Что такое экуменизм?

“Даже, по посло­ви­це, злые дела объ­еди­ня­ют зло­де­ев. Хри­сти­ан же не объ­еди­ня­ют ни какое угод­но зло, ни бла­го и даже мно­гие сов­мест­но пере­жи­тые несча­стья не скло­ня­ют их к вза­им­ной любви” 

Эразм Рот­тер­дам­ский (1469–1536)
(См.: Э. Р., “Жало­ба мира, ото­всю­ду изгнан­но­го и поверженного”).

Извест­ный хри­сти­ан­ский апо­ло­гет К. С. Лью­ис (1898–1963) при­бе­га­ет к тако­му обра­зу для пояс­не­ния роли дог­ма­ти­ки в рели­ги­оз­ной жиз­ни. Он ее срав­ни­ва­ет с гео­гра­фи­че­ской или мор­ской кар­той, с помо­щью лако­нич­ной и сухо­ва­той схе­мы кото­рой мож­но, пре­одо­ле­вая напол­нен­ные жиз­нен­ны­ми энер­ги­я­ми сти­хии и штор­мы бытия, достиг­нуть желан­но­го и спа­си­тель­но­го бере­га. Что без кар­ты было бы почти невозможным.

Мож­но пред­ло­жить сле­ду­ю­щее раз­ви­тие это­го обра­за: все рели­гии и кон­фес­сии име­ют свои соб­ствен­ные кар­то­схе­мы (дог­ма­ти­че­ские систе­мы раз­лич­ной сте­пе­ни раз­ви­то­сти). Но мно­гие из них вме­сто того, что­бы пом­нить о том, что толь­ко одно­му Богу точ­но извест­но, кто из отпра­вив­ших­ся в рис­ко­ван­ное путе­ше­ствие достиг дру­го­го бере­га, а кто нет; вме­сто того, что­бы сочув­ствен­но отно­сить­ся друг к дру­гу, пом­ня о том, что даже очень хоро­шей кар­ты еще недо­ста­точ­но, что­бы достичь спа­си­тель­но­го бере­га, они при­ня­лись хва­стать­ся сво­и­ми кар­та­ми, соот­вет­ствен­но счи­тая их самы­ми лучшими.

Неко­то­рые на этом не оста­но­ви­лись и при­ня­лись укра­шать свои кар­ты, что­бы еще более пока­зать их неоспо­ри­мое перед дру­ги­ми пре­иму­ще­ство. Они настоль­ко в этом пре­успе­ли, соста­ви­ли такие пре­крас­ные пес­но­пе­ния, что им даже рас­хо­те­лось отправ­лять­ся в какой-либо путь, в опас­ное пла­ва­ние, и они ста­ли про­во­дить вре­мя в созер­ца­нии самой кар­ты, бла­го­че­сти­вом хож­де­ния вокруг нее, уже как бы про­зре­вая спа­си­тель­ный берег и как бы уже на нем нахо­дясь. При этом они ста­ли очень пре­зи­рать берег, на кото­ром все-таки про­дол­жа­ли нахо­дить­ся, решив, что вовсе не сле­ду­ет зани­мать­ся его бла­го­устрой­ством, а на вре­мя ожи­да­ния мож­но устро­ить­ся лишь в хра­мах, соб­ствен­ных домах и квар­ти­рах, пери­о­ди­че­ски выгля­ды­вая и посмат­ри­вая, что вокруг дела­ет­ся. А те, кому бла­го­устро­ен­ных квар­тир не хва­ти­ло, при­ня­лись скру­пу­лез­но под­счи­ты­вать дату неиз­беж­но­го кон­ца света.

