Есте­ствен­ное пра­во про­тив есте­ствен­но­го отбора

«Народ, име­ю­щий пло­хое пред­став­ле­ние о Боге, будет иметь пло­хое государство,
пло­хие зако­ны». (Г. В.Ф. Гегель)

“Ибо мы зна­ем, что закон духо­вен…” (Рим.7:14)

“Ибо по внут­рен­не­му чело­ве­ку нахо­жу удо­воль­ствие в законе Божи­ем” (Рим.7:22)

“Пра­во по глу­бо­чай­шей сво­ей внут­рен­ней при­ро­де — не госу­дар­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния, не госу­дар­ством оно дает­ся, рас­пре­де­ля­ет­ся и санк­ци­о­ни­ру­ет­ся, и поэто­му толь­ко и может быть речь о пра­вах неотъ­ем­ле­мых, не под­ле­жа­щих ути­ли­тар­ной рас­цен­ке.” (Н. Бердяев). 

Все, вро­де бы, на сло­вах соглас­ны, что долж­но быть не пра­во силы, а сила пра­ва. Ино­гда вспо­ми­на­ют сло­ва Алек­сандра Нев­ско­го: “Бог не в силе, а в правде”.

Да, есть пра­во силы. Это пра­во био­ло­ги­че­ское, соглас­но дар­ви­низ­му: выжи­ва­ет силь­ней­ший. Это даже не пра­во, а опре­де­лен­ная зако­но­мер­ность, закон при­ро­ды. Для био­ло­ги­че­ско­го уров­ня это есте­ствен­но. Вожа­ки все­гда физи­че­ски силь­нее сво­их пасо­мых. Отча­сти это име­ет место и на чело­ве­че­ском уровне: почти все рос­сий­ские началь­ни­ки круп­ных габаритов. 

Чело­ве­че­ство выдви­ну­ло дру­гой прин­цип: прин­цип спра­вед­ли­во­сти, кото­рый напря­мую не свя­зан с виталь­но-био­ло­ги­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми субъ­ек­тов. Одно из его самых ран­них выра­же­ний нахо­дит­ся в кодек­се зако­нов вави­лон­ско­го царя Хам­му­ра­пи (XVIII в. до Р. Х.): “закон нужен для того, что­бы силь­ный не оби­жал сла­бо­го”. Этот прин­цип свя­зан с поня­ти­я­ми добра и зла как уни­вер­саль­ных (все­об­щих) прин­ци­пов, с систе­мой эти­че­ских цен­но­стей, пред­став­ле­ни­ем о долж­ном и недолж­ном. Эти пред­став­ле­ния отра­же­ны в основ­ных запо­ве­дях миро­вых рели­гий: не воруй, не уби­вай, не при­чи­няй ущер­ба и т. п. Вро­де бы, это — обще­из­вест­но. Тео­ре­ти­че­ски с эти­ми запо­ве­дя­ми все соглас­ны. Более того, эти запо­ве­ди лег­ли в осно­ву уго­лов­но­го законодательства.

Но как толь­ко мы затро­нем духов­ные осно­ва­ния этих запо­ве­дей (фило­со­фию пра­ва), то обна­ру­жат­ся зна­чи­тель­ные раз­но­мыс­лия и даже раз­но­чув­ствия людей.
Так мате­ри­а­ли­сты пола­га­ют, что зако­но­да­тель­ная и пра­во­вая систе­ма лишь отра­жа­ет сло­жив­ше­е­ся соот­но­ше­ние сил обще­ствен­ных групп. Более того, мате­ри­а­ли­сты прак­ти­че­ски отож­деств­ля­ют пра­во с зако­ном (см. любую совет­скую энцик­ло­пе­дию). И понят­но поче­му: мате­ри­а­лизм утвер­жда­ет детер­ми­низм и не при­зна­ет сво­бо­ды лич­но­сти. На сло­вах сво­бо­да, конеч­но, про­фес­со­ра­ми не отри­ца­лась, но сво­бо­да про­тас­ки­ва­лась кон­тра­банд­ным путем в мате­ри­а­лизм. Мате­ри­а­ли­сти­че­ское пони­ма­ние пра­ва смы­ка­ет­ся с био­ло­ги­че­ским: “пра­во — это воля пра­вя­ще­го клас­са, воз­ве­ден­ная в закон” (К. Маркс). Это пра­во силы. Не слу­чай­но Маркс так сим­па­ти­зи­ро­вал Дар­ви­ну и пони­мал госу­дар­ство преж­де все­го как инстру­мент насилия.

