На шестом Всероссийском съезде евангельских христиан, состоявшемся в Петрограде с 12 по 18 октября 1919 года, по адресу: Литейный проспект 33, было достигнуто соглашение с присутствовавшими на нем представителями баптистов П.В. Павловым и И.Н. Шиловым об образовании «Временного Всероссийского общего Совета евангельских христиан и баптистов». В статье «Об истинном единстве» Проханов объяснял: «Единство должно быть не плотское, а духовное, не человеческое, а Божие… Объединение должно начаться с верхов (руководителей). Власть имущим, руководителям народов и обществ труднее всего объединяться, но если они объединятся, то объединятся их народы и общества. Поэтому нужно, чтобы руководители Союзов и общин прежде всего прониклись желанием единства, и тогда будет всеобщее единство… Истинное единство не обезличивает соединяющихся, т. е. не уничтожает духовных особенностей обоих Союзов, а только правильно сочетает их. Единство в Боге несокрушимо».
Съезд выработал проект положения о Временном совете. Его первое заседание, состоявшееся в январе 1920 года, приняло решение: «Во исполнение желания Спасителя мира о единстве детей Божиих и для блага всего дела Божия в России, призвать всех верующих, как евангельских христиан, так и баптистов в нашей стране, напрячь все усилия, чтобы достигнуть в будущем слияния двух течений в одно, и двух союзов в один союз».
«Решения Соединительного совещания получают силу по утверждении их советами или собраниями обеих общин. Обе общины… выражают пожелание, чтобы общий или Соединительный совет был создан в скорейшем времени… Все возражения против создания такого Объединенного совещания, или Общего совета, мы считаем совершенно не основательными».
С 19 по 24 января 1920 года, по адресу: Литейный проспект 33, состоялось первое совещание Временного всероссийского общего совета, в котором приняли участие десять человек. От ВСЕХ (Всероссийский Союз Евангельских Христиан) выступили – И.С. Проханов, Г.М. Матвеев, К.П. Петров, П.С. Капалыгин и М.А. Орлов; союз баптистов представляли П.В. Павлов, И.Н. Шилов, И.В. Сиротин, Г.Г. Яухиайнен и В.Г. Мелис. Участники совещания с молитвой обсуждали вопрос о единстве евангельского и баптистского братства в России. В результате участники совещания приняли постановление, в котором говорилось: «Учредить Постоянное соединенное совещание или общий Совет… Это соглашение действительно до 1 января 1922 года».
Первостепенной задачей Общего Совета являлся созыв всероссийского съезда евангельских и баптистских церквей в Москве, который и наметили провести с 27 мая по 6 июня 1920 г.
В майском номере «Братского Союза» Общий Совет обратился к делегатам съезда со следующими пожеланиями: «Мы уверенны, что вы осознаете всю важность работы предстоящего съезда. От его успеха зависит расцвет великого евангельского движения в России. Его неудача может затормозить и отразиться самым печальным образом на всем движении. На вас лежит великая ответственность перед Господом, который и может помочь вам исполнить ваш долг перед Ним».
1 июня 1920 г. 23‑й съезд баптистов в полном составе прибыл на проходивший в это же время 7‑й Всероссийский съезд евангельских христиан с заявлением, что «в догматических вопросах, в образе жизни и поведении баптистов и евангельских христиан нет существенных различий», предложил осуществить слияние союзов с названием «евангельские христиане-баптисты», а делегаты Евангельских Христиан предложили название: «евангельские христиане, крещенные по вере».
На совместном заседании 3 июня, председатель объявил о том, что слияние двух союзов состоялось. Присутствующие приветствовали друг друга со слезами радости. После молитвы Павлова все присутствующие взявшись за руки, спели духовный гимн «За евангельскую веру».
В течение двух дней руководители союзов и расширенные президиумы вели совещательные переговоры. Однако после длительных дебатов, выяснилось, что радоваться было еще слишком рано, именно «власть имущим, руководителям народов и обществ труднее всего объединяться». В этот раз делегаты разъехались по церквам опечаленными.
На Всероссийском съезде Евангельских христиан и баптистов, состоявшемся в г. Москве, от Новгородской губернии присутствовали: А.Г. Кузнецов – Шимская община, К.Х. Гравинский – Союз Новгородских латышских общин, М.К. Дрямин – Никольская (Ермолино) община «Табор».
Выслушав отчет делегатов о состоянии дела Божьего на местах и о работе союзных благовестников М.К. Дрямина, В.Г. Мелиса, К. Гартвига, Т. Андреева, М.М. Шишкина, Н.Ф. Сиротина и Яухиайнена, съезд единодушно принял решение: «Заслушав доклады с мест и отчет благовестников, съезд устанавливает, что общее состояние общин в духовном отношении довольно удовлетворительно, отмечается повсеместное сильное духовное пробуждение, наряду с наблюдающимся голодом на Святое Писание и духовную литературу. Замечается большое требование на присылку благовестников. Довольно враждебное отношение со стороны православного духовенства к евангельскому движению, стеснение религиозной свободы местной властью в некоторых местах, хотя в общем отношение властей терпимое.