Дру­гие реши­ли, что луч­ший спо­соб — это не рас­суж­дать самим в слож­ном вопро­се тол­ко­ва­ния обо­зна­че­ний в кар­те, а поло­жить­ся во всем на авто­ри­тет­ные источ­ни­ки (пре­да­ние), где раз и навсе­гда все опре­де­ле­но. А если что-то и не опре­де­ле­но, то ста­ло быть это­го знать и не надоб­но. Эти люди реши­ли не заме­чать, что море, кото­рое сле­ду­ет пере­сечь, очень изме­ни­лось: в нем появи­лись новые рифы и видо­из­ме­ни­лись ста­рые, воз­ник­ли новые тече­ния и новые ост­ро­ва, ста­ла дру­гой “роза вет­ров”; ока­за­лось, что часть про­ти­во­по­лож­но­го бере­га так изме­ни­лась (или их спо­соб миро­вос­при­я­тия изме­нил­ся — это тоже с досто­вер­но­стью не извест­но), что ста­ло еще более неяс­но, что при­над­ле­жит тому бере­гу, а что нет, и где он, соб­ствен­но гово­ря, начи­на­ет­ся. Ста­ла дру­гой и нави­га­ци­он­ная тех­ни­ка, появи­лись зна­ки и услов­ные обо­зна­че­ния. То есть воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в обнов­ле­нии кар­ты и нави­га­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния. Но сама кар­то­схе­ма ока­за­лась настоль­ко освя­ще­на древ­но­стью, что мысль о при­ве­де­нии ее в соот­вет­ствие с изме­нив­ши­ми­ся усло­ви­я­ми каза­лась кощун­ствен­ной (мало ли что ново­го может вооб­ще появить­ся!). Сто­рон­ни­ки это­го направ­ле­ния утвер­жда­ют, что если каж­дый веру­ю­щий ста­нет насто­я­щим веру­ю­щим, то все “внеш­ние” про­бле­мы решат­ся сами собой, а поэто­му сами­ми эти­ми про­бле­ма­ми, как тако­вы­ми, зани­мать­ся вовсе не сле­ду­ет, а сле­ду­ет лишь внут­ренне совер­шен­ство­вать­ся. Эти люди чаще гово­рят не о “пути” (пред­по­ла­га­ю­щем дина­ми­ку), а об “истин­ном состо­я­нии”, кото­рое по их мне­нию, и дает их кон­фес­сия. Поэто­му у них уже не кар­та, пред­по­ла­га­ю­щая всё же неко­то­рый путь, а подроб­ные дог­ма­ти­че­ские опи­са­ния и риту­аль­ные инструк­ции. Но все же не обла­дая внут­рен­ней уве­рен­но­стью в сво­ей право­те, они ста­ли угрю­мы­ми и гор­ды­ми, совер­шен­но оста­вив миссионерство.

Народ же попро­ще решил, что путем точ­но­го соблю­де­ния обря­дов мож­но полу­чить от Бога какую-то помощь. Поэто­му эти люди зани­ма­ют­ся бес­ко­неч­ным выяс­не­ни­ем у “батю­шек”, “чего мож­но, а чего нель­зя” при соблю­де­нии риту­а­ла. Здесь вооб­ще сама идея поту­сто­рон­не­го спа­се­ния как-то пло­хо вос­при­ни­ма­ет­ся, но есть про­стое жела­ние зару­чить­ся покро­ви­тель­ством свы­ше. В этой груп­пе неред­ко встре­ча­ют­ся люди, не име­ю­щие ника­ко­го спе­ци­фи­че­ско­го мисти­че­ско­го чув­ства, что не меша­ет им счи­тать себя веру­ю­щи­ми. Эта груп­па самая многочисленная.

