150 лет – Идея Единства

На шестом Все­рос­сий­ском съез­де еван­гель­ских хри­сти­ан, состо­яв­шем­ся в Пет­ро­гра­де с 12 по 18 октяб­ря 1919 года, по адре­су: Литей­ный про­спект 33, было достиг­ну­то согла­ше­ние с при­сут­ство­вав­ши­ми на нем пред­ста­ви­те­ля­ми бап­ти­стов П.В. Пав­ло­вым и И.Н. Шило­вым об обра­зо­ва­нии «Вре­мен­но­го Все­рос­сий­ско­го обще­го Сове­та еван­гель­ских хри­сти­ан и бап­ти­стов». В ста­тье «Об истин­ном един­стве» Про­ха­нов объ­яс­нял: «Един­ство долж­но быть не плот­ское, а духов­ное, не чело­ве­че­ское, а Божие… Объ­еди­не­ние долж­но начать­ся с вер­хов (руко­во­ди­те­лей). Власть иму­щим, руко­во­ди­те­лям наро­дов и обществ труд­нее все­го объ­еди­нять­ся, но если они объ­еди­нят­ся, то объ­еди­нят­ся их наро­ды и обще­ства. Поэто­му нуж­но, что­бы руко­во­ди­те­ли Сою­зов и общин преж­де все­го про­ник­лись жела­ни­ем един­ства, и тогда будет все­об­щее един­ство… Истин­ное един­ство не обез­ли­чи­ва­ет соеди­ня­ю­щих­ся, т. е. не уни­что­жа­ет духов­ных осо­бен­но­стей обо­их Сою­зов, а толь­ко пра­виль­но соче­та­ет их. Един­ство в Боге несо­кру­ши­мо». 
 
Съезд выра­бо­тал про­ект поло­же­ния о Вре­мен­ном сове­те. Его пер­вое засе­да­ние, состо­яв­ше­е­ся в янва­ре 1920 года, при­ня­ло реше­ние: «Во испол­не­ние жела­ния Спа­си­те­ля мира о един­стве детей Божи­их и для бла­га все­го дела Божия в Рос­сии, при­звать всех веру­ю­щих, как еван­гель­ских хри­сти­ан, так и бап­ти­стов в нашей стране, напрячь все уси­лия, что­бы достиг­нуть в буду­щем сли­я­ния двух тече­ний в одно, и двух сою­зов в один союз». 
 
«Реше­ния Соеди­ни­тель­но­го сове­ща­ния полу­ча­ют силу по утвер­жде­нии их сове­та­ми или собра­ни­я­ми обе­их общин. Обе общи­ны… выра­жа­ют поже­ла­ние, что­бы общий или Соеди­ни­тель­ный совет был создан в ско­рей­шем вре­ме­ни… Все воз­ра­же­ния про­тив созда­ния тако­го Объ­еди­нен­но­го сове­ща­ния, или Обще­го сове­та, мы счи­та­ем совер­шен­но не осно­ва­тель­ны­ми». 
 
С 19 по 24 янва­ря 1920 года, по адре­су: Литей­ный про­спект 33, состо­я­лось пер­вое сове­ща­ние Вре­мен­но­го все­рос­сий­ско­го обще­го сове­та, в кото­ром при­ня­ли уча­стие десять чело­век. От ВСЕХ (Все­рос­сий­ский Союз Еван­гель­ских Хри­сти­ан) высту­пи­ли – И.С. Про­ха­нов, Г.М. Мат­ве­ев, К.П. Пет­ров, П.С. Капа­лы­гин и М.А. Орлов; союз бап­ти­стов пред­став­ля­ли П.В. Пав­лов, И.Н. Шилов, И.В. Сиро­тин, Г.Г. Яухи­ай­нен и В.Г. Мелис. Участ­ни­ки сове­ща­ния с молит­вой обсуж­да­ли вопрос о един­стве еван­гель­ско­го и бап­тист­ско­го брат­ства в Рос­сии. В резуль­та­те участ­ни­ки сове­ща­ния при­ня­ли поста­нов­ле­ние, в кото­ром гово­ри­лось: «Учре­дить Посто­ян­ное соеди­нен­ное сове­ща­ние или общий Совет… Это согла­ше­ние дей­стви­тель­но до 1 янва­ря 1922 года». 
 