Съезд постановил: принять все меры к поднятию духовного уровня в общинах и удовлетворению духовного голода как печатными духовными произведениями, так и посылкой благовестников, и обратиться к правительству с указанием на недопустимость действий местных властей по отношению религиозной свободы евангельских баптистских общин и их отдельных представителей». На этом же съезде был избран совет Союза. В совет Союза баптистов открытым голосованием единогласно были избраны: М.М. Шишкин, К.Х. Гравинский (латыш из Новгорода, – прим. автора), Г.С. Мороков, Н.В. Колесников, Р.Д. Хомяк, З.Я. Павленко, Г.Г. Яухиайнен, Клаусниц, П.И. Малин, В.А. Бурмистров, М.И. Голяев, В.П. Степанов, И.К. Вязовский, В.И. Колесников, А.Г. Алехин, Д.И. Мазаев, И.К. Савельев, Кобенков, Г.Д. Жулин и Д.А. Правоверов.
Ввиду того, что евангелисты и баптисты имели схожие вероучения, поместные церкви и объединения евангельских и баптистских церквей на Новгородской земле во многих местах уже совершали совместный духовный труд, буквально исполняя слова Христа «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17,21). Еще в 1907 году, в письме Проханову, проповедник Кузьмин из Новгорода с великой радостью сообщал: «В течение 18 дней я посетил 10 деревень, где прошло 18 общений. Со мною посещал собрания хор братьев и сестер из латышей… с братом Путихон, наставником баптистов латышей, который хорошо переводит с русского на латышский и немецкий». Явно не дожидаясь принятия итоговых документов и решений от руководителей, на региональном уровне христиане активно продолжали трудиться и предпринимать практические шаги к объединению.
21 августа 1920 г. Церковь Евангельских Христиан станции Шимск подала прошение в Новгородский Губернский Исполнительный Комитет.
«Постановлением общего собрания Евангельских Христиан Шимской общины от 27 июня с/г., назначено провести губернский Съезд Евангельских Христиан и баптистов в доме гражданина Михаила Ивановича Волкова в станции Шимск, для обсуждения на месте вопросов поименованных в прилагаемой программе». На Съезд приглашаются представители от общин Евангельских Христиан и Баптистов, существующих в пределах Новгородской губернии по два представителя от общины, имеющей 20 и более членов, и по одному от общины, имеющей менее 20 членов.
Вследствие выше изложенного и на основании Конституции Советской Республики ст.12 и Декрета об отделении церкви от государства ст. второй, Шимская Община ходатайствует перед Новгородским Губернским Исполнительным Комитетом, о разрешении провести губернский Съезд Евангельских Христиан и Баптистов, который назначен на время с 13-го октября по 18‑е сего года.
О последующем распоряжении Община просит уведомлением через Шимский Волостной Исполком.
Председатель подпись А.Г. Кузнецов
Тов. Председателя подпись Ив.Ив. Санин
Члены подпись М. Хепин
Секретарь подпись».
«Программа Новгородского Губернского Съезда Евангельских Христиан и Баптистов назначенного в Шимске с 13 по 18 октября 1920 г.
1. Выработка взаимных между общинами соглашений к более тесному сближению между собою духовно и практически.
2. Обмен проповедниками.
3. Постановка дела по улучшению хорового пения в общинах.
4. Выбор Губернского проповедника Евангельских Христиан и Баптистов.
5. Организация Губернского Совета Евангельских Христиан и Баптистов.
6. Социальная помощь беднейшим братьям и сестрам общин Евангельских Христиан и баптистов.
7. Политические вопросы на съезде не подлежат обсуждению.
Председатель общины подпись А.Г.Кузнецов
Тов. Председателя подпись Ив.Ив.Санин
Члены подпись М.Хепин
Секретарь подпись».
Община получила положительный ответ 30 августа 1920 года за № 3094, и осенью провела благословенный съезд Новгородских объединений. После губернского съезда общины Новгородчины начали реализацию пунктов программы, принятой на съезде.
В конце 1921 года Новгородский губернский церковно-ликвидационный подотдел сообщал в Народный Комиссариат Юстиции: евангельские христиане-баптисты в Новгороде и Старой Руссе; латышские баптистские общины — среди колонистов латышей, близ поселка Шимск и в г. Новгороде и христиане адвентисты 7‑го дня в г. Новгороде. Приблизительная численность общин: евангельских христиан-баптистов до 3000 человек, латышей-баптистов до 2000 человек и христиан-адвентистов около 500. Успех музыкального служения у латышей (организация хоров и оркестров) побудил принять решение организовать музыкально-певческие курсы. Получив благословение от служителей братства, латыш, по имени Зиверт Август из Люболяд (под Новгородом), организовывает регентские курсы, а его сын обучает верующих братьев кузнечному делу. А. Зиверт очень часто посещал Шимск, его знали все, и всегда собирались, чтобы послушать известного в Новгороде, Шимске, Старой Руссе и других общинах пастора-проповедника. Вот почему регентские курсы посещали не только шимские верующие, но и верующие из других церквей. Регентские курсы закончили: Лаптев Василий Петрович, Волков Михаил Иванович, Левкин Василий Власович, Спиридонов Георгий Никитич и многие другие. Курсы посещала и десятилетняя тогда Левкина Екатерина Васильевна, в последующие годы ревностная христианка и участница многих ответственных событий.
