Покры­тие головы

И вся­кая жена, моля­ща­я­ся или про­ро­че­ству­ю­щая с откры­тою голо­вою, посты­жа­ет свою голову…
Итак муж не дол­жен покры­вать голо­ву, пото­му что он есть образ и сла­ва Божия; а жена есть сла­ва мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посе­му жена и долж­на иметь на голо­ве сво­ей знак вла­сти над нею, для Анге­лов. (1 Корин­фя­нам 11:5,7–10)

В наше вре­мя тема “покры­тия голо­вы” прак­ти­че­ски не рас­смат­ри­ва­ет­ся с бого­слов­ских пози­ций. В боль­шин­стве церк­вей это уста­нов­ле­ние при­ня­то как тра­ди­ция, кото­рую не обсуждают.
Апо­стол Павел настоль­ко ясно и недву­смыс­лен­но пишет, что веру­ю­щая жена долж­на покры­вать голо­ву во вре­мя кон­так­та с духов­ным миром, а мужу не сле­ду­ет это делать, что надо либо не хотеть видеть оче­вид­но­го, либо иметь очень хоро­шую экзе­ге­ти­че­скую под­го­тов­ку, что­бы путем слож­ных дока­за­тельств прий­ти к выво­ду, что Павел имел в виду нечто совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ное тому, что он написал.
Поче­му же воз­ни­ка­ет искрен­нее непо­ни­ма­ние и раз­но­мыс­лие по это­му пово­ду? Опи­сы­вая хри­сти­ан­ские отно­ше­ния, апо­стол Павел пишет, что во Хри­сте “нет ни муже­ско­го пола, ни жен­ско­го” (Гал. 3:28) и отсю­да напра­ши­ва­ет­ся как буд­то логич­ный вывод: ника­ких внеш­них зна­ков отли­чия меж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми быть не должно. 
Одна­ко равен­ство во Хри­сте не озна­ча­ет равен­ство во пло­ти. До момен­та пере­хо­да в веч­ность плоть будет иметь опре­де­лен­ные при­зна­ки и имен­но на эти при­зна­ки обра­щал вни­ма­ние корин­фян апо­стол Павел, когда гово­рил о покры­тии голо­вы. Он не при­зы­ва­ет жен покры­вать голо­ву духов­но­го чело­ве­ка, кото­рый во Хри­сте, а он ясно гово­рит о чело­ве­че­ской пло­ти, кото­рая еще не во Христе.
Новый Завет нигде не гово­рит о равен­стве началь­ству­ю­щих и под­чи­нен­ных, роди­те­лей и детей, мужа и жены, хотя перед Богом все име­ют рав­ные пра­ва. Апо­стол Павел нагляд­но иллю­стри­ру­ет это поло­же­ние на при­ме­ре чело­ве­че­ско­го тела, каж­дый член кото­ро­го нахо­дит­ся в опре­де­лен­ном под­чи­не­нии у дру­гих чле­нов, но при этом име­ет рав­ные пра­ва, хотя и нерав­ные возможности. 
В кон­тек­сте это­го рас­суж­де­ния ста­но­вит­ся ясно, поче­му апо­стол Павел ни разу не упо­мя­нул здесь сло­ва “брат” и “сест­ра”, а гово­рит толь­ко “муж” и “жена”. Сло­ва “муж” и “жена” гово­рят о сопод­чи­нен­но­сти в семей­ных аспек­тах. В дан­ном рас­суж­де­нии апо­сто­ла Пав­ла инте­ре­су­ют не про­бле­мы един­ства и рав­но­пра­вия, так как эти вопро­сы он рас­смат­ри­вал в дру­гих посла­ни­ях, а вопро­сы пра­виль­но­го иерар­хи­че­ско­го соотношения.

На чем же осно­вы­ва­ет Павел под­чи­не­ние жен сво­им мужьям?