Надо ска­зать еще об одной стран­ной очень мало­чис­лен­ной груп­пе, кото­рая дума­ет не столь­ко о соб­ствен­ном спа­се­нии, и даже не о спа­се­нии дру­гих, сколь­ко о “созда­нии усло­вий” для воз­мож­но­сти спа­се­ния, при­чем не столь­ко в транс­цен­дент­ном (про­ще гово­ря: инди­ви­ду­аль­но-загроб­ном, понят­ном для всех смыс­ле), сколь­ко в каком-то экзи­стен­ци­аль­но-соци­аль­ном, ста­вя на пер­вое место обще­ние и вза­и­мо­дей­ствие людей. Они утвер­жда­ют, что надо идти не толь­ко внут­рен­ним путем, но и внеш­ним, так как эти пути тес­но вза­и­мо­свя­за­ны, и ино­гда пра­виль­но выбран­ный внеш­ний путь спо­соб­ству­ет пра­виль­но­му выбо­ру внут­рен­не­го пути. Эти люди ино­гда дого­ва­ри­ва­ют­ся до таких стран­ных вещей, как “хри­сти­ан­ская обще­ствен­ность”, “хри­сти­ан­ская поли­ти­ка”, и даже… “хри­сти­ан­ская эко­но­ми­ка”. Поэто­му у них уже не кар­та, а какой-то “пере­чень при­о­ри­те­тов” и меро­при­я­тий по рефор­ме внеш­не­го строя рели­ги­оз­ной жиз­ни. Эти люди вызы­ва­ют воз­му­ще­ние не толь­ко у веру­ю­щих, но даже у неве­ру­ю­щих. Веру­ю­щие обви­ня­ют их в том, что они про­фа­ни­ру­ют духов­ность и пере­во­дят столь дра­го­цен­ный “вер­ти­ка­лизм” в “гори­зон­та­лизм”. А неве­ру­ю­щие обви­ня­ют их в том, что они вме­ши­ва­ют­ся не в свое дело, — в политику.

Но и это все-таки еще не самые стран­ные люди. Есть и такие, кото­рые и вовсе не верят в спа­се­ние, но очень поче­му-то хотят, что­бы дру­гие в него вери­ли. Они неустан­но ищут вра­гов, клей­мят ере­ти­ков и осо­бен­но тех, кто, как им кажет­ся, под­ры­ва­ет рели­гию изнут­ри, пред­ла­гая кар­ты с неболь­ши­ми погреш­но­стя­ми, могу­щи­ми при­ве­сти к ката­стро­фи­че­ским послед­стви­ям в деле спа­се­ния, в кото­ром не может быть мело­чей. Они обли­ча­ют тех, кто раз­мы­ва­ет ясные, как им кажет­ся, гра­ни­цы рели­гии, гово­ря о каких-то туман­ных обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стях, совер­шен­но неопре­де­лен­ном гума­низ­ме или вовсе подо­зри­тель­ном уни­вер­са­лиз­ме. Сто­рон­ни­ки это­го направ­ле­ния все­гда высту­па­ют за кон­крет­ность и ясность, и у них самих вме­сто кар­ты — чет­кие и понят­ные лозунги.
Есть и такие (сто­я­щие совсем особ­ня­ком), кото­рые реши­ли, что любая при­вне­сен­ная извне рели­гия пло­ха уже тем, что не у них воз­ник­ла, что она неесте­ствен­на и неор­га­нич­на для них, и что сле­ду­ет исхо­дить из сво­их кор­ней и из сво­ей поч­вы. Неко­то­рые из них в сво­ем тра­ди­ци­о­на­лиз­ме дошли до само­го нату­раль­но­го язы­че­ства как “пер­во­ис­то­ка”, кото­рый и при­ня­лись с увле­че­ни­ем изу­чать, нахо­дя в нем глу­бо­кий и даже эзо­те­ри­че­ский смысл. При­чем эти люди осо­бен­но отри­ца­ют саму воз­мож­ность суще­ство­ва­ния каких-либо обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей, кото­рые, как они счи­та­ют, были изоб­ре­те­ны одни­ми людь­ми для обма­на дру­гих людей.