Пер­во­сте­пен­ной зада­чей Обще­го Сове­та являл­ся созыв все­рос­сий­ско­го съез­да еван­гель­ских и бап­тист­ских церк­вей в Москве, кото­рый и наме­ти­ли про­ве­сти с 27 мая по 6 июня 1920 г. 
 
В май­ском номе­ре «Брат­ско­го Сою­за» Общий Совет обра­тил­ся к деле­га­там съез­да со сле­ду­ю­щи­ми поже­ла­ни­я­ми: «Мы уве­рен­ны, что вы осо­зна­е­те всю важ­ность рабо­ты пред­сто­я­ще­го съез­да. От его успе­ха зави­сит рас­цвет вели­ко­го еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии. Его неуда­ча может затор­мо­зить и отра­зить­ся самым печаль­ным обра­зом на всем дви­же­нии. На вас лежит вели­кая ответ­ствен­ность перед Гос­по­дом, кото­рый и может помочь вам испол­нить ваш долг перед Ним». 
 
1 июня 1920 г. 23‑й съезд бап­ти­стов в пол­ном соста­ве при­был на про­хо­див­ший в это же вре­мя 7‑й Все­рос­сий­ский съезд еван­гель­ских хри­сти­ан с заяв­ле­ни­ем, что «в дог­ма­ти­че­ских вопро­сах, в обра­зе жиз­ни и пове­де­нии бап­ти­стов и еван­гель­ских хри­сти­ан нет суще­ствен­ных раз­ли­чий», пред­ло­жил осу­ще­ствить сли­я­ние сою­зов с назва­ни­ем «еван­гель­ские хри­сти­ане-бап­ти­сты», а деле­га­ты Еван­гель­ских Хри­сти­ан пред­ло­жи­ли назва­ние: «еван­гель­ские хри­сти­ане, кре­щен­ные по вере». 
 
На сов­мест­ном засе­да­нии 3 июня, пред­се­да­тель объ­явил о том, что сли­я­ние двух сою­зов состо­я­лось. При­сут­ству­ю­щие при­вет­ство­ва­ли друг дру­га со сле­за­ми радо­сти. После молит­вы Пав­ло­ва все при­сут­ству­ю­щие взяв­шись за руки, спе­ли духов­ный гимн «За еван­гель­скую веру». 
 
В тече­ние двух дней руко­во­ди­те­ли сою­зов и рас­ши­рен­ные пре­зи­ди­у­мы вели сове­ща­тель­ные пере­го­во­ры. Одна­ко после дли­тель­ных деба­тов, выяс­ни­лось, что радо­вать­ся было еще слиш­ком рано, имен­но «власть иму­щим, руко­во­ди­те­лям наро­дов и обществ труд­нее все­го объ­еди­нять­ся». В этот раз деле­га­ты разъ­е­ха­лись по церк­вам опе­ча­лен­ны­ми. 
 
На Все­рос­сий­ском съез­де Еван­гель­ских хри­сти­ан и бап­ти­стов, состо­яв­шем­ся в г. Москве, от Нов­го­род­ской губер­нии при­сут­ство­ва­ли: А.Г. Куз­не­цов – Шим­ская общи­на, К.Х. Гра­вин­ский – Союз Нов­го­род­ских латыш­ских общин, М.К. Дря­мин – Николь­ская (Ермо­ли­но) общи­на «Табор». 
 
Выслу­шав отчет деле­га­тов о состо­я­нии дела Божье­го на местах и о рабо­те союз­ных бла­го­вест­ни­ков М.К. Дря­ми­на, В.Г. Мели­са, К. Гарт­ви­га, Т. Андре­ева, М.М. Шиш­ки­на, Н.Ф. Сиро­ти­на и Яухи­ай­не­на, съезд еди­но­душ­но при­нял реше­ние: «Заслу­шав докла­ды с мест и отчет бла­го­вест­ни­ков, съезд уста­нав­ли­ва­ет, что общее состо­я­ние общин в духов­ном отно­ше­нии доволь­но удо­вле­тво­ри­тель­но, отме­ча­ет­ся повсе­мест­ное силь­ное духов­ное про­буж­де­ние, наря­ду с наблю­да­ю­щим­ся голо­дом на Свя­тое Писа­ние и духов­ную лите­ра­ту­ру. Заме­ча­ет­ся боль­шое тре­бо­ва­ние на при­сыл­ку бла­го­вест­ни­ков. Доволь­но враж­деб­ное отно­ше­ние со сто­ро­ны пра­во­слав­но­го духо­вен­ства к еван­гель­ско­му дви­же­нию, стес­не­ние рели­ги­оз­ной сво­бо­ды мест­ной вла­стью в неко­то­рых местах, хотя в общем отно­ше­ние вла­стей тер­пи­мое. 
 
