В течение шести лет баптисты не только организовывали свой быт, но и занимались устройством баптистских общин. Активно вели работу проповедники и в среде лютеран, многие из которых также принимали крещение по вере и образовывали баптистские общины. В 1869 году (год организации в России Союза баптистов-латышей) в местечке Любине была основана первая баптистская Церковь из латышей. В том же году состоялась первая Государственная Регистрация верующих. Вся работа находилась в ведении нескольких пресвитеров. Блюстителями церкви были пресвитеры Е. Инкис, Я. Пукукалис, А. Каленбергс и другие братья. «С разрешения Губернского Правления… были открыты баптистские латышские общины: Новгородская, Николаевско-Березовская, Нащинская, Кречновская, Коломовская – Новгородского уезда; Бугровская, Любенская и Лажинско-Клобучинская – Крестецкого уезда». Евангельские и баптистские общины были признаны государством в 1879 г. так называемым «Маковским циркуляром». До этого их браки и рождение детей не считались законными, а многие гражданские права, такие, как право на наследство, не признавались. Политика властей в отношении баптистов и евангельских христиан отличалась крайней непоследовательностью. С одной стороны, к ним применяли суровые репрессии, с другой стороны, шли навстречу или на послабления. Наиболее примечательным был уже упомянутый нами ранее циркуляр от 15 августа 1879 года. Циркуляр гласил: «Государственный Совет в Департаменте законов и общем собрании, рассмотрев представление Министерства внутренних дел о духовных делах баптистов, положил: В дополнение подлежащих статей Свода законов постановить: Баптисты на основании статьи 44 Основного государственного закона беспрепятственно исповедуют свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям. Общественное богослужение они отправляют в устроенных ими или отведенных им для сего с разрешения губернатора домах.
Избираемые баптистами духовные наставники – старшины, учителя, проповедники – могут совершать обряды и произносить проповеди не иначе как после утверждения их в сем звании губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны принести присягу на верность службе во время пребывания их в России. Метрические записи браков, рождения и смерти баптистов ведутся местными гражданскими властями…»
Газета «Рижский Вестник» от 9 мая 1883 г. за № 100 сообщала, что баптистов в России около 12 тысяч, и «местами распространения баптизма в России служит юг России, Царство Польское и Прибалтийский край. К прибалтийским баптистам нужно еще отнести последователей баптизма, живущих в Петербурге и в губерниях: Новгородской, Псковской, Витебской». Одним из первых известных нам рукоположенных пресвитеров в Новгородской губернии с 1873–1880 годы был Андрей Каленбергс (рукоположен в 1873 году; умер около 1913 года). После него пресвитерами были: А.Араюмс (1875–1890), А.Германсон (1882–1890), Е. Инкис (1890–1899), Ф. Буценс (1896–1904), Ю. Пукукалис (1901–1910). Зарегистрированный властью Союз латышских баптистских общин Новгородской губернии просуществовал с 1907 по 1921 год. Именно в эти годы во всех общинах активно стала развиваться работа с христианской молодежью. Хотя первые молодежные кружки в Люболядах, Ермолино и Кречно были организованны еще в 1895 году, а Воскресные школы в 1886 году.
Когда весной 1909 года из Петербурга в Новгород приехала сестра пастора Фетлера Мелания, она организовала работу молодежных кружков: «Узнав, что есть верующие, я, понятно, отыскала их и познакомилась с ними, а главным образом с молодежью… Они слышали, как в других местах идет кипучая деятельность, но сами не знают с чего начать и как продолжать, не имея никого, кто помогал бы им. Я попросила всех, серьезно думающих о своей жизни, стремящихся служить Христу и желающих использовать свое время для Его славы и на благо себе и другим, собраться для общего обсуждения этих вопросов. В назначенное время собралось человек двенадцать. Я им пояснила о цели и значении кружка, и они с радостью согласились на предложение устроить и здесь такой. Не смотря на то, что за малым исключением, все были молодые, не надеющиеся на свои силы, мы все же, уповая на Господа, избрали комитет и решили каждое воскресенье иметь по очереди собрания: молитвенное, библейское, литературное и деловое». О чем в сентябре этого же года она докладывала на молодежной конференции (съезде) в Ростове-на-Дону. Уже осенью 1909 года в Ростове-на-Дону, на объединенном съезде юношеских и девичьих кружков и учителей Воскресных школ, Новгород представлял делегат Н.Н. Блюмберг. Руководителем Новгородского Союза (объединения) с 1907 года был Янис Бебрис, а с 1912 года духовными наставниками всех этих общин стали уроженцы города Либавы Ян Кристопов Янсон и Индрикис Зупинь (1912–1921). Потом были допросы, выяснения и в результате печать и документы были изъяты и объединение де-юре прекратило свое существование. В это время епископом Новгородских общин с 1924 по 1931 год был назначен Юлий Калнынь. Из архивной справки Латышского Союза баптистов видно, что «Объединение Латышских Баптистских общин России функционировало с 1921 по 1931гг. Председателем объединения был Карл Гравинский (умер осенью 1930 года)».
150 лет – Латышский союз в России