Преж­де все­го, необ­хо­ди­мость и закон­ность под­чи­не­ния Павел выво­дит из соот­но­ше­ния меж­ду Богом и Иису­сом Хри­стом: “вся­ко­му мужу гла­ва Хри­стос, жене гла­ва — муж, а Хри­сту гла­ва — Бог” (1 Кор. 11:3). То есть исти­ну о том, что “жене гла­ва — муж” Павел осно­вы­ва­ет на том, что во всем есть опре­де­лен­ный поря­док, кото­рый каса­ет­ся даже вза­и­мо­от­но­ше­ний Хри­ста и Отца. 
Ана­ли­зи­руя каж­дый шаг жиз­ни Иису­са Хри­ста, мож­но ука­зать, что в его пове­де­нии равен­ство с Отцом нико­гда не всту­па­ло в 

про­ти­во­ре­чие с Его под­чи­не­ни­ем Отцу. Будучи равен Отцу по сущ­но­сти, Он нико­гда не укло­нял­ся от под­чи­нен­но­сти. В пове­де­нии же людей, как по отно­ше­нию к Богу, так и по отно­ше­нию друг к дру­гу, равен­ство и сопод­чи­нен­ность ужи­ва­ют­ся меж­ду собой очень пло­хо. Напри­мер, в исто­ри­че­ских церк­вах отно­ше­ния под­чи­не­ния рядо­вых веру­ю­щих “духов­ным отцам” пода­ви­ли рав­но­прав­ные брат­ские отно­ше­ния друг к дру­гу. С дру­гой сто­ро­ны, в неко­то­рых сво­бод­ных про­те­стант­ских церк­вах рав­но­прав­ные брат­ские отно­ше­ния воз­об­ла­да­ли настоль­ко, что пре­пят­ству­ют цер­ков­ной дис­ци­плине и под­чи­не­нию млад­ших — стра­шим, рядо­вых веру­ю­щих — пас­то­рам и т. д. равен­ство, кото­рое пре­вра­ща­ет­ся в пани­брат­ство, уни­что­жа­ет под­чи­нен­ность, кото­рая долж­на быть в церк­вах. У Хри­ста была иде­аль­ная гар­мо­ния внут­рен­не­го равен­ства с Отцом и под­чи­не­ния Ему.
Вто­рой пред­по­сыл­кой, на кото­рой Павел пыта­ет­ся вос­ста­но­вить гар­мо­нию отно­ше­ний под­чи­нен­но­сти и равен­ства, явля­ет­ся при­о­ри­тет тво­ре­ния. Для апо­сто­ла Пав­ла было совер­шен­но оче­вид­но, что пер­во­на­чаль­но Богом был создан имен­но муж­чи­на. Бог как Тво­рец мира, имея власть над всем тво­ре­ни­ем, пере­дал часть сво­ей вла­сти муж­чине, кото­ро­го Он сотво­рил. Имен­но Ада­му Бог под­чи­нил весь рас­ти­тель­ный и живот­ный мир (Быт. 1:26). Жена же была созда­на как помощ­ник, соот­вет­ствен­ный и подоб­ный мужу. Тако­во бес­спор­ное утвер­жде­ние Биб­лии. Жена содей­ству­ет и помо­га­ет мужу и толь­ко вдво­ем они состав­ля­ют еди­ную плоть, преду­смот­рен­ную Богом, и в этом смыс­ле жена ста­но­вит­ся “сла­вой мужа” (1 Кор. 11:7). Сле­до­ва­тель­но, покры­тие голо­вы — знак, ука­зы­ва­ю­щий на под­чи­нен­ное поло­же­ние жены по отно­ше­нию к мужу. 
Покры­тие голо­вы, знак пови­но­ве­ния опре­де­лен­ной вла­сти, явля­ет­ся сви­де­тель­ством не толь­ко для види­мо­го мира, но и зна­ком для анге­лов. О чем сви­де­тель­ству­ет анге­лам этот знак? Конеч­но, не о заму­же­стве нося­щей этот знак. Писа­ние явно ука­зы­ва­ет, что это знак, сви­де­тель­ству­ю­щий о вла­сти мужа над ней, а не о самом заму­же­стве (1 Кор. 11:10). То есть, сест­ра, покры­ва­ю­щая свою голо­ву, сви­де­тель­ству­ет анге­лам о сво­ем доб­ро­воль­ном под­чи­не­нии мужу. 
