К 150-летию Еван­гель­ско­го движения

При­бли­жа­ет­ся 150-летие (1863–2013) Еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­ской зем­ле. В свя­зи с этим мы про­дол­жа­ем пуб­ли­ка­цию био­гра­фи­че­ских очер­ков и сви­де­тельств веру­ю­щих, посвя­тив­ших свою жизнь слу­же­нию Богу во имя Иису­са Хри­ста на Нов­го­род­чине.  
 
М.П. Мясо­едо­ва (01.04.1879 – 18.01.1961) 
«1879‑й год. Баден-Баден про­сто пре­кра­сен, – писал в ста­тье «Мария – капи­тан «Армии Спа­се­ния» в «Архив­ном вест­ни­ке» Е. Маль­ков. – На баль­нео­ло­ги­че­ском курор­те рус­ских, пожа­луй, боль­ше, чем самих хозя­ев – нем­цев. А счаст­ли­вее всех гос­по­дин Мясо­едов, вер­но­под­дан­ный Его Импе­ра­тор­ско­го Вели­че­ства, тай­ный совет­ник, член Госу­дар­ствен­но­го Сове­та. Здесь сре­ди тихих гор Шварц­валь­да, огла­си­ла кри­ком свое появ­ле­ние на свет Божий его дочь – Мария Пет­ров­на». Кто же она? Мария Пет­ров­на Мясо­едо­ва – дочь круп­но­го маг­на­та, фрей­ли­на импе­ра­тор­ско­го дво­ра, неве­ста мор­ско­го офи­це­ра, наслед­ни­ца бога­то­го состо­я­ния сво­их роди­те­лей (Мясо­едо­вы вла­де­ли име­ни­я­ми в Пен­зен­ской и Нов­го­род­ской губер­ни­ях), выпуск­ни­ца Берн­ско­го уни­вер­си­те­та (Швей­ца­рия), пре­крас­но вла­де­ла рус­ским, фран­цуз­ским, англий­ским, немец­ким язы­ка­ми. 
 
После окон­ча­ния уни­вер­си­те­та, в воз­расте 22 лет, Мария Мясо­едо­ва позна­ко­ми­лась с рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ци­ей «Армия Спа­се­ния». И вот как это про­изо­шло. Одна­жды, на ули­цах Пари­жа, Мария услы­ша­ла, что про­по­вед­ник рас­ска­зы­вал о люб­ви Хри­ста, как о доб­ром Пас­ты­ре, при­зы­ва­ю­щем к Себе и о блуд­ном сыне… Мно­го лет спу­стя она с радо­стью будет вос­по­ми­нать об этом вре­ме­ни. Но сего­дня, на ули­це, что-то тро­ну­ло ее деви­чье серд­це. 
 
«Взвол­но­ван­ная, она воз­вра­ща­лась домой. В ушах про­дол­жа­ли зву­чать сло­ва и зву­ки песен. Все вокруг, каза­лось, вто­ри­ло этим зву­кам: «Открой свое серд­це Иису­су». Дома в её душе нача­лась борь­ба, насто­я­щая буря. «Что же мне делать? Как быть? Надо решить окон­ча­тель­но, что избрать. Посту­пить так, как посту­пил тот моло­дой чело­век, о кото­ром читал про­по­вед­ник? Или уйти и боль­ше не встре­чать­ся с этой тол­пой сол­дат Армии Спа­се­ния?» Нет, утра­тить она это­го не хоте­ла… Какой-то неж­ный и лас­ко­вый голос гово­рил в ее душе: «Не откла­ды­вай, не мед­ли, при­ди к Спа­си­те­лю. Открой Ему свое серд­це, при­ми Его, и ты будешь без­мер­но счаст­ли­ва. Ты очень нуж­на Ему, не откло­няй Его зова»… Мария скло­ни­лась в молит­ве: “Нет, Гос­по­ди, не уйду от Тебя, дер­жи меня Сам, веди и управ­ляй мною”». 
 
