Михаил Мудьюгин — Архиепископ русской православной церкви, человек яркой биографии, выходец из семьи потомственных русских интеллигентов. Он окончил три высших учебных заведения: институт иностранных языков, институт металлопромышленности и Ленинградскую Духовную Академию.
Приняв решение служить Богу в 46 лет, он прошел путь от рядового алтарника, чтеца на клиросе и дьякона до ректора Духовной Академии, доктора богословия, архиепископа.
Архиепископу было 87 лет, когда состоялось это интервью. В маленькой квартирке — хрущовке, бедно обставленной, он отвечал на мои вопросы. Он был немощен и слаб, почти ничего не видел. Но голос его звучал убедительно и твердо — как и в молодые годы. Нельзя было не восхититься эрудицией и мужеством этого человека.
В этом году Архиепископ Михаил Мудьюгин скончался…
Ваше преосвященство, каково Ваше отношение к протестантам?
Самое положительное. Во-первых, они христиане, во-вторых, мне много пришлось знать лютеран. В юности у меня были друзья — лютеране. Это были люди очень сознательного отношения к своей вере, которые так же страдали за свою веру, как и православные люди.
Сегодняшние протестанты занимаются евангелизацией и часто встречают непонимание со стороны простых людей. Неправославных у нас не хотят даже слушать…
Это связано с предубеждением, которое у нас существует против всех инославных. Существует не только среди мирян, но и среди духовенства: один священник относится крайне нетерпимо к другим вероисповеданиям, а другой — спокойно, мягко и чувствует, что это братья и сестры во Христе. Мне очень много жалоб приходит от тех, кто приходит в храм (только начинающие ходить) и кто вместо проповеди Слова Божия слышит от местного священника, что Боже упаси, чтоб человек пошел в какую другую (инославную) церковь, чтобы не было друзей — протестантов или католиков. Особенно слово “католик” звучит в ушах православного человека, как нечто одиозное; как только человек чем-то отличается от других — сразу говорят: он — католик. Мне много приходилось с этим сталкиваться: “католиком” называют все неправославное. О протестантизме у многих вообще нет ясного представления, поэтому к протестантам относятся менее одиозно. Я православный человек, но отношусь и к протестантам, и к католикам, как к братьям, ну, может быть, заблуждающимся в смысле своего вероучения, если их сравнивать с православием, но, все-таки, братьям.
Вы себя ощущаете счастливым человеком?
Я могу сказать, что моя жизнь сверх-удалась. Такое счастье, как учиться в трех учебных заведениях, я говорю про высшие учебные заведения, — это большое счастье. Я приобрел очень большое количество знаний. Много времени у меня проведено в молитве, в общении с окружающими меня людьми, и поэтому я считаю, что жил недаром. Это радость, счастье, есть за что благодарить Бога. Сам процесс служения литургии — это элемент счастья для всякого священника, который способен его переживать.
Что бы Вы могли пожелать читателям?
Тем, кто не знает еще Христа, нужно Его познавать. Нужно читать Слово Божие, ходить в Храм Божий, нужно молиться дома, крайне необходимо обращаться к Богу во всех случаях жизни, как при счастливых обстоятельствах жизни, так и в горе, страдании, при неудачах. А что касается тех людей, которые живут церковной жизнью, — нужно опять-таки больше ощущать Христа как главу Церкви, как главу личной жизни каждого христианина. Христоцентричность должна быть у каждого христианина, то есть его жизнь должна быть тесно связана с Христом и — я не могу найти более верного слова — быть христоцентрична.
Беседу вел Сергей Романов, “Ассоциация христианских журналистов”, acj. ru