Из докла­да А. И. Кора­бель на конференции

Как ска­зал англий­ский пуб­ли­цист и фило­соф 18 века Эдмунд Берк, исто­рия — это союз меж­ду умер­ши­ми, живы­ми и еще не родив­ши­ми­ся. Дру­ги­ми сло­ва­ми, это та неви­ди­мая кате­го­рия, кото­рая вне вся­ко­го вре­ме­ни свя­зы­ва­ет когда-либо жив­ших на нашей зем­ле в одно еди­ное целое, в один союз. Ведь исто­рия — это, преж­де все­го, биографии. 
Цер­ковь — это тоже, преж­де все­го, био­гра­фии. Это судь­бы вер­ных Богу людей, жив­ших когда-то, живу­щих и буду­щих. Может быть, перед лицом гря­ду­щей веч­но­сти зна­ние о чело­ве­че­ской исто­рии пока­жет­ся кому-то мало­важ­ным и изу­че­ние ее — заня­ти­ем ничтож­ным. Но нам кажет­ся, что думать так мож­но лишь чело­ве­ку очень моло­до­му. Чем стар­ше мы ста­но­вим­ся, тем тре­пет­нее начи­на­ем отно­сить­ся к тому, что уже ста­ло досто­я­ни­ем про­шло­го, быть может, пото­му что части­цей про­шло­го ста­но­вит­ся и наша жизнь. 
Вы уже зна­е­те, что этот год — год двух юби­лей­ных дат: 480 лет про­те­стан­там в Рос­сии и 135 — пер­вой Еван­гель­ской церк­ви на Нов­го­род­чине. Я пом­ню, как когда-то дав­но, в вось­ми­де­ся­тых, к нам в цер­ковь при­шло пись­мо из Моск­вы, где стар­шие бра­тья про­си­ли собрать мате­ри­ал для кни­ги, кото­рую вы може­те теперь подер­жать в руках, поли­стать и почи­тать — “Исто­рия бап­тиз­ма в СССР”. Пре­сви­те­ром Нов­го­род­ской церк­ви тогда был В. С. Кор­нев. Мы про­чи­та­ли это пись­мо и поче­му-то не уде­ли­ли ему долж­но­го вни­ма­ния, и ника­ко­го мате­ри­а­ла не собра­ли. Васи­лий Семе­но­вич был, воз­мож­но, силь­но занят, а я был еще молод. Когда кни­га вышла в свет в 1989 году, пер­вым делом, про­смат­ри­вая стра­ни­цы, мне хоте­лось най­ти мате­ри­ал о Нов­го­ро­де. Там ока­за­лось все­го лишь две строч­ки: о том, что в Нов­го­ро­де в 14 веке были когда-то стри­голь­ни­ки и о том, что имен­но здесь была офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ва­на в Рос­сии в 1869 году пер­вая еван­гель­ская цер­ковь. И все… А ведь люди в Нов­го­ро­де вери­ли в Живо­го Бога так, как мы с вами верим, и 100, и 200, и 480, и 600 лет назад — про­сто вери­ли! Это нуж­но знать и этим мож­но гордиться. 
Нас упре­ка­ют в том, что мы, живя в стране “пра­во­слав­ной” поз­во­ля­ем себе быть про­те­стан­та­ми. Но исто­ри­че­ские фак­ты гово­рят о том, что про­те­стан­тизм нес с собой про­гресс в раз­лич­ные сфе­ры чело­ве­че­ско­го обще­ства: в эко­но­ми­ку и поли­ти­ку, в обра­зо­ва­ние и в семей­ный уклад. И все это вре­мя веру­ю­щие не были без­гра­мот­ны­ми и ник­чем­ны­ми, пото­му что они были обра­зо­ва­ны, тру­до­лю­би­вы, име­ли хоро­шие семьи. Спра­вед­ли­во будет ска­зать, что Рос­сия явля­ет­ся колы­бе­лью про­те­стан­тиз­ма, пото­му что, рож­ден­ный на Запа­де, но изгнан­ный из Евро­пы, на самой ран­ней сво­ей ста­дии раз­ви­тия про­те­стан­тизм полу­чил при­ста­ни­ще в нашей стране. Рос­сия ока­за­ла госте­при­им­ство, предо­ста­ви­ла убе­жи­ще про­те­стан­там, мно­гие из кото­рых зани­ма­ли зна­чи­мые посты в госу­дар­стве. Мир зна­ет мно­гие заме­ча­тель­ные име­на про­те­стан­тов, обо­га­тив­ших всю миро­вую куль­ту­ру, напри­мер, Иоган Себастьян Бах. В наше же вре­мя полу­ча­ет­ся, что зна­ме­ни­тый педа­гог Ян Амос Комен­ский — клас­си­че­ский сек­тант, епи­скоп про­те­стан­тов. И кто смо­жет поста­вить в вину нашим отцам недо­ста­ток обра­зо­ва­ния, когда им не дава­ли учить­ся и не пус­ка­ли в инсти­ту­ты и изго­ня­ли из учеб­ных заве­де­ний, толь­ко лишь за то, что они вери­ли в Хри­ста? Так было выгод­но создать миф для мира, что веру­ю­щий чело­век — тем­ный, необ­ра­зо­ван­ный, отсталый…