Все эти груп­пы в ходе вза­им­ных дис­кус­сий и про­ти­во­сто­я­ния все более и более ста­ли как-то забы­вать об общей цели пути, не видя и того, что, при всем жела­нии бес­ко­неч­но уточ­нять свои дог­ма­ти­че­ские фор­му­ли­ров­ки (кар­ты), они никак не могут пол­но­стью устра­нить область неопре­де­лен­но­сти (о кото­рой упо­ми­на­ет и апо­стол Павел: 1Кор.8,2; 1Кор.13,12), а зна­чит и свя­зан­но­го с ней доволь­но непри­ят­но­го рис­ка, кото­ро­го вро­де бы не долж­но быть.

Чле­ны раз­лич­ных групп и кон­фес­сий настоль­ко при­вык­ли суще­ство­вать раз­дель­но друг от дру­га, что у них уже не было осо­бо­го жела­ния как-то объединяться.

Но нашлись люди, кото­рые обра­ти­ли вни­ма­ние на сло­ва Хри­ста о том, что Цар­ство Божие (дру­гой берег) начи­на­ет­ся в душах людей уже здесь и сей­час, и для это­го не сле­ду­ет дол­го изу­чать слож­ную систе­му нави­га­ции, выра­бо­тан­ную пред­ше­ствен­ни­ка­ми, а нуж­но непо­сред­ствен­но “здесь и сей­час” выпол­нять про­стые и ясные запо­ве­ди Хри­ста о люб­ви к Богу и к всем людям (вот и вся схе­ма), и что таким обра­зом — экзи­стен­ци­аль­ным сня­ти­ем про­ти­во­по­лож­но­сти “внут­рен­не­го” и “внеш­не­го” — мож­но достиг­нуть жела­е­мо­го бере­га, к кото­ро­му, может быть, и не при­ло­жи­мы про­стран­ствен­но-вре­мен­ные кате­го­рии. Эта груп­па про­сто­той сво­ей идеи вызы­ва­ет раз­дра­же­ние почти у всех преды­ду­щих, кото­рые ее обви­ня­ют в анти­ис­то­риз­ме и в пре­не­бре­же­нии Свя­щен­ным Преданием.

Нашлись так­же немно­гие люди, кото­рые ста­ли напо­ми­нать о важ­но­сти пер­во­на­чаль­ной общей цели, обра­щать рав­ное вни­ма­ние не толь­ко на дог­ма­ти­че­ский аспект, но и на эти­че­ский и куль­тур­ный аспек­ты, при­зы­вать к един­ству в глав­ном при есте­ствен­ном мно­го­об­ра­зии куль­тур­ных и фило­соф­ских тра­ди­ций. Эта очень немно­го­чис­лен­ная груп­па людей и поло­жи­ла нача­ло эку­ме­ни­че­ско­му дви­же­нию. Впер­вые это поня­ли хри­сти­ан­ские мис­си­о­не­ры раз­ных хри­сти­ан­ских кон­фес­сий, дей­ству­ю­щие в Афри­ке. Отсю­да посте­пен­но роди­лась идея обще­хри­сти­ан­ской орга­ни­за­ции: Все­мир­но­го Сове­та Церк­вей (World Council of Churches), ныне пре­бы­ва­ю­ще­го в Женеве.

Само гре­че­ское сло­во с латин­ским суф­фик­сом “эку­ме­низм” озна­ча­ет все­лен­скость. Тер­мин oikoumene исполь­зу­ет­ся в Новом Заве­те для обо­зна­че­ния Рим­ской импе­рии (Лк.2,1) или вооб­ще для обо­зна­че­ния все­го мира (Мф.24,14). Посте­пен­но этим сло­вом ста­ли обо­зна­чать всю Цер­ковь как про­ти­во­по­лож­ность все­му тому, что раз­де­ля­ет, или всю веру Церк­ви как про­ти­во­по­лож­ность тому, что не цель­но, а состо­ит из частей.