Эти­че­ские реля­ти­ви­сты (relative-отно­си­тель­ный), пост­мо­дер­ни­сты (новые софи­сты — лже­муд­ре­цы) дока­зы­ва­ют, что ника­ких абсо­лют­ных (общих) норм нрав­ствен­но­сти вооб­ще не суще­ству­ет. Их люби­мый довод: какие-нибудь экзо­ти­че­ские ост­ро­ва, где все наобо­рот: что у нас счи­та­ет­ся доб­ром, то у них там счи­та­ет­ся злом. Здесь “боль­шой вклад” сде­лал т. н. исто­ри­че­ский под­ход к пра­ву, не толь­ко пока­зав­ший зави­си­мость пра­во­вых пред­став­ле­ний от соци­о­куль­тур­ной обста­нов­ки, но и абсо­лю­ти­зи­ро­вав­ший эту обу­слов­лен­ность. Отсю­да же про­ис­хо­дит попу­ляр­ная лож­ная идея допу­сти­мо­сти мани­пу­ли­ро­ва­ния зако­на­ми в чьих-либо (клас­со­вых) инте­ре­сах. Довод опять же уди­ви­тель­но про­стой: “нау­ка дока­за­ла, что все­гда так было, зна­чит так и будет. И это — это нор­маль­но”. Полу­ча­ет­ся некая раз­но­вид­ность соци­аль­но­го дар­ви­низ­ма, фак­то­по­клон­ства, уза­ко­нен­но­го людо­ед­ства. Та же самая мысль про­сто выра­же­на в романе Ф. М. Досто­ев­ско­го “Бра­тья Кара­ма­зо­вы”: “Если Бога нет то все доз­во­ле­но”. “Реа­ли­сты” от пра­ва, а по сути дела — пра­во­вые ниги­ли­сты, обыч­но дока­зы­ва­ют, что “мир так устро­ен, что в нем все­гда побеж­да­ют низ­мен­ные инте­ре­сы и, соот­вет­ствен­но, носи­те­ли этих инте­ре­сов”. При этом они при­ве­дут мас­су при­ме­ров, когда и в жиз­ни и в судах дей­стви­тель­но попи­ра­лись все нор­мы мора­ли, и побеж­да­ло зло. На вопрос, хоте­ли ли бы они изме­нить эту ситу­а­цию, они либо ниче­го не отве­ча­ют, либо начи­на­ют по вто­ро­му кру­гу при­во­дить свои дово­ды, обви­няя несо­глас­ных с их точ­кой зре­ния в наив­но­сти, уто­пиз­ме и т. п.
Фило­со­фия дав­но зна­ет этот при­ем. Назы­ва­ет­ся это “редук­ци­о­низ­мом”, све­де­ние всей пол­но­ты реаль­но­сти к како­му-то ее аспек­ту. Все это — раз­но­вид­но­сти мате­ри­а­лиз­ма. Его основ­ные виды хоро­шо извест­ны: био­ло­ги­че­ский (дар­ви­низм), гео­гра­фи­че­ский (гео­по­ли­ти­ка), эко­но­ми­че­ский (марк­сизм), сек­су­аль­ный (фрей­дизм) и др. Пра­во­вой мате­ри­а­ли­сти­че­ский редук­ци­о­низм состо­ит в све­де­нии соб­ствен­но­го содер­жа­ния пра­ва (сво­бо­ды лич­но­сти) к его обу­слов­лен­но­сти исто­ри­че­ски­ми соци­о­куль­тур­ны­ми и эко­но­ми­че­ски­ми фак­то­ра­ми, в све­де­нии пра­ва к ути­ли­тар­ной тех­ни­че­ской функ­ции зако­но­да­тель­но­го регу­ли­ро­ва­ния вза­и­мо­дей­ствий в соци­у­ме. Т. е. пра­во сво­дит­ся к зако­ну силы. Важ­но отме­тить, что пра­во­вая систе­ма дей­стви­тель­но обу­слов­ле­на во мно­гом исто­ри­че­ски­ми фак­то­ра­ми, но невер­но утвер­ждать, что она ими ПОЛНОСТЬЮ детер­ми­ни­ро­ва­на (пред­опре­де­ле­на).