Зачем анге­лам это сви­де­тель­ство, и для каких анге­лов оно дано? Писа­ние гово­рит, что неко­гда в небес­ной иерар­хии про­изо­шла ката­стро­фа: один из анге­лов, наи­бо­лее близ­ких к Богу, отка­зал­ся под­чи­нять­ся. Про­изо­шло нару­ше­ние рав­но­ве­сия меж­ду равен­ством и сопод­чи­не­ни­ем. В резуль­та­те этой ката­стро­фы мно­же­ство дру­гих анге­лов так­же воз­му­ти­лось про­тив под­чи­не­ния Богу. Все они были низ­верг­ну­ты в пре­ис­под­ню и пре­вра­ти­лись в “духов зло­бы под­не­бес­ной”. Сего­дня сата­на и пад­шие анге­лы, наблю­дая за жиз­нью людей, видят, что Бог полу­чил не толь­ко от Сво­е­го Еди­но­род­но­го Сына, но и от сла­бых и бес­по­мощ­ных в духов­ном мире людей то пови­но­ве­ние, кото­рое Он не полу­чил от них, и это посты­жа­ет их. Одним из про­яв­ле­ний это­го под­чи­не­ния высту­па­ет пови­но­ве­ние жены мужу, зна­ком кото­ро­го явля­ет­ся покры­тие голо­вы. Покры­тие голо­вы сра­мит сата­ну и не поко­рив­ших­ся Богу анге­лов, как знак, гово­ря­щий, что жена под­чи­ня­ет­ся мужу, в то вре­мя, как они не смог­ли усво­ить нау­ку под­чи­не­ния. Это же сви­де­тель­ство, в гла­зах анге­лов све­та, при­но­сит радость в духов­ном мире от Божьей побе­ды над неповиновением.
Из этих рас­суж­де­ний ста­но­вит­ся ясно, поче­му сата­на посто­ян­но и ярост­но вос­ста­ет про­тив покры­тия голо­вы жена­ми. Оче­вид­но, этот знак глу­бо­ко заде­ва­ет его, так как сест­ры в церк­ви дела­ют то, что он не сумел сде­лать. Тако­во зна­че­ние слов: “знак вла­сти над ней для Анге­лов” (1 Кор. 11:10).
Из всех рас­суж­де­ний апо­сто­ла Пав­ла ясно, что покры­тие голо­вы — это не при­ну­ди­тель­ное явле­ние при­ро­ды, а доб­ро­воль­ный акт. Сест­ры в церк­ви пото­му и посты­жа­ют анге­лов, что они доб­ро­воль­но, будучи рав­ные муж­чи­нам в отно­ше­нии бла­го­да­ти, под­чи­ня­ют­ся им, нахо­дясь во пло­ти и тем самым сви­де­тель­ству­ют о сво­ей покор­но­сти Божьим уста­нов­ле­ни­ям. Если жена поко­ря­ет­ся мужу и Божье­му поряд­ку, то она доб­ро­воль­но, само­сто­я­тель­но и не зная об этих рас­суж­де­ни­ях, будет покры­вать голо­ву, так как напи­са­но в Писа­нии, и она чув­ству­ет, хотя и не может это­го объ­яс­нить, что подоб­ный знак дела­ет ее ниже по срав­не­нию с мужем. 
В заклю­че­ние Павел обра­ща­ет­ся к аргу­мен­там цер­ков­ной тра­ди­ции и уста­но­вив­ших­ся обы­ча­ев. Он гово­рит “Если бы кто захо­тел спо­рить, то мы не име­ем тако­го обы­чая, ни церк­ви Божии” (1 Кор. 11:16).

Д‑р Сер­гей Сан­ни­ков, Одес­са, Украина
(по мате­ри­а­лам “Хри­сти­ан­ской газе­ты”, №7(70)