Съезд поста­но­вил: при­нять все меры к под­ня­тию духов­но­го уров­ня в общи­нах и удо­вле­тво­ре­нию духов­но­го голо­да как печат­ны­ми духов­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми, так и посыл­кой бла­го­вест­ни­ков, и обра­тить­ся к пра­ви­тель­ству с ука­за­ни­ем на недо­пу­сти­мость дей­ствий мест­ных вла­стей по отно­ше­нию рели­ги­оз­ной сво­бо­ды еван­гель­ских бап­тист­ских общин и их отдель­ных пред­ста­ви­те­лей». На этом же съез­де был избран совет Сою­за. В совет Сою­за бап­ти­стов откры­тым голо­со­ва­ни­ем еди­но­глас­но были избра­ны: М.М. Шиш­кин, К.Х. Гра­вин­ский (латыш из Нов­го­ро­да, – прим. авто­ра), Г.С. Моро­ков, Н.В. Колес­ни­ков, Р.Д. Хомяк, З.Я. Пав­лен­ко, Г.Г. Яухи­ай­нен, Клаус­ниц, П.И. Малин, В.А. Бур­ми­ст­ров, М.И. Голя­ев, В.П. Сте­па­нов, И.К. Вязов­ский, В.И. Колес­ни­ков, А.Г. Але­хин, Д.И. Маза­ев, И.К. Саве­льев, Кобен­ков, Г.Д. Жулин и Д.А. Пра­во­ве­ров. 
 
Вви­ду того, что еван­ге­ли­сты и бап­ти­сты име­ли схо­жие веро­уче­ния, помест­ные церк­ви и объ­еди­не­ния еван­гель­ских и бап­тист­ских церк­вей на Нов­го­род­ской зем­ле во мно­гих местах уже совер­ша­ли сов­мест­ный духов­ный труд, бук­валь­но испол­няя сло­ва Хри­ста «Да будут все еди­но, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас еди­но, – да уве­ру­ет мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17,21). Еще в 1907 году, в пись­ме Про­ха­но­ву, про­по­вед­ник Кузь­мин из Нов­го­ро­да с вели­кой радо­стью сооб­щал: «В тече­ние 18 дней я посе­тил 10 дере­вень, где про­шло 18 обще­ний. Со мною посе­щал собра­ния хор бра­тьев и сестер из латы­шей… с бра­том Пути­хон, настав­ни­ком бап­ти­стов латы­шей, кото­рый хоро­шо пере­во­дит с рус­ско­го на латыш­ский и немец­кий». Явно не дожи­да­ясь при­ня­тия ито­го­вых доку­мен­тов и реше­ний от руко­во­ди­те­лей, на реги­о­наль­ном уровне хри­сти­ане актив­но про­дол­жа­ли тру­дить­ся и пред­при­ни­мать прак­ти­че­ские шаги к объ­еди­не­нию. 
 
00521 авгу­ста 1920 г. Цер­ковь Еван­гель­ских Хри­сти­ан стан­ции Шимск пода­ла про­ше­ние в Нов­го­род­ский Губерн­ский Испол­ни­тель­ный Коми­тет. 
 
«Поста­нов­ле­ни­ем обще­го собра­ния Еван­гель­ских Хри­сти­ан Шим­ской общи­ны от 27 июня с/г., назна­че­но про­ве­сти губерн­ский Съезд Еван­гель­ских Хри­сти­ан и бап­ти­стов в доме граж­да­ни­на Миха­и­ла Ива­но­ви­ча Вол­ко­ва в стан­ции Шимск, для обсуж­де­ния на месте вопро­сов поиме­но­ван­ных в при­ла­га­е­мой про­грам­ме». На Съезд при­гла­ша­ют­ся пред­ста­ви­те­ли от общин Еван­гель­ских Хри­сти­ан и Бап­ти­стов, суще­ству­ю­щих в пре­де­лах Нов­го­род­ской губер­нии по два пред­ста­ви­те­ля от общи­ны, име­ю­щей 20 и более чле­нов, и по одно­му от общи­ны, име­ю­щей менее 20 чле­нов. 
 