Вопрос о пони­ма­нии пра­ва сво­дит­ся, таким обра­зом, к изна­чаль­ной систе­ме цен­но­стей: к основ­но­му вопро­су фило­со­фии: что важ­нее дух или мате­рия? Что есть чело­век? Если важ­нее мате­рия, то есте­ствен­но подав­лять всех мате­ри­аль­но сла­бых и очень есте­ствен­но, напри­мер, “кулач­ное пра­во” во всех его раз­но­вид­но­стях. Это и есть есте­ствен­ное пра­во (точ­нее гово­ря: закон) для живот­но­го мира.

Если же важ­нее духов­ное нача­ло, в том чис­ле и в чело­ве­ке, то мате­ри­аль­ные харак­те­ри­сти­ки чело­ве­ка, как субъ­ек­та пра­ва (рост, вес, пол, счет в бан­ке, соци­аль­ный ста­тус), ухо­дят на вто­рой план, а на пер­вом месте ока­зы­ва­ет­ся чело­ве­че­ское досто­ин­ство (образ и подо­бие Божие), кото­рое не под­да­ет­ся мате­ри­аль­но­му изме­ре­нию. Имен­но при таком под­хо­де воз­ни­ка­ет идея пра­во­во­го равен­ства всех людей. Такое пони­ма­ние пра­ва очень неесте­ствен­но с точ­ки зре­ния како­го-нибудь диа­ма­та, не слу­чай­но так охот­но асси­ми­ли­ро­вав­ше­го дар­ви­низм. Воз­ник­но­ве­ние тако­го пони­ма­ния пра­ва (сила пра­ва) мож­но назвать насто­я­щим чудом. Конеч­но, такое чудо воз­ни­ка­ет не само по себе. Оно воз­мож­но, если доста­точ­но боль­шое чис­ло людей верят в при­мат мораль­ных цен­но­стей над гру­бой силой, верят в воз­мож­ность эле­мен­тар­ной спра­вед­ли­во­сти. Если гру­бая сила побеж­да­ет сама по себе, непо­сред­ствен­но и “есте­ствен­но”, то мораль­ные цен­но­сти могут пре­ва­ли­ро­вать толь­ко при соот­вет­ству­ю­щей пра­во­вой систе­ме, охра­ня­е­мой зако­ном. В осно­ве такой систе­мы нахо­дит­ся ува­же­ние к досто­ин­ству чело­ве­че­ской лич­но­сти, к ее правам.

Это ясно выра­же­но во “Все­об­щей Декла­ра­ции прав чело­ве­ка”, поло­жен­ной в осно­ву мно­гих кон­сти­ту­ций. Упро­щен­но гово­ря, в осно­ве такой зако­но­да­тель­но-пра­во­вой систе­мы лежит вера людей в побе­ду добра над злом на зем­ле. Доб­ро и зло при этом пони­ма­ют­ся не в субъ­ек­тив­ном чьем-то смыс­ле, а как объ­ек­тив­но зна­чи­мые общие поня­тия (уни­вер­са­лии). Такая вера явля­ет­ся важ­ным аспек­том веры в Бога. Верить в Бога озна­чат верить в объ­ек­тив­ную силу добра, не счи­тать доб­ро чьим-то субъ­ек­тив­ным рас­по­ло­же­ни­ем. Ника­кая нау­ка не пока­жет, чего на зем­ле боль­ше: добра или зла, и что долж­но воз­об­ла­дать. Рели­гия вдох­нов­ля­ет людей дви­гать­ся в сто­ро­ну добра, пре­одо­ле­вая пре­по­ны зла. Это и есть насто­я­щий духов­ный реа­лизм. Имен­но он явля­ет­ся осно­вой пра­во­во­го сознания.

При­ве­ду при­мер пра­во­во­го под­хо­да, акту­аль­ный для самых раз­ных куль­тур­ных и наци­о­наль­ных сооб­ществ, в том чис­ле оби­та­ю­щих на самых экзо­ти­че­ских островах.

Пред­ста­вим такую ситу­а­цию: кто-то хочет открыть ресто­ран. В пра­во­вом госу­дар­стве, тако­му чело­ве­ку никто не будет чинить ника­ких пре­пон, и даже могут дать кре­дит. Госу­дар­ство защи­тит тако­го чело­ве­ка от рэке­ти­ров. Ведь основ­ная зада­ча пра­во­во­го госу­дар­ства — обес­пе­чить всем граж­да­нам рав­ные усло­вия кон­ку­рен­ции в пра­во­вом пространстве.

