Рембрандт — знаменитый протестантский художник. Одна из последних его работ — “Возвращение блудного сына”. Она, как живописная безмолвная проповедь, уже долгие годы говорит людям о великой любви Бога Отца. Ведь эта притча, рассказанная Иисусом Христом, показывает каждому грешному человеку то, что его Любящий Отец готов принять его в каждое мгновение. Но готовы ли мы к покаянию, к тому, чтобы сказать Богу прямо сейчас: “Господи, я согрешил против неба и перед Тобою, и уже не достоин называться сыном Твоим, но прими меня…”
Когда мы произносим имя Рембрандта, то сразу же вспоминаем о множестве полотен, написанных его рукой. Картины художника — это его внутренний мир, его вдохновение, превращенное в прекрасный холст. Но что же вдохновляло Рембрандта?
Во времена этого великого художника в Нидерландах было множество вольнодумцев, которые выражали стихийное стремление к Божественному спасению и провозглашали право каждого человека на толкование библейских текстов. Кроме кальвинистов в стране существовали церкви: католическая, социниане, менониты, публиковывались поучения евреев. “В какой другой стране можно наслаждаться такой широкой свободой”, — эти слова выражают мнение многих современников Рембрандта.
Рембрандт родился в семье приверженцев кальвинизма, хотя его мать происходила из католического дома. Он был восьмым из девяти детей. Как христианин “он принял веру менонитов”, — так о нем говорили. И, несмотря на то, что он не принадлежал к ним буквально, евангельский дух отражается во всем его творчестве. Работы Рембрандта не иконоподобны, они реалистичны даже и для нашего времени. Рембрандт с самого начала обращается к историко-религиозным сюжетам, в течение всей его жизни библейская история остается для него центральной темой. Уже первые его картины написаны на библейские сюжеты, от “Мученичества св. Стефана” до “Давида и Саула”, от Христа, изгоняющего торговцев из храма, до “Христа в Эммаусе” и “Динария кесаря”; лучшие портреты того времени — изображения пророчиц и апостолов. В своей картине “Мученичество св. Стефана”, среди толпы, избивающей Стефана камнями, Рембрандт изобразил себя и своего друга Ливенса. В другой картине “Воздвижение креста” он изображает себя одним из солдат, прибивающих Иисуса ко кресту. Рембрандт понимает, что в противоречивом мире эгоизма и самовлюбленности никто не остается без греха, и, как признание своей греховности, художник сравнивает себя с этой беснующейся толпой. Рембрандт открыл для себя мир отверженных, бродяг и нищих, интерес к их образам и их судьбам проходит через все его творчество, завершаясь образом блудного сына, выразившим всю полноту чувств этих изгнанных и униженных. Он открывает в самом страшном унижении и нищете человеческую душу, лишенную самого дорогого: общения со своим Творцом. Картина “Возвращение блудного сына” была написана им в конце жизни, она венчает все его творчество. Отец — полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно-красные одеяния. От благородной головы отца взгляд спускается к подстриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к грязным подошвам ног. Отец, который кладет руки на рубашку сына так, как будто совершает великое таинство. Все что эти руки пережили — радости страдания надежды и страхи, все, что они создали, что они любили, все выражено в этом молчаливом объятии. Эта картина как живописная безмолвная проповедь уже долгие годы говорит людям о великой любви Бога Отца.
Юля Корабель