Вслед­ствие выше изло­жен­но­го и на осно­ва­нии Кон­сти­ту­ции Совет­ской Рес­пуб­ли­ки ст.12 и Декре­та об отде­ле­нии церк­ви от госу­дар­ства ст. вто­рой, Шим­ская Общи­на хода­тай­ству­ет перед Нов­го­род­ским Губерн­ским Испол­ни­тель­ным Коми­те­том, о раз­ре­ше­нии про­ве­сти губерн­ский Съезд Еван­гель­ских Хри­сти­ан и Бап­ти­стов, кото­рый назна­чен на вре­мя с 13-го октяб­ря по 18‑е сего года. 
 
О после­ду­ю­щем рас­по­ря­же­нии Общи­на про­сит уве­дом­ле­ни­ем через Шим­ский Волост­ной Испол­ком. 
 
Пред­се­да­тель под­пись А.Г. Куз­не­цов 
Тов. Пред­се­да­те­ля под­пись Ив.Ив. Санин 
Чле­ны под­пись М. Хепин 
Сек­ре­тарь под­пись». 
 
«Про­грам­ма Нов­го­род­ско­го Губерн­ско­го Съез­да Еван­гель­ских Хри­сти­ан и Бап­ти­стов назна­чен­но­го в Шим­ске с 13 по 18 октяб­ря 1920 г. 
 
1. Выра­бот­ка вза­им­ных меж­ду общи­на­ми согла­ше­ний к более тес­но­му сбли­же­нию меж­ду собою духов­но и прак­ти­че­ски. 
2. Обмен про­по­вед­ни­ка­ми. 
3. Поста­нов­ка дела по улуч­ше­нию хоро­во­го пения в общи­нах. 
4. Выбор Губерн­ско­го про­по­вед­ни­ка Еван­гель­ских Хри­сти­ан и Бап­ти­стов. 
5. Орга­ни­за­ция Губерн­ско­го Сове­та Еван­гель­ских Хри­сти­ан и Бап­ти­стов. 
6. Соци­аль­ная помощь бед­ней­шим бра­тьям и сест­рам общин Еван­гель­ских Хри­сти­ан и бап­ти­стов. 
7. Поли­ти­че­ские вопро­сы на съез­де не под­ле­жат обсуж­де­нию. 
 
Пред­се­да­тель общи­ны под­пись А.Г.Кузнецов 
Тов. Пред­се­да­те­ля под­пись Ив.Ив.Санин 
Чле­ны под­пись М.Хепин 
Сек­ре­тарь под­пись». 
 
Общи­на полу­чи­ла поло­жи­тель­ный ответ 30 авгу­ста 1920 года за № 3094, и осе­нью про­ве­ла бла­го­сло­вен­ный съезд Нов­го­род­ских объ­еди­не­ний. После губерн­ско­го съез­да общи­ны Нов­го­род­чи­ны нача­ли реа­ли­за­цию пунк­тов про­грам­мы, при­ня­той на съез­де. 
 
В кон­це 1921 года Нов­го­род­ский губерн­ский цер­ков­но-лик­ви­да­ци­он­ный под­от­дел сооб­щал в Народ­ный Комис­са­ри­ат Юсти­ции: еван­гель­ские хри­сти­ане-бап­ти­сты в Нов­го­ро­де и Ста­рой Рус­се; латыш­ские бап­тист­ские общи­ны — сре­ди коло­ни­стов латы­шей, близ посел­ка Шимск и в г. Нов­го­ро­де и хри­сти­ане адвен­ти­сты 7‑го дня в г. Нов­го­ро­де. При­бли­зи­тель­ная чис­лен­ность общин: еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов до 3000 чело­век, латы­шей-бап­ти­стов до 2000 чело­век и хри­сти­ан-адвен­ти­стов око­ло 500. Успех музы­каль­но­го слу­же­ния у латы­шей (орга­ни­за­ция хоров и оркест­ров) побу­дил при­нять реше­ние орга­ни­зо­вать музы­каль­но-пев­че­ские кур­сы. Полу­чив бла­го­сло­ве­ние от слу­жи­те­лей брат­ства, латыш, по име­ни Зиверт Август из Любо­ляд (под Нов­го­ро­дом), орга­ни­зо­вы­ва­ет регент­ские кур­сы, а его сын обу­ча­ет веру­ю­щих бра­тьев куз­неч­но­му делу. А. Зиверт очень часто посе­щал Шимск, его зна­ли все, и все­гда соби­ра­лись, что­бы послу­шать извест­но­го в Нов­го­ро­де, Шим­ске, Ста­рой Рус­се и дру­гих общи­нах пас­то­ра-про­по­вед­ни­ка. Вот поче­му регент­ские кур­сы посе­ща­ли не толь­ко шим­ские веру­ю­щие, но и веру­ю­щие из дру­гих церк­вей. Регент­ские кур­сы закон­чи­ли: Лап­тев Васи­лий Пет­ро­вич, Вол­ков Миха­ил Ива­но­вич, Лев­кин Васи­лий Вла­со­вич, Спи­ри­до­нов Геор­гий Ники­тич и мно­гие дру­гие. Кур­сы посе­ща­ла и деся­ти­лет­няя тогда Лев­ки­на Ека­те­ри­на Васи­льев­на, в после­ду­ю­щие годы рев­ност­ная хри­сти­ан­ка и участ­ни­ца мно­гих ответ­ствен­ных собы­тий. 
 
