­фе­сту от 17 октяб­ря 1905 года и ука­зу от 17 октяб­ря 1906 года. Издан­ная им в эти годы бро­шю­ра «Закон и вера» при­да­ла его лич­но­сти авто­ри­тет как наи­бо­лее ком­пе­тент­но­го в этой обла­сти. С янва­ря 1906 года он начал изда­вать жур­нал «Хри­сти­а­нин», а с 1910 года – хри­сти­ан­скую газе­ту «Утрен­няя звезда».
1913 — 1920 годы ста­ли для И. С.П. куль­ми­на­ци­он­ны­ми в его песен­ном твор­че­стве и опуб­ли­ко­ва­нии новых сбор­ни­ков «Новая арфа», «Новые напе­вы», «Ким­ва­лы» и др. Вот что напи­сал он в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях о песен­ном твор­че­стве этих лет: «Музы­ка долж­на иметь такой же харак­тер, как содер­жа­щее радость Еван­ге­лие». В 1927 году появи­лись в свет 10 000 экзем­пля­ров трех­том­но­го «Деся­тис­бор­ни­ка» в пре­крас­ном переплете. 
1909 – 1928 — годы напря­жен­ной дея­тель­но­сти, посвя­щен­ной созда­нию, руко­вод­ству и рас­ши­ре­нию сою­за общин еван­гель­ских хри­сти­ан, бес­смен­ным пред­се­да­те­лем кото­ро­го был он все эти годы. Не поки­да­ла его после 1917 года идея «реа­ли­зо­вать наш иде­ал жиз­ни не в ста­рых горо­дах и дерев­нях … а в новой фор­ме … город Солн­ца или город Еван­ге­лия». В 1927 году он с груп­пой бра­тьев пред­при­нял путе­ше­ствие в Сибирь, и на сты­ке дух рек, Бия и Катунь, было поса­же­но ими «несколь­ко дубо­вых дере­вьев, закреп­ляя место буду­ще­го города».
Суж­де­но было И. С.П. за дело Хри­сто­во два­жды при совет­ской вла­сти быть в тюрь­ме. Пер­вый раз – в мае 1921 года, когда он, вме­сте с 47 участ­ни­ка­ми VI Все­рос­сий­ско­го съез­да хри­сти­ан­ской моло­де­жи был аре­сто­ван работ­ни­ка­ми ЧК. После 3‑недельного заклю­че­ния 35 чело­век были отпу­ще­ны (это было в Тве­ри), а 12 стар­ших бра­тьев, в том чис­ле И. С.П., про­дер­жа­ли в заклю­че­нии три с поло­ви­ною меся­ца. Вто­рой раз – в 1923 году вме­сте с бра­том Дуб­ров­ским В. А. их про­дер­жа­ли несколь­ко недель в Москве, в Бутыр­ке. Не обо­шли сто­ро­ной и лич­ные тра­ги­че­ские утра­ты: в 1919 году умер­ла его жена от эпи­де­мии во Вла­ди­кав­ка­зе (все­го 18 лет про­жи­ли они в бра­ке), в 1926 году от слу­чай­но­го выстре­ла погиб его млад­ший сын.
В 1928 году И. С.П. выехал загра­ни­цу: «Я соби­рал­ся вер­нуть­ся не более, чем через год. 8 апре­ля 1929 года в Рос­сии был опуб­ли­ко­ван закон, кото­рый стал нача­лом жесто­ких пре­сле­до­ва­ний хри­сти­ан. Я понял, что была воля Божья остать­ся загра­ни­цей, что­бы попы­тать­ся орга­ни­зо­вы­вать посто­ян­ную помощь страж­ду­щим во вре­мя этих гонений».
Все это и мно­гое дру­гое ска­за­лось на его здо­ро­вье в 30‑е годы: вос­па­ле­ние лег­ких, сахар­ная болезнь и зара­же­ние кро­ви при­ве­ли его дея­тель­ную жизнь к быст­ро­му кон­цу … Перед сво­ей кон­чи­ной он обра­тил­ся с про­щаль­ным пись­мом ко всем детям Божьим. В этом пись­ме он писал, что насту­па­ет и его черед перей­ти в веч­ность. Но пока не зашло солн­це его зем­ной жиз­ни, он про­сит про­ще­нья у всех, кого он чем-либо оби­дел или огор­чил. Со сво­ей сто­ро­ны он про­ща­ет вся­ко­му… В вос­кре­се­нье 6 октяб­ря 1935 года его жизнь угасла.