Вско­ре Мария Пет­ров­на воз­вра­ти­лась в Рос­сию. Какое-то вре­мя про­ве­ла в име­нии Голо­дя­ев­ка Пен­зен­ской губер­нии. На родине она исполь­зо­ва­ла свои свя­зи и «…хло­по­та­ла об Армии Спа­се­ния. Была у извест­но­го в то вре­мя про­ку­ро­ра Свя­тей­ше­го Сино­да Побе­до­нос­це­ва, кото­рый отно­сил­ся к Армии Спа­се­ния отри­ца­тель­но». 
 
В 1907 году Мясо­едо­ва воз­вра­ща­ет­ся в Париж. После недол­гих раз­мыш­ле­ний она ста­но­вит­ся сол­да­том Армии Спа­се­ния. Ее зачис­ли­ли в шко­лу команд­но­го соста­ва. «Окон­чив шко­лу в Пари­же, я шесть лет рабо­та­ла во Фран­ции, – пишет Мария Пет­ров­на. – Мно­го хоро­ших, доб­рых вос­по­ми­на­ний оста­лось об этом вре­ме­ни. Была капи­та­ном в Пари­же, Бор­до, в Лон­доне и дру­гих горо­дах». 
 
В 1912 году Мясо­едо­ва вер­ну­лась на Роди­ну пред­ков. В Рос­сии ее ожи­да­ли роди­те­ли, две млад­шие сест­ры Надеж­да, Оль­га, и брат Петр. Лето Мария про­ве­ла в име­нии роди­те­лей в Тор­би­но (ныне Оку­лов­ский рай­он Нов­го­род­ской губер­нии). Име­ние нахо­ди­лось на живо­пис­ном бере­гу озе­ра Тор­би­но, по сви­де­тель­ству мест­ных исто­ри­ков, у бога­чей Мясо­едо­вых был даже свой дизель­ный катер. 
 
Совсем ещё юный капи­тан, Мария не мог­ла дол­го нахо­дить­ся без дела, и она из «име­ния езди­ла в Ленин­град, где встре­ча­лась с Фет­ле­ром в Доме Еван­ге­лия на Васи­льев­ском ост­ро­ве». 
 
Когда вре­мя при­шло воз­вра­щать­ся в Париж, Мария Мясо­едо­ва реши­ла посе­тить Петер­бург. В Доме Еван­ге­лия, при встре­че с Виль­гель­мом Андре­еви­чем Фет­ле­ром, она услы­ша­ла от него: «Раз­ве в Рос­сии мало греш­ни­ков, кото­рые нуж­да­ют­ся в про­буж­де­нии? Раз­ве рус­ский народ не нуж­да­ет­ся в про­буж­де­нии? Нет, Мария Пет­ров­на, вы не име­е­те пра­ва оста­вить Роди­ну. Вы нуж­ны здесь и Рус­ский народ ожи­да­ет Вас». 
 
С.Севастьянов«Я дол­го боро­лась и моли­лась, – пишет она в сен­тяб­ре 1957 года, – что­бы узнать волю Божию и оста­лась… А может ли быть ина­че, когда выпол­ня­ешь Волю Хри­сто­ву». С это­го вре­ме­ни (1912–1913), как запи­са­но в про­то­ко­ле допро­са, М.П. Мясо­едо­ва ста­но­вит­ся участ­ни­ком в слу­же­нии общи­ны бап­ти­стов, кото­рую воз­глав­ля­ет Фет­лер, но при этом носит мун­дир Армии Спа­се­ния и зна­ки отли­чия капи­та­на. Поз­же, по сло­вам С. Сева­стья­но­ва, Мясо­едо­ва про­дол­жит носить мун­дир, но уже без зна­ков отли­чия. 
 