006В 1925 году с 10 по 13 декаб­ря с раз­ре­ше­ния началь­ни­ка мест­ной мили­ции в с. Дуб­ров­ка, близ Любо­ляд, про­шел Губерн­ский съезд Латыш­ско­го Сою­за бап­ти­стов, хотя сами руко­во­ди­те­ли в сво­их объ­яс­ни­тель­ных запис­ках в орга­ны ГПУ обо­зна­чи­ли его как «годич­ный празд­ник». На Съез­де были пред­став­ле­ны «отче­ты» на темы: «Как укреп­ля­ет­ся духов­ная жизнь веру­ю­щих еван­ге­ли­стов» и «Про­грес­си­ру­ет ли рели­ги­оз­ное чув­ство в дру­гих общи­нах или замед­ля­ет­ся?» На этот «празд­ник» при­е­ха­ли пред­ста­ви­те­ли 16 общин. 
 
1. Буг­ров­ская общи­на пред­став­ле­на целым спис­ком деле­га­тов. 
2. Лажин­ская общи­на – Э. Бука­пор, 
3. Кунин­ская – Ж. Фри­дрих­сон, 
4. Нов­го­род­ская – Н. Денов, 
5. Табор­ская – А. Бор­ды­ньи, М. Коп­шталь, 
6. Любо­ляд­ская – Э. Денов, Л. Витоль, 
7. Дуб­ров­ская – Ф. Лепа, Э. Зупинь, 
8. Курин­ская (Ленин­град) – П. Стрей­ман, 
9. Креч­нов­ская – Р. Спай­ле, 
10. Тере­мец­кая – М. Ште­ке­рев, 
11. Кар­по­в­ская – О. Кал­нынь, 
12. Коло­мов­ская – Э. Пуке, 
13. Май­ко­шев­ская – Ф. Зауль, 
14. Любен­ская – М. Сунайт, 
15. Ленин­град­ская – Л. Арже­лас, 
16. Три­свят­ская – Я. Зедин, А.Ф Огуль 
Орга­ни­за­тор Кал­нынь Ю.К., руко­во­ди­тель Губерн­ско­го Съез­да Гра­вин­ский К.Х. 
 
007Зам. началь­ни­ка Нов­го­род­ско­го ГПУ Муд­ров тут же про­сит ГУБАДМИН ОТДЕЛ вызвать «Гра­вин­ско­го и затре­бо­вать с него объ­яс­не­ния…»: «НОВГООГПУ еще раз про­сит Вас дать зави­ся­щие рас­по­ря­же­ния и ука­за­ния по всем рели­ги­оз­ным орга­ни­за­ци­ям, что ника­кие губерн­ские, уезд­ные и рай­он­ные Съез­ды, кон­фе­рен­ции и т.д. не могут быть созы­ва­е­мы без соот­вет­ству­ю­ще­го раз­ре­ше­ния ГАО (Губерн­ский Адми­ни­стра­тив­ный Отдел). Уезд­ные же мили­ции и ВИКи само­сто­я­тель­но тако­вых раз­ре­ше­ний не долж­ны выда­вать». Далее сооб­ща­ет­ся: «Сек­тан­ты дей­ству­ют весь­ма хит­ро, устра­и­вая в воло­стях, подаль­ше от цен­тров, раз­ные «годо­вые празд­ни­ки» и поль­зу­ясь неосве­дом­лен­но­стью мили­ции, полу­чая раз­ре­ше­ние, про­во­дят свои Съез­ды и т. д. В даль­ней­шем необ­хо­ди­мо, во что бы то ни ста­ло изжить эти явле­ния. На это устрой­ство Съез­дов под видом празд­ни­ков необ­хо­ди­мо ука­зать в разъ­яс­не­нии». 
 
