Совет вра­ча

Ири­до­ди­а­гно­сти­ка — это метод уста­нов­ле­ния диа­гно­за на осно­ва­нии изме­не­ний радуж­ной обо­лоч­ки глаза.
Мож­но ли по гла­зу опре­де­лить заболевание? 
С исто­ри­че­ской точ­ки зре­ния ири­до­ди­а­гно­сти­ка, как и аку­пунк­ту­ра, отно­сит­ся к китай­ской меди­цине. Оба этих мето­да лече­ния име­ют, так или ина­че, связь с астрологией.
В древ­нем Китае око­ло 3 000 лет назад глаз раз­де­лял­ся на пять кон­цен­три­че­ских зон. По изме­не­нию этих зон уста­нав­ли­вал­ся диа­гноз. Более позд­нее раз­де­ле­ние на 12 сек­то­ров соот­вет­ству­ет аст­ро­ло­ги­че­ским зна­кам Зоди­а­ка. При­ми­тив­ные и суе­вер­ные кор­ни ири­до­ди­а­гно­сти­ки снис­ка­ли осо­бен­но в послед­нее вре­мя осо­бую попу­ляр­ность. В сред­ние века извест­ный врач Пара­сельс рас­смат­ри­вал глаз как мик­ро­кос­мос, чело­ве­ка — как мак­ро­кос­мос, и создал тео­рию их соот­но­ше­ния. Эта тео­рия явля­ет­ся осно­вой не толь­ко для аст­ро­ло­гии, но и для хиро­ман­тии, магии, а так­же аку­пунк­ту­ры и рефлек­со­те­ра­пии. Мно­гие ири­до­тол­ко­ва­те­ли наших дней пыта­ют­ся повы­сить репу­та­цию сво­ей рабо­ты, при­бе­гая к псев­до­на­уч­ным объ­яс­не­ни­ям. Одна­ко факт оста­ет­ся фак­том, что диа­гноз они ста­вят, исполь­зуя осно­вы восточ­ной фило­со­фии и маги­че­ские представления.
А что, соб­ствен­но может уви­деть врач, рас­смат­ри­вая глаз? При хоро­шем обсле­до­ва­нии он может обна­ру­жить болез­ни само­го гла­за. Нас же инте­ре­су­ют орга­ни­че­ские забо­ле­ва­ния, про­яв­ля­ю­щи­е­ся кро­ме все­го про­че­го и в глазу.
Если врач “вычи­ты­ва­ет” о диа­гно­зе боль­ше, чем есть на самом деле, это уже шар­ла­тан­ство. Счи­та­ет­ся, что суще­ству­ет 10 000 болез­ней. Неяс­но, каким обра­зом все могут поме­стить­ся на малень­кой радуж­ке . Ири­до­ди­а­гно­сти­ка явля­ет­ся пло­дом фан­та­зии. Уче­ные под­твер­ди­ли циф­ра­ми, что из 762 паци­ен­тов толь­ко 18 име­ли харак­тер­ные изме­не­ния в радуж­ке глаза. 
Глав­ное, что нель­зя забы­вать, что при ири­до­ди­а­гно­сти­ци­ро­ва­нии при­ме­ня­ет­ся прак­ти­ка пред­ска­за­ния. Поду­май­те, мож­но ли пола­гать­ся на метод, кото­рый осно­вы­ва­ет­ся на ошибке? 

В. К. Павлова