В 1925 году с 10 по 13 декабря с разрешения начальника местной милиции в с. Дубровка, близ Люболяд, прошел Губернский съезд Латышского Союза баптистов, хотя сами руководители в своих объяснительных записках в органы ГПУ обозначили его как «годичный праздник». На Съезде были представлены «отчеты» на темы: «Как укрепляется духовная жизнь верующих евангелистов» и «Прогрессирует ли религиозное чувство в других общинах или замедляется?» На этот «праздник» приехали представители 16 общин.
1. Бугровская община представлена целым списком делегатов.
2. Лажинская община – Э. Букапор,
3. Кунинская – Ж. Фридрихсон,
4. Новгородская – Н. Денов,
5. Таборская – А. Бордыньи, М. Копшталь,
6. Люболядская – Э. Денов, Л. Витоль,
7. Дубровская – Ф. Лепа, Э. Зупинь,
8. Куринская (Ленинград) – П. Стрейман,
9. Кречновская – Р. Спайле,
10. Теремецкая – М. Штекерев,
11. Карповская – О. Калнынь,
12. Коломовская – Э. Пуке,
13. Майкошевская – Ф. Зауль,
14. Любенская – М. Сунайт,
15. Ленинградская – Л. Аржелас,
16. Трисвятская – Я. Зедин, А.Ф Огуль
Организатор Калнынь Ю.К., руководитель Губернского Съезда Гравинский К.Х.
Зам. начальника Новгородского ГПУ Мудров тут же просит ГУБАДМИН ОТДЕЛ вызвать «Гравинского и затребовать с него объяснения…»: «НОВГООГПУ еще раз просит Вас дать зависящие распоряжения и указания по всем религиозным организациям, что никакие губернские, уездные и районные Съезды, конференции и т.д. не могут быть созываемы без соответствующего разрешения ГАО (Губернский Административный Отдел). Уездные же милиции и ВИКи самостоятельно таковых разрешений не должны выдавать». Далее сообщается: «Сектанты действуют весьма хитро, устраивая в волостях, подальше от центров, разные «годовые праздники» и пользуясь неосведомленностью милиции, получая разрешение, проводят свои Съезды и т. д. В дальнейшем необходимо, во что бы то ни стало изжить эти явления. На это устройство Съездов под видом праздников необходимо указать в разъяснении».
Карл Христофорович Гравинский – член церкви с 1879 года, председатель Новгородского Союза баптистов и активный член Совета общины «Табор». В 1926 году, в Административном отделе Гравинский сообщал: «…Союз существовал при царизме и, кроме того, избран на съезде в 1918 году в Дубровской общине». В августе 1926 года в ОГПУ сообщалось, что Союз был официально закрыт, «и от такового отобрана печать и штамп». Канцелярия Союза находилась в здании общины «Табор». Новгородские баптисты входили в Северный Союз с центром в Ленинграде на Васильевском острове в «Доме Евангелия».
В письме от 5 июня 1926 года, за подписью заместителя начальника милиции Новгородского уезда, сообщалось: «При сем препровождается переписка по обвинению проповедника Союза баптистов Леварт Ивана Яковлевича в проведении проповедей в районе Спасско-Полистской волости без регистрации в местных органах власти…».
Герман Фрицевич Тилюк – принял крещение в 1908 году, был проповедником и регентом Церковного хора общины «Табор» и членом совета Общины, секретарем Новгородского Союза баптистов. Одна из свидетельниц этого времени вспоминала: «Когда я еще была девочкой, помню, они ездили по деревням и агитировали население принимать их баптистскую веру, распространяли баптистскую литературу. Это относится примерно к 1926–1927 годам. В последние годы они, баптисты, не стали заниматься агитацией, а посещали молельню в деревне Ермолино, которая была примерно до 1934 года, а затем была закрыта».
«Я перечитывал списки латышей-переселенцев и увидел много знакомых имен, – обьясняет Я.Э. Шмидтс, президент Союза ЕХБ Латвии. – Это, например, латыш Николай Дробышевский. Вместе с братом они жили в Новгороде. Я познакомился с ним, когда сам был подростком. Брат Дробышевский стал духовным отцом для меня и моих друзей. Он не мог проповедовать без того, чтобы не держать в руках платка: слезы лились у него из глаз, когда он говорил о Господе. В сибирской ссылке он потерял здоровье, но любил Господа всею душою! Второй брат, который особенно дорог мне, епископ Новгородских церквей Юлий Калнынь. Его тоже сослали в Сибирь на 10 лет. Я мог бы назвать и другие имена – это герои веры!»