Карл Хри­сто­фо­ро­вич Гра­вин­ский – член церк­ви с 1879 года, пред­се­да­тель Нов­го­род­ско­го Сою­за бап­ти­стов и актив­ный член Сове­та общи­ны «Табор». В 1926 году, в Адми­ни­стра­тив­ном отде­ле Гра­вин­ский сооб­щал: «…Союз суще­ство­вал при цариз­ме и, кро­ме того, избран на съез­де в 1918 году в Дуб­ров­ской общине». В авгу­сте 1926 года в ОГПУ сооб­ща­лось, что Союз был офи­ци­аль­но закрыт, «и от тако­во­го ото­бра­на печать и штамп». Кан­це­ля­рия Сою­за нахо­ди­лась в зда­нии общи­ны «Табор». Нов­го­род­ские бап­ти­сты вхо­ди­ли в Север­ный Союз с цен­тром в Ленин­гра­де на Васи­льев­ском ост­ро­ве в «Доме Еван­ге­лия». 
 
В пись­ме от 5 июня 1926 года, за под­пи­сью заме­сти­те­ля началь­ни­ка мили­ции Нов­го­род­ско­го уез­да, сооб­ща­лось: «При сем пре­про­вож­да­ет­ся пере­пис­ка по обви­не­нию про­по­вед­ни­ка Сою­за бап­ти­стов Леварт Ива­на Яко­вле­ви­ча в про­ве­де­нии про­по­ве­дей в рай­оне Спас­ско-Полист­ской воло­сти без реги­стра­ции в мест­ных орга­нах вла­сти…». 
 
Гер­ман Фри­це­вич Тилюк – при­нял кре­ще­ние в 1908 году, был про­по­вед­ни­ком и реген­том Цер­ков­но­го хора общи­ны «Табор» и чле­ном сове­та Общи­ны, сек­ре­та­рем Нов­го­род­ско­го Сою­за бап­ти­стов. Одна из сви­де­тель­ниц это­го вре­ме­ни вспо­ми­на­ла: «Когда я еще была девоч­кой, пом­ню, они езди­ли по дерев­ням и аги­ти­ро­ва­ли насе­ле­ние при­ни­мать их бап­тист­скую веру, рас­про­стра­ня­ли бап­тист­скую лите­ра­ту­ру. Это отно­сит­ся при­мер­но к 1926–1927 годам. В послед­ние годы они, бап­ти­сты, не ста­ли зани­мать­ся аги­та­ци­ей, а посе­ща­ли молель­ню в деревне Ермо­ли­но, кото­рая была при­мер­но до 1934 года, а затем была закры­та». 
 
008«Я пере­чи­ты­вал спис­ки латы­шей-пере­се­лен­цев и уви­дел мно­го зна­ко­мых имен, – обьяс­ня­ет Я.Э. Шмидтс, пре­зи­дент Сою­за ЕХБ Лат­вии. – Это, напри­мер, латыш Нико­лай Дро­бы­шев­ский. Вме­сте с бра­том они жили в Нов­го­ро­де. Я позна­ко­мил­ся с ним, когда сам был под­рост­ком. Брат Дро­бы­шев­ский стал духов­ным отцом для меня и моих дру­зей. Он не мог про­по­ве­до­вать без того, что­бы не дер­жать в руках плат­ка: сле­зы лились у него из глаз, когда он гово­рил о Гос­по­де. В сибир­ской ссыл­ке он поте­рял здо­ро­вье, но любил Гос­по­да всею душою! Вто­рой брат, кото­рый осо­бен­но дорог мне, епи­скоп Нов­го­род­ских церк­вей Юлий Кал­нынь. Его тоже сосла­ли в Сибирь на 10 лет. Я мог бы назвать и дру­гие име­на – это герои веры!»