В сво­ем репор­та­же под назва­ни­ем «Из ноч­леж­ки в Доме Еван­ге­лия», Ели­за­ве­та Нико­ла­ев­на Кутей­ни­ко­ва рас­ска­зы­ва­ет, как зимой 1913 года в Доме Еван­ге­лия в Санкт-Петер­бур­ге В. Фет­ле­ром была орга­ни­зо­ва­на так назы­ва­е­мая «ноч­леж­ка». В этой ста­тье она сооб­щи­ла: «Как раз око­ло это­го вре­ме­ни Гос­подь при­слал в Дом Еван­ге­лия М.П. Мясо­едо­ву, кото­рой было зна­ко­мо дело спа­се­ния поги­ба­ю­щих в тру­що­бах. Дея­тель­но при­ня­лась она за рабо­ту вме­сте с сест­рой Алек­сан­дро­вой, забо­тясь о «мень­ших бра­тьях» и настав­ляя их, как насто­я­щая мать и сест­ра». Кро­ме это­го, – пишет далее Кутей­ни­ко­ва, – Мария Пет­ров­на, запи­сы­ва­ла потря­са­ю­щие сви­де­тель­ства людей, кото­рые нахо­ди­лись в ноч­леж­ке, а так же сде­ла­ла ряд наблю­де­ний их жиз­ни. 
 
В Доме Еван­ге­лия Мария Пет­ров­на выпол­ня­ла и слу­же­ние про­по­вед­ни­ка. Она была очень энер­гич­ная жен­щи­на, душа обще­ства, поэт и изда­тель, писа­ла сти­хо­тво­ре­ния и духов­ные гим­ны. «До фев­раль­ской рево­лю­ции жила в Ленин­гра­де и в сво­ем име­нии Тор­би­но, зани­ма­лась рабо­той сест­ры мило­сер­дия и (явля­лась, – прим. авто­ра) чле­ном Сою­за бап­ти­стов». 
 
В янва­ре 1917-го уми­ра­ет отец Мясо­едо­вой: «от пере­жи­ва­ний того, что одно­фа­ми­лец, жан­дарм­ский пол­ков­ник Мясо­едов, ока­зал­ся пре­да­те­лем, и его пове­си­ли, – об этом пишет в 1958 году Сева­стья­но­ву Мария Пет­ров­на. – На него это так подей­ство­ва­ло, что он думал пере­ме­нить нашу древ­нюю дво­рян­скую фами­лию. Потом была кон­фис­ка­ция иму­ще­ства у роди­те­лей и их пере­се­ле­ние в дере­вен­скую избу». В.В. Яко­влев, пре­ста­ре­лый учи­тель исто­рии в деревне Тор­би­но, рас­ска­зал авто­ру, что огром­ный бар­ский особ­няк с цвет­ны­ми вит­ра­жа­ми сожгли в 1918 году. 
 
В лич­ном деле Мясо­едо­вой отме­че­но, что с 1917 по 1921 год она рабо­та­ла учи­тель­ни­цей в Харь­ко­ве и на Кав­ка­зе. После чего пере­еха­ла на стан­цию Оксо­чи на Нов­го­род­чи­ну к род­ной сест­ре Надеж­де. 
 
Из пись­ма чле­на Сою­за писа­те­лей Адель Ива­нов­ны Алек­се­е­вой в Нов­го­род­ский архив ста­ло извест­но, что в 1923 году Мария Пет­ров­на рабо­та­ла вос­пи­та­тель­ни­цей в дет­ском доме (коло­нии) име­ни III Интер­на­ци­о­на­ла в Малой Више­ре, Нов­го­род­ской губер­нии. Неда­ле­ко от желез­но­до­рож­ной стан­ции Мстин­ский Мост, на стан­ции Оксо­чи, где в то вре­мя жила ее соро­ка­лет­няя сест­ра Надеж­да Пет­ров­на, они часто виде­лись и обща­лись. Это были род­ные места для Мясо­едо­вых. Стан­ция Мстин­ский Мост – место рабо­ты Марии Пет­ров­ны, Оксо­чи – место житель­ства ее сест­ры Надеж­ды, и Тор­би­но – име­ние роди­те­лей, все они рас­по­ло­же­ны на одной желез­но­до­рож­ной вет­ке Петербург–Москва и нахо­дят­ся на рас­сто­я­нии 15 кило­мет­ров друг от дру­га. 
 