Зву­чит тер­мин “эку­ме­низм” для рус­ско­го уха не совсем при­ят­но. Как вся­кий “изм”, он посте­пен­но начи­на­ет раз­дра­жать. “Дви­же­ние к хри­сти­ан­ско­му един­ству” зву­чит намно­го луч­ше. Важ­но понять, что здесь име­ет­ся в виду некая уни­вер­саль­ная цен­ность. Воз­мож­ность тако­го уни­вер­са­лиз­ма обу­слав­ли­ва­ет­ся един­ством чело­ве­че­ско­го рода, про­изо­шед­ше­го от одно­го кор­ня. В биб­лей­ской тра­ди­ции: от Ада­ма и Евы. Есте­ствен­но пред­по­ла­га­ет­ся, что чело­ве­че­ский род дол­жен жить в состо­я­нии мира, а не бес­ко­неч­ной вой­ны всех со все­ми. Это не озна­ча­ет ради­каль­но­го при­ми­ре­ния добра со злом, исти­ны с заблуж­де­ни­ем, но ста­вит вопрос о мере допу­сти­мо­го ком­про­мис­са. Воз­мож­но ли тер­петь малое зло и неко­то­рые заблуж­де­ния, что­бы избе­жать боль­ших? Или же долж­на быть бес­ком­про­мисс­ная борь­ба со все­ми заблуж­де­ни­я­ми и малей­ши­ми про­яв­ле­ни­я­ми зла? Слож­ность зада­чи в том, что при суще­ству­ю­щем рели­ги­оз­ном и куль­тур­ном раз­но­об­ра­зии невоз­мож­но пол­ное еди­но­ду­шие, и ради­каль­ная бес­ком­про­мисс­ность при­ве­дёт к войне всех со все­ми. Людям сле­ду­ет при­знать свою огра­ни­чен­ность, сми­рить свои при­тя­за­ния, отка­зать­ся от абсо­лю­тист­ских про­ек­тов. Толь­ко Бог, все­ве­ду­щий и все­силь­ный, мог бы уста­но­вить на зем­ле еди­ный образ жиз­ни (поря­док), но Он по толь­ко Ему извест­ным при­чи­нам это­го не дела­ет, предо­ста­вив людям самим бла­го­устра­и­вать­ся. Сам Гос­подь при­звал людей к един­ству: “да будут все еди­но” (Ин.17.21).

Бого­слов­ски обос­но­вать необ­хо­ди­мость эку­ме­низ­ма не про­сто, но все же воз­мож­но. Бого­сло­вие име­ет два тес­но свя­зан­ных друг с дру­гом аспек­та: ката­фа­ти­че­ский (поло­жи­тель­но-утвер­жда­ю­щий орто­док­сию) и апа­фа­ти­че­ский (отри­ца­тель­ный), уме­ря­ю­щий рез­вость бого­сло­вов, жела­ю­щих вещать от име­ни Бога. Не все ещё извест­но, не всё ещё откры­лось. Апо­фа­ти­ка ука­зы­ва­ет на огра­ни­чен­ность людей (их созна­ния), на необ­хо­ди­мость их сми­ре­ния друг перед дру­гом в бого­по­зна­нии. Никто не дол­жен пре­тен­до­вать на моно­по­лию на исти­ну в послед­ней инстан­ции (ср.: “Теперь мы видим как бы сквозь туск­лое стек­ло, гада­тель­но…” — 1Кор. 13, 12). Суще­ству­ет зако­но­мер­ность: чем боль­ше область апо­фа­ти­ки в рели­гии, тем мень­ше в ней абсо­лю­тист­ских при­тя­за­ний, и тем более, соот­вет­ствен­но, она толе­рант­на к дру­гим религиям.

