Алек­сей Васи­лье­вич Кольцов

“Поэ­зия Коль­цо­ва — это дерев­ня нашей лите­ра­ту­ры”, — писал лите­ра­тур­ный кри­тик 20 века Ю. Айхен­вальд. И дей­стви­тель­но, сти­хи его — о деревне, о пашне, о хле­бе, и даже это не сти­хи, а пес­ни, коро­тень­кие стро­ки без рифм или с наив­ны­ми, как он сам, риф­ма­ми пес­ни, кото­ры­ми сын полей и дол­жен сопро­вож­дать свою чистую рабо­ту. Их чита­ют в началь­ной шко­ле, а потом забы­ва­ют и их, и поэта. Меж­ду тем Коль­цов ока­зал боль­шое вли­я­ние на раз­ви­тие рус­ской лите­ра­ту­ры, т. к. отра­зил внут­рен­ний мир про­сто­го чело­ве­ка в фор­мах самой народ­ной поэ­зии. И почти никто, в том чис­ле и педа­го­ги, не зна­ют, что глав­ная тема твор­че­ства Коль­цо­ва, тема хле­бо­ро­ба, нераз­рыв­но свя­за­на с темой Твор­ца все­го, что есть в этом мире:
Коль­цов — кре­стья­нин и хри­сти­а­нин. Пита­ние мира — хлеб. О небе гово­рит зем­ля, если бро­са­ешь в нее гор­сти семян. Страст­но и мно­го молит­ся он тому, кто хлеб посылает:
Он испы­ты­ва­ет горя­чую бла­го­дар­ность к Богу-Хле­бо­да­ру за эти свет­лые вол­ны жел­те­ю­ще­го хле­ба. Они — глав­ное и луч­шее, что есть на све­те, и самый свет, по мыс­ли поэта, ради них, соб­ствен­но и суще­ству­ет. Пусть зна­ет пахарь, что Бог уро­дит, он раду­ет­ся попри­щу Божье­го дела, неис­то­щи­мой жит­ни­це зер­на. И не может быть далек от людей и от зем­ли Бог, коль ско­ро Он оте­че­ски посы­ла­ет дождь и вед­ро, для того что­бы уро­дил­ся хлеб.
Толь­ко о хле­бе раз­го­ва­ри­ва­ют, напри­мер, на пирушке:
В бла­го­дар­ной душе поэта заро­ди­лась “сла­дост­ная молит­ва” при зре­ли­ще нивы, от при­сут­ствия хле­ба, пита­ю­ще­го мир, и она сохра­ни­лась навсе­гда у паха­ря, на деле уже не пашу­ще­го, но серд­цем пре­дан­но­го полю. Коль­цов, конеч­но же, думал и о мире, о его несо­вер­шен­стве, впа­дал в уны­ние, искал отве­ты на свои вопро­сы и не най­дя, оста­вил все как есть: Нет Богу вопро­са, — Нет меры ему.
Он про­ник­но­вен­но, теп­ло молит­ся, “на свя­тое Про­ви­де­ние поло­жил­ся” он дав­но, под кре­стом его моги­ла, на кре­сте его любовь. Он рели­ги­о­зен. Но свои коле­ни он скло­ня­ет, молясь Твор­цу, перед ико­ной, а не с Биб­ли­ей в руках. Может быть, поэто­му бла­го­го­вей­но-лас­ко­вый упрек, и вечер­няя молит­ва зву­чит грехом:
Поэт не зна­ет той веры, кото­рая бро­сит луч “в темь и загад­ку моги­лы”. Поэто­му в душе Коль­цо­ва воз­ник над­лом, отра­зив­ший­ся в его поэ­зии, и он ушел из жиз­ни в 1842 году оби­жен­ный, обма­ну­тый, с горе­чью и бес­по­мощ­ной тоской.

Л. Н. Забо­лот­ская, п. Пролетарский