В анке­те, запол­нен­ной Мясо­едо­вой, ука­за­но, что она рабо­та­ла в шко­ле-коло­нии до 1925 года. С это­го вре­ме­ни она чис­ли­лась бла­го­вест­ни­цей в Доме Еван­ге­лия, хотя про­жи­ва­ла с 1927 г. в Ста­рой Рус­се. В это же вре­мя, в тече­ние око­ло двух лет, Мария Пет­ров­на полу­ча­ла жало­ва­ние от Сою­за бап­ти­стов в раз­ме­ре 25 руб­лей. На допро­се Мясо­едо­ва рас­ска­зы­ва­ла: «С июня 1927 г. я рабо­таю в Ста­ро­рус­ской общине бап­ти­стов бла­го­вест­ни­цей. Участ­вую в изда­нии жур­на­ла, изда­ва­е­мо­го под редак­ци­ей Мак­сю­тен­ко, круж­ком моло­дё­жи Ста­ро­рус­ской общи­ны». Июнь 1927 года, Ленин­град. «Празд­ник сестёр» – так его назва­ли совре­мен­ни­ки. На празд­ник съе­ха­лись сест­ры из раз­ных угол­ков Рос­сии. Были здесь и моло­дые веру­ю­щие, и те, кото­рые уже испы­та­ли гоне­ния и уни­же­ния во вре­ме­на цар­ско­го режи­ма. При­сут­ство­ва­ли и знат­ные и про­стые, еван­ге­ли­сты и бап­ти­сты, рус­ские и фин­ны, латы­ши и укра­ин­цы. Мно­гие сест­ры пели и чита­ли Сло­во Божие. Сре­ди доклад­чи­ков были Софья Ливен, Ната­лья Кру­зе и Мясо­едо­ва. Мария Пет­ров­на пред­став­ля­ла Ста­ро­рус­скую общи­ну Нов­го­род­ской губер­нии. Она про­чи­та­ла обсто­я­тель­ный доклад о рабо­те жен­щин на тему: «Дух дышит, где хочет», Он охва­тил все чело­ве­че­ство, а не одних толь­ко муж­чин. Уже в Вет­хом Заве­те Дево­ра мог­ла быть судьёй, а тем более во Хри­сте все рав­ны. Все духов­ные люди сто­я­ли за рас­кре­по­ще­ние жен­щин – Бутс, Вес­лей и дру­гие, а вели­кий апо­стол Павел не сты­дил­ся при­гла­шать к сотруд­ни­че­ству жен­щин. Нако­нец, жен­щи­ны – муче­ни­цы за Хри­ста – явля­ют­ся исто­ри­че­ски­ми лич­но­стя­ми». 
 
Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ста­ро­рус­ской общине Мария Пет­ров­на мно­го рабо­та­ла: дава­ла уро­ки ино­стран­ных язы­ков, при­ни­ма­ла самое актив­ное уча­стие в жиз­ни общи­ны, помо­га­ла изда­вать моло­дёж­ный руко­пис­ный жур­нал. Как мы видим из архив­ных мате­ри­а­лов, «Мясо­едо­ва М.П. уро­жен­ка г. Баден-Баде­на, Гер­ма­ния, рус­ская, обра­зо­ва­ние выс­шее, про­жи­ва­ю­щая в г. Ста­рая Рус­са по про­спек­ту К. Марк­са, 85, пре­по­да­ва­тель­ни­ца част­ных уро­ков ино­стран­ных язы­ков и про­по­вед­ни­ца Ста­ро­рус­ской общи­ны бап­ти­стов, орга­на­ми ОГПУ была аре­сто­ва­на 11 апре­ля 1928 года». Поста­нов­ле­ни­ем Осо­бо­го Сове­ща­ния при Кол­ле­гии ОГПУ от 28 сен­тяб­ря 1928 г. Мясо­едо­ва была заклю­че­на в конц­ла­герь на три года, срок счи­тал­ся с 11.04.1928 г., и направ­ле­на в УСЛОН ОГПУ на Солов­ки. 
 
