Рем­брандт

Рем­брандт — зна­ме­ни­тый про­те­стант­ский худож­ник. Одна из послед­них его работ — “Воз­вра­ще­ние блуд­но­го сына”. Она, как живо­пис­ная без­молв­ная про­по­ведь, уже дол­гие годы гово­рит людям о вели­кой люб­ви Бога Отца. Ведь эта прит­ча, рас­ска­зан­ная Иису­сом Хри­стом, пока­зы­ва­ет каж­до­му греш­но­му чело­ве­ку то, что его Любя­щий Отец готов при­нять его в каж­дое мгно­ве­ние. Но гото­вы ли мы к пока­я­нию, к тому, что­бы ска­зать Богу пря­мо сей­час: “Гос­по­ди, я согре­шил про­тив неба и перед Тобою, и уже не досто­ин назы­вать­ся сыном Тво­им, но при­ми меня…”

Когда мы про­из­но­сим имя Рем­бранд­та, то сра­зу же вспо­ми­на­ем о мно­же­стве поло­тен, напи­сан­ных его рукой. Кар­ти­ны худож­ни­ка — это его внут­рен­ний мир, его вдох­но­ве­ние, пре­вра­щен­ное в пре­крас­ный холст. Но что же вдох­нов­ля­ло Рембрандта? 
Во вре­ме­на это­го вели­ко­го худож­ни­ка в Нидер­лан­дах было мно­же­ство воль­но­дум­цев, кото­рые выра­жа­ли сти­хий­ное стрем­ле­ние к Боже­ствен­но­му спа­се­нию и про­воз­гла­ша­ли пра­во каж­до­го чело­ве­ка на тол­ко­ва­ние биб­лей­ских тек­стов. Кро­ме каль­ви­ни­стов в стране суще­ство­ва­ли церк­ви: като­ли­че­ская, соци­ни­ане, мено­ни­ты, пуб­ли­ко­вы­ва­лись поуче­ния евре­ев. “В какой дру­гой стране мож­но насла­ждать­ся такой широ­кой сво­бо­дой”, — эти сло­ва выра­жа­ют мне­ние мно­гих совре­мен­ни­ков Рембрандта.
Рем­брандт родил­ся в семье при­вер­жен­цев каль­ви­низ­ма, хотя его мать про­ис­хо­ди­ла из като­ли­че­ско­го дома. Он был вось­мым из девя­ти детей. Как хри­сти­а­нин “он при­нял веру мено­ни­тов”, — так о нем гово­ри­ли. И, несмот­ря на то, что он не при­над­ле­жал к ним бук­валь­но, еван­гель­ский дух отра­жа­ет­ся во всем его твор­че­стве. Рабо­ты Рем­бранд­та не ико­но­по­доб­ны, они реа­ли­стич­ны даже и для наше­го вре­ме­ни. Рем­брандт с само­го нача­ла обра­ща­ет­ся к исто­ри­ко-рели­ги­оз­ным сюже­там, в тече­ние всей его жиз­ни биб­лей­ская исто­рия оста­ет­ся для него цен­траль­ной темой. Уже пер­вые его кар­ти­ны напи­са­ны на биб­лей­ские сюже­ты, от “Муче­ни­че­ства св. Сте­фа­на” до “Дави­да и Сау­ла”, от Хри­ста, изго­ня­ю­ще­го тор­гов­цев из хра­ма, до “Хри­ста в Эммау­се” и “Дина­рия кеса­ря”; луч­шие порт­ре­ты того вре­ме­ни — изоб­ра­же­ния про­ро­чиц и апо­сто­лов. В сво­ей кар­тине “Муче­ни­че­ство св. Сте­фа­на”, сре­ди тол­пы, изби­ва­ю­щей Сте­фа­на кам­ня­ми, Рем­брандт изоб­ра­зил себя и сво­е­го дру­га Ливен­са. В дру­гой кар­тине “Воз­дви­же­ние кре­ста” он изоб­ра­жа­ет себя одним из сол­дат, при­би­ва­ю­щих Иису­са ко кре­сту. Рем­брандт пони­ма­ет, что в про­ти­во­ре­чи­вом мире эго­из­ма и само­влюб­лен­но­сти никто не оста­ет­ся без гре­ха, и, как при­зна­ние сво­ей гре­хов­но­сти, худож­ник срав­ни­ва­ет себя с этой бес­ну­ю­щей­ся тол­пой. Рем­брандт открыл для себя мир отвер­жен­ных, бро­дяг и нищих, инте­рес к их обра­зам и их судь­бам про­хо­дит через все его твор­че­ство, завер­ша­ясь обра­зом блуд­но­го сына, выра­зив­шим всю пол­но­ту чувств этих изгнан­ных и уни­жен­ных. Он откры­ва­ет в самом страш­ном уни­же­нии и нище­те чело­ве­че­скую душу, лишен­ную само­го доро­го­го: обще­ния со сво­им Твор­цом. Кар­ти­на “Воз­вра­ще­ние блуд­но­го сына” была напи­са­на им в кон­це жиз­ни, она вен­ча­ет все его твор­че­ство. Отец — пол­ный досто­ин­ства ста­рец, с бла­го­род­ны­ми чер­та­ми лица, одет в цар­ствен­но-крас­ные оде­я­ния. От бла­го­род­ной голо­вы отца взгляд спус­ка­ет­ся к под­стри­жен­но­му наго­ло, пре­ступ­но­му чере­пу сына, к его бес­по­ря­доч­но вися­щим на теле отре­пьям, к гряз­ным подош­вам ног. Отец, кото­рый кла­дет руки на рубаш­ку сына так, как буд­то совер­ша­ет вели­кое таин­ство. Все что эти руки пере­жи­ли — радо­сти стра­да­ния надеж­ды и стра­хи, все, что они созда­ли, что они люби­ли, все выра­же­но в этом мол­ча­ли­вом объ­я­тии. Эта кар­ти­на как живо­пис­ная без­молв­ная про­по­ведь уже дол­гие годы гово­рит людям о вели­кой люб­ви Бога Отца.

Юля Кора­бель