Сего­дня же, спу­стя 500 лет, все еще нахо­дят­ся “обра­зо­ван­ные” люди, кото­рые не хотят счи­тать про­те­стан­тов цер­ко­вью. Ведь про­те­стан­ты при­зна­ют за осно­ву веро­уче­ния лишь кни­ги Свя­щен­но­го Писа­ния, и ника­ких дру­гих книг и памят­ни­ков лите­ра­ту­ры. И, сле­до­ва­тель­но, они не име­ют “пол­ной Исти­ны”. А вот Досто­ев­ский — как обще­из­вест­но, пра­во­слав­ный писа­тель и мыс­ли­тель — ска­зал, что если б кто дока­зал, что Хри­стос вне исти­ны, и дей­стви­тель­но было бы, что исти­на вне Хри­ста, то ему луч­ше хоте­лось бы оста­вать­ся со Хри­стом, неже­ли с исти­ной. Про­сти­те нас, если мы “нера­зум­но” выби­ра­ем меж­ду исти­ной и Хри­стом, но мы тоже выби­ра­ем Хри­ста и Его Свя­тое Сло­во, счи­тая это достаточным. 
Этот год в жиз­ни Нов­го­род­ской церк­ви был напол­нен мно­ги­ми зна­чи­мы­ми собы­ти­я­ми для нашей, цер­ков­ной исто­рии, и мне труд­но назвать из них боль­шее — то ли шествие наше на День горо­да, то ли празд­но­ва­ние 135-летия в сен­тяб­ре, то ли раз­да­чу Биб­лий в горо­де. Но собы­тие, став­шее зна­чи­мым для жиз­ни горо­да выде­лить нетруд­но — до сих пор еще о нем пишут город­ские газе­ты: уча­стие еван­ге­ли­стов в пара­де на День горо­да. Как же мы уди­ви­лись, когда узна­ли, что весь город попал под вли­я­ние неопя­ти­де­сят­ни­ков и участ­во­вал в Мар­ше Иису­са! А мы, было, дума­ли что это — свет­ское меро­при­я­тие, и хоте­ли таким обра­зом выска­зать свое ува­же­ние к жите­лям горо­да и его Адми­ни­стра­ции, и духов­но­му руко­вод­ству, и любовь к род­но­му горо­ду. И уж никак не пла­ни­ро­ва­ли изгна­ние “нов­го­род­ских бесов” – как писа­ли нов­го­род­ские газе­ты – да и прак­ти­ки заго­нять их в руко­мой­ник у бап­ти­стов нико­гда не было. Про­сти­те нам и это “нера­зу­мие”.
Мы, живя в свет­ском госу­дар­стве, все­гда пыта­ем­ся в диа­ло­ге с горо­дом исполь­зо­вать поня­тия свет­ские. Мы хотим при­но­сить поль­зу наше­му обще­ству и не хотим чув­ство­вать себя изго­я­ми на сво­ей же Родине. Посмот­ри­те, как живут мно­гие про­те­стант­ские стра­ны… Нас упре­ка­ют в том, что вера, мол, чужая. Но вера чужой не быва­ет — быва­ют боги чужие. Но раз­ве кто-то отнял Хри­ста от Рос­сии? Или Он пере­стал быть Богом для нее? Перед небом и зем­лей сви­де­тель­ству­ем: Он и наш Бог, Ему мы верим и Ему мы покло­ня­ем­ся, испо­ве­дуя Отца, и Сына, и Свя­то­го Духа.
Если исто­рия — это союз и живу­щих, давай­те все сде­ла­ем, что­бы это был союз друж­бы, и мира, и люб­ви. Так про­сто раз­жечь боль­шой костер нена­ви­сти в таком мно­го­кон­фес­си­о­наль­ном госу­дар­стве, как Рос­сия. Но раз­ве может он пылать в Свя­той стране? Не долж­но ли быть там тер­пе­ние и снис­хож­де­ние, и крот­кое сви­де­тель­ство о вере в боль­шей мере истин­ной жиз­нью, а не словом? 
Что запи­шет­ся в исто­рии о нас?

Запи­са­ла О. Колова