Вме­сте с М.П. Мясо­едо­вой по ста­тье 58–10 УК РСФСР (в редак­ции 1926 г.) были осуж­де­ны Б.Н. Пав­лов — руко­во­ди­тель бап­ти­стов в Нов­го­ро­де и Г.Р. Мак­сю­тен­ко — руко­во­ди­тель моло­дё­жи общи­ны бап­ти­стов в Ста­рой Рус­се, за то, что «яко­бы про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию… созда­ва­ли жур­нал “Пер­вый луч”… и про­во­ди­ли линию рели­ги­оз­ной враж­ды», – как ука­за­но в архив­ной справ­ке от 29.10.1999 года. В дру­гом доку­мен­те упол­но­мо­чен­ный ОГПУ Мака­ров писал, что они «изда­ва­ли жур­нал для моло­дё­жи, воз­буж­дая сре­ди послед­них рели­ги­оз­ную враж­ду, инфор­ми­ро­ва­ли зару­беж о поло­же­нии в СССР, о гоне­ни­ях и при­тес­не­ни­ях бап­ти­стов в Совет­ской Рос­сии…» 
 
Через два года, как отме­че­но в архив­ных доку­мен­тах, Мясо­едо­ва была досроч­но, но, как ока­за­лось, «оши­боч­но осво­бож­де­на из УСЛОН ОГПУ и убы­ла в Ленин­град на житель­ство, 29 октяб­ря 1930 г.» Через несколь­ко меся­цев ОГПУ спо­хва­ти­лось и «ошиб­ку испра­ви­ли»: в янва­ре 1931 года Мария Мясо­едо­ва была направ­ле­на в ссыл­ку в Волог­ду сро­ком на три года. После воз­вра­ще­ния из воло­год­ских лесов у Мясо­едо­вой была сво­е­го рода корот­кая пере­дыш­ка. «В это вре­мя Мария Пет­ров­на пере­ез­жа­ет в Выш­ний Воло­чек (Твер­ская губ.) и при­со­еди­ня­ет­ся к мест­ной общине бап­ти­стов. Но 25 октяб­ря 1936 года в Выш­нем Волоч­ке аре­сто­ва­ли 30 чле­нов церк­ви, в их чис­ле и Мясо­едо­ву. Всем аре­сто­ван­ным бра­тьям и Марии Пет­ровне дали по пять лет лаге­рей, осталь­ным – по три года. 
 
«Мог­ла ли я… пред­ста­вить себе, – пишет Мясо­едо­ва сво­е­му бра­ту по вере Сева­стья­но­ву, – какие испы­та­ния веры впе­ре­ди? Восемь тюрем, кон­цен­тра­ци­он­ный тру­до­вой лагерь, Солов­ки, ссыл­ка в леса Воло­год­ской губер­нии и, нако­нец, Сибирь. Вой­на… Ски­та­лась по избам, нян­чи­ла мла­ден­цев, сте­рег­ла ого­ро­ды. Была при смер­ти…» Напом­ним чита­те­лю, что во вре­мя пер­во­го аре­ста ей уже было 48 лет. В анке­те меди­цин­ско­го обсле­до­ва­ния Мария Пет­ров­на жало­ва­лась на пло­хое зре­ние (ката­рак­ту одно­го гла­за) и серд­це­би­е­ние. 
 
У «фрей­ли­ны» в рва­ных рези­но­вых ботах и в юбке из меш­ко­ви­ны дро­жа­ли руки… «Когда меня гна­ли на допрос и втал­ки­ва­ли в сто­лы­пин­ский вагон с решёт­ка­ми или в тюрь­му, вдруг, как буд­то шёпот: “Это Я, Не бой­ся!”, – вздрог­нешь от радо­сти, кровь при­льнёт к серд­цу, и разум, как ни в чем не быва­ло, ниче­го не страш­но. Как хоро­шо, что мож­но писать о подоб­ных пере­жи­ва­ни­ях сво­им: они пони­ма­ют…» После мытар­ских ски­та­ний по дерев­ням Крас­но­яр­ско­го края в роли няни дере­вен­ских мла­ден­цев, сто­ро­жа ого­ро­дов и нищен­ской жиз­ни, она попа­да­ет в сибир­ский при­ют для пре­ста­ре­лых. Послед­ние четыр­на­дцать лет сво­ей жиз­ни, начи­ная с 1946 г., она про­ве­ла в этом доме на стан­ции с сим­во­ли­че­ским назва­ни­ем «Тупик» (в Крас­но­яр­ском крае, неда­ле­ко от Лесо­си­бир­ска и Ени­сей­ска, – прим. авто­ра). Там ее и разыс­ка­ли веру­ю­щие, сре­ди кото­рых был Сте­пан Сева­стья­нов. «Счаст­ли­вая, радост­ная… Нако­нец отпа­ла забо­та о насущ­ном хле­бе, не надо боль­ше ски­тать­ся в рва­ных рези­но­вых ботах, в юбке из меш­ко­ви­ны, слы­шать упрё­ки за непра­виль­ный уход за ребён­ком». 
 