Кро­ме это­го, воз­мож­но эти­че­ское обос­но­ва­ние эку­ме­низ­ма. При всей важ­но­сти тео­рии, веро­уче­ния (дог­ма­ти­ки) суще­ству­ет эти­че­ская сто­ро­на жиз­ни, напря­мую не свя­зан­ная с дог­ма­ти­кой. Это извест­ный фено­мен “про­сто хоро­ше­го чело­ве­ка”, кото­рый “без вся­ких рели­гий и дог­ма­тик” дела­ет доб­рые дела. В самом Еван­ге­лии эти­че­ский аспект ста­вит­ся на пер­вое место. В прит­че о мило­серд­ном сама­ря­нине ближ­ним для постра­дав­ше­го чело­ве­ка ока­зы­ва­ют­ся не еди­но­вер­ные и пра­во­вер­ные свя­щен­ник и левит, а ино­ро­дец и ино­ве­рец сама­ря­нин (Лк.10, 29–37). Древ­нее “золо­тое пра­ви­ло нрав­ствен­но­сти”, кото­рое повто­ря­ет Иисус (Мф.7,12), мож­но пони­мать и в смыс­ле веро­тер­пи­мо­сти. Это пра­ви­ло при­зна­ют все миро­вые рели­гии, что поз­во­ля­ет гово­рить не толь­ко о внут­рихри­сти­ан­ском эку­ме­низ­ме, но и об обще­ре­ли­ги­оз­ном един­стве. Кри­те­ри­ем страш­но­го суда в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции ока­зы­ва­ет­ся не дог­ма­ти­че­ское каче­ство веры (орто­док­сия), а доб­рые дела, (Мф. 25, 31–46). Апо­стол Павел на пер­вое место ста­вит любовь (1 Кор.13). Имен­но любовь пред­пи­сы­ва­ет не столь­ко орто­док­сию (пра­во­ве­рие), сколь­ко орто­прак­сию, т. е. пра­виль­ное пове­де­ние. Хри­сти­ан­ские бла­го­тво­ри­тель­ные орга­ни­за­ции, напри­мер, ока­зы­ва­ют помощь всем людям неза­ви­си­мо от их рели­ги­оз­ной при­над­леж­но­сти. Но пол­ное све­де­ние рели­гии к люб­ви при­ве­ло бы к пси­хо­ло­ги­за­ции (субъ­ек­ти­ви­за­ции) веры, све­де­нию её толь­ко к гума­низ­му. На прак­ти­ке эта опас­ность пока не ощу­ща­ет­ся, т. к. до гума­низ­ма у нас ещё очень дале­ко, но тео­ре­ти­че­ски вро­де бы эта опас­ность есть. Про­тив­ни­ки соци­аль­но­го эку­ме­низ­ма имен­но на этот пункт посто­ян­но ука­зы­ва­ют, при­во­дя в каче­стве анти­при­ме­ра Иуду, кото­рый лука­во пред­ла­гал про­дать дра­го­цен­ное миро, пред­на­зна­чен­ное для Хри­ста, и выру­чен­ные день­ги раз­дать нищим. Хри­стос же ска­зал, что нищие все­гда рядом, а Он не все­гда (Ин.12, 1–8).

Таким обра­зом, эку­ме­низм побуж­да­ет хри­сти­ан к ответ­ствен­но­сти за един­ство хри­сти­ан­ско­го мира, а так­же к доб­ро­же­ла­тель­но­му отно­ше­нию ко всем людям. От запо­ве­ди Хри­ста “любить всех” (т. е. по доб­ро­му отно­сить­ся) это отли­ча­ет­ся лишь пере­хо­дом к орга­ни­зо­ван­ным фор­мам доб­ро­же­ла­тель­но­сти (дви­же­ния, кон­фе­рен­ции, бла­го­тво­ри­тель­ность, откры­тость диа­ло­гу). Таким обра­зом, эку­ме­низм это даль­ней­шее углуб­ле­ние пони­ма­ние запо­ве­ди Хри­ста в совре­мен­ных усло­ви­ях. Не вся­кий узкий путь исти­нен. Узкий путь фари­сей­ско-закон­ни­че­ской исклю­чи­тель­но­сти и само­до­ста­точ­но­сти ведет в тупик.