В не пра­во­вом госу­дар­стве (или сооб­ще­стве) тако­го чело­ве­ка либо запу­га­ют (како­му вла­дель­цу сосед­не­го ресто­ра­на нуж­на кон­ку­рен­ция?), либо нач­нут вымо­гать деньги.

Поста­вим вопрос: вы хоти­те жить при пер­вой ситу­а­ции или при вто­рой? Если при пер­вой, тогда нуж­но дви­гать­ся в сто­ро­ну пер­вой ситу­а­ции, даже если она еще не сло­жи­лось. Но для это­го нуж­но ПОВЕРИТЬ, что это воз­мож­но, что доб­ро силь­нее зла, пове­рить в объ­ек­тив­ную зна­чи­мость добра, нуж­но пове­рить… в Бога. Но даже это­го мало, нуж­но еще воле­вое уси­лие в сто­ро­ну добра, нуж­на воля к истине.

Извест­но, что суще­ству­ет чет­кая пря­мо-про­пор­ци­о­наль­ная зави­си­мость меж­ду сте­пе­нью хри­сти­а­ни­зи­ро­ван­но­сти стра­ны и уров­нем ее бла­го­со­сто­я­ния. Важ­но понять, что это про­ис­хо­дит не толь­ко бла­го­да­ря лич­ным доб­ро­де­те­лям хри­сти­ан, но и бла­го­да­ря тому, что поня­тия добра и зла име­ют все­об­ще при­знан­ный харак­тер, отра­же­ны в зако­но­да­тель­ной систе­ме, инсти­ту­а­ли­зи­ро­ван­ны (объ­ек­ти­ви­ро­ван­ны) в систе­ме управ­ле­ния. Толь­ко бла­го­да­ря это­му, воз­мож­но прав­ле­ние (вер­хо­вен­ство) зако­на, а не чинов­ни­ка с его при­хо­тя­ми. Госу­дар­ствен­ные зако­ны при этом явля­ют­ся не инстру­мен­том в клас­со­вой или оли­гар­хи­че­ской борь­бе (изби­ра­тель­ное при­ме­не­ния зако­на, как это часто быва­ет в Рос­сии), а выра­же­ни­ем объ­ек­тив­ных эти­че­ских прин­ци­пов в соци­аль­но-пра­во­вой сфе­ре. Спра­вед­ли­вость пони­ма­ет­ся как объ­ек­тив­ный закон жиз­ни, как любовь в соци­аль­ной сфе­ре, а госу­дар­ство как орга­ни­зо­ван­ное мило­сер­дие и бла­го­тво­ри­тель­ность (В. С. Соловьев).
Кто-то может спро­сить: “а без Бога никак нель­зя обой­тись? Вот я знаю хоро­ше­го чело­ве­ка, кото­рый в Бога не верит и даже за пра­ва чело­ве­ка борет­ся”. Вопрос о Боге очень не прост, и мно­гие люди отри­ца­ют не Бога, а цер­ковь как соци­аль­ную инсти­ту­цию. О таких людях хоро­шо ска­за­но в самой Биб­лии: “когда языч­ни­ки, не име­ю­щие зако­на, по при­ро­де закон­ное дела­ют, то этим пока­зы­ва­ют, что дело зако­на у них напи­са­но в серд­цах, о чем сви­де­тель­ству­ет совесть их и мыс­ли их, то обви­ня­ю­щие, оправ­ды­ва­ю­щие одна дру­гую” (Рим.2:14–15).

Такой закон сто­ит на стра­же пра­ва, кото­рое в запад­ной мыс­ли полу­чи­ло назва­ние “есте­ствен­но­го пра­ва”. Это уже не био­ло­ги­че­ская есте­ствен­ность (при кото­рой надо давить сла­бо­го), а совсем дру­гая — чело­ве­че­ская. В нас есть био­ло­ги­че­ский уро­вень, но он дол­жен быть под­чи­нен более высо­ко­му чело­ве­че­ско­му нача­лу, кото­рое в свою оче­редь долж­но при­знать объ­ек­тив­ную зна­чи­мость прин­ци­па добра, уко­ре­нен­но­го в Твор­це все­лен­ной, Все­лен­ском разу­ме, Лого­се — Боге.

Игу­мен Вени­а­мин (Новик)
Санкт-Петербург