В нояб­ре 1956 года она пишет Сева­стья­но­ву: «Я живу с восе­мью сопа­лат­ни­ца­ми… Полу­чи­ла от Гос­по­да силы уха­жи­вать за хро­ни­че­ски­ми боль­ны­ми. Иным при­хо­дит­ся про­со­вы­вать пищу из лож­ки в рот паль­ца­ми – пара­лич губ, но зубы ещё жуют. Иным надо паль­ца­ми совать пищу в глот­ку – пара­лич рта, иным – одной рукой дер­жать голо­ву, а дру­гой совать лож­ку в рот. Это пита­ние берет очень мно­го вре­ме­ни, тре­бу­ет уси­лия, тер­пе­ния, жало­сти. Наши док­то­ра удив­ля­ют­ся: на общем собра­нии боль­ни­цы мне объ­яви­ли бла­го­дар­ность. Мой воз­раст не соот­вет­ству­ет такой рабо­те, но “сила моя совер­ша­ет­ся в немо­щи”, – эти Боже­ствен­ные сло­ва для них — тай­на». 
 
В октяб­ре 1960 г., чув­ствуя бли­зость кон­ца, она писа­ла: «Нема­лое горе для меня, что не могу само­сто­я­тель­но читать Сло­во Божие. В этом боль­шой ущерб для души… Дни мои сочте­ны. Ско­ро и моя оче­редь. Орга­низм мой как море: при­ли­вы и отли­вы. Тени смер­ти все при­бли­жа­ют­ся, и все зем­ное отхо­дит от меня». В кон­це янва­ря 1961 г. Сева­стья­но­ву при­шла весточ­ка из Крас­но­яр­ско­го края: «Сооб­щаю Вам, что Ваша сест­ра Мария Пет­ров­на Мясо­едо­ва умер­ла 18 янва­ря 1961 г. в три часа дня. Ста­ро­ста Бон­да­рен­ко». После похо­рон ста­ро­ста при­сла­ла пись­мо с опи­са­ни­ем послед­них минут жиз­ни Мясо­едо­вой. «Она умер­ла в пол­ном созна­нии. Поку­ша­ла, пожа­ла руку Щетин­ки­ной Надеж­де Нико­ла­евне (она ее кор­ми­ла и уха­жи­ва­ла за ней), тихо усну­ла и не просну­лась. Похо­ро­ни­ли мы ее на нашем инва­лид­ном клад­би­ще». Мария Пет­ров­на про­жи­ла уди­ви­тель­но дол­гую – 82 года, труд­ную и в тоже вре­мя напол­нен­ную смыс­лом жизнь, была сви­де­те­лем важ­ней­ших собы­тий века. 
 
Для нее «застой бла­го­по­лу­чия был вре­ден. Но когда при­хо­ди­ла беда, я ощу­ща­ла при­лив той жиз­ни души, кото­рая не от мира сего; той бли­зо­сти Хри­сто­вой, кото­рая и потом вспо­ми­на­ет­ся с насла­жде­ни­ем. Дума­ет­ся, что непло­хо было бы опять пере­жить испы­та­ния». 
 
На осно­ва­нии ука­за Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Сове­та СССР от 16 янва­ря 1989 г. «О допол­ни­тель­ных мерах по вос­ста­нов­ле­нию спра­вед­ли­во­сти в отно­ше­нии жертв репрес­сий, имев­ших место в пери­од 30–40‑х и нача­ла 50‑х годов», 12 мая 1989 года, по заклю­че­нию про­ку­ро­ра Нов­го­род­ской обла­сти, Мария Пет­ров­на Мясо­едо­ва была реа­би­ли­ти­ро­ва­на. 
 
Из кни­ги А.И.Корабель «Via sacra. Свя­той путь.»