Игу­мен Вени­а­мин (Новик)
Санкт-Петербург

Пра­во, у нас теперь иной даже молит­ся и в цер­ковь ходит, а в бес­смер­тие сво­ей души не верит, то есть не то что не верит, а про­сто об этом совсем нико­гда не дума­ет. И, одна­ко, это вовсе ино­гда не чугун­ный, не скот­ско­го, не низ­ше­го типа чело­век. А меж тем лишь из этой одной веры, как уже и гово­рил я выше, выхо­дит весь выс­ший смысл и зна­че­ние жиз­ни, выхо­дит жела­ние и охо­та жить. 

Ф. М.Достоевский.
Днев­ник писа­те­ля. 1876 г. Ноябрь

Руко­пис­ная Библия

2 000 чело­век созда­ли руко­пис­ную копию Биб­лии: 12 фев­ра­ля эку­ме­ни­че­ская деле­га­ция вру­чи­ла вла­стям Швей­цар­ской Кон­фе­де­ра­ции “руко­пис­ную Биб­лию”, состо­я­щую из 6 томов и 3 500 стра­ниц. Она напи­са­на от руки, и в её созда­нии в 2003 году при­ня­ло уча­стие свы­ше 2 тысяч чело­век. Эта ини­ци­а­ти­ва была пред­при­ня­та хри­сти­ан­ски­ми Церк­ва­ми по слу­чаю Года Биб­лии. Текст руко­пис­ной Биб­лии напи­сан на фран­цуз­ском, немец­ком, ита­льян­ском и ещё на 10 язы­ках: каж­дый участ­ник про­ек­та писал свой отры­вок на род­ном язы­ке. За послед­ние неде­ли тома руко­пис­ной Биб­лии обо­шли всю Швей­ца­рию, от сек­ре­та­ри­а­та Эку­ме­ни­че­ско­го сове­та Церк­вей до залов при­хо­дов и общин. По сло­вам гене­раль­но­го сек­ре­та­ря Швей­цар­ско­го биб­лей­ско­го обще­ства Урса Йор­га, “Биб­лия — это не кни­га о том, что было и навсе­гда про­шло… Она гово­рит о войне и мире, об отно­ше­нии к при­ро­де, об исто­ри­ях люб­ви, об убий­ствах и пра­вах самых сла­бых в обще­стве, об ответ­ствен­но­сти и зако­нах… Она гово­рит о страст­ном жела­нии чело­ве­ка иметь воз­мож­ность жить в более чело­веч­ном мире”. 

источ­ник: Life4God. com 

Эку­ме­ни­че­ский пере­вод Библии

В Жене­ве вышло новое изда­ние эку­ме­ни­че­ско­го пере­во­да Библии
Новое изда­ние зна­ме­ни­то­го “эку­ме­ни­че­ско­го” пере­во­да Биб­лии на фран­цуз­ский язык уви­де­ло свет в Жене­ве. Как заявил на пре­зен­та­ции изда­ния 23 янва­ря гене­раль­ный сек­ре­тарь Все­мир­но­го сове­та Церк­вей (ВСЦ) пре­по­доб­ный Сэм Кобия: “Это собы­тие поз­во­ля­ет нам понять клю­че­вую роль, кото­рую изу­че­ние Биб­лии сыг­ра­ло в объ­еди­не­нии хри­сти­ан в рам­ках эку­ме­ни­че­ско­го движения”. 
Новое изда­ние пред­став­ля­ет собой анно­ти­ро­ван­ное Пяти­кни­жие Мои­сея и явля­ет­ся частью “Traduction oecumenique de la Bible” (Эку­ме­ни­че­ско­го пере­во­да Библии). 
“Пере­вод Биб­лии на раз­лич­ные язы­ки — жиз­нен­но важ­ная зада­ча, — заявил пас­тор Кобия. — Боль­шое коли­че­ство раз­ных пере­во­дов побуж­да­ет к плю­ра­ли­сти­че­ско­му, эку­ме­ни­че­ско­му про­чте­нию Биб­лии и явля­ет­ся силь­ней­шим ору­жи­ем про­тив рели­ги­оз­но­го фундаментализма”.

источ­ник: jesuschrist. ru