Вход Иису­са Хри­ста в Иеру­са­лим – три пророчества

Вход в Иеру­са­лим явля­ет­ся одним из глав­ных собы­тий послед­них дней зем­ной жиз­ни Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Вот поче­му хри­сти­ане празд­ну­ют этот день! Оно опи­са­но все­ми четырь­мя еван­ге­ли­ста­ми (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Задол­го до них, об этом собы­тии гово­ри­лось в про­ро­че­ствах, кото­рые испол­ни­лись в мель­чай­ших подроб­но­стях, таким обра­зом дока­зы­вая, что Иисус из Наза­ре­та дей­стви­тель­но явля­ет­ся обе­щан­ным Мес­си­ей, кото­рый при­шёл на зем­лю, что­бы спа­сти вся­ко­го греш­ни­ка, при усло­вии, что тот обра­тит­ся к Нему!

Пер­вое про­ро­че­ство отно­сит­ся ко вре­ме­ни пат­ри­ар­хов, при­мер­но 2000 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва, и ска­за­но Иако­вом об Иуде, а имен­но о том, что из его рода при­дет Царь-Спа­си­тель всех наро­дов. Вто­рое про­ро­че­ство напи­са­но Дави­дом за 1000 лет до собы­тий. В самом Дави­де частич­но испол­ня­ет­ся про­ро­че­ство Иако­ва. Он пишет так­же о детях, кото­рые про­слав­ля­ют при­шед­ше­го Царя. И это был знак, на кото­рый даже сослал­ся Хри­стос. Тре­тье про­ро­че­ство отно­сит­ся к про­ро­ку Заха­рия. Запи­сан­ное за 500 лет до при­хо­да Мес­сии, подроб­но опи­сы­ва­ет Его въезд в Иеру­са­лим на осленке.

Верб­ное вос­кре­се­нье, так назы­ва­ют празд­ник в нашей куль­ту­ре – осо­бый день! Во-пер­вых, пото­му что он свя­зан с Тор­же­ствен­ным вхо­дом Гос­по­да Иису­са Хри­ста в Иеру­са­лим. А во-вто­рых, имен­но с это­го дня начи­на­ет­ся страст­ная неде­ля – вре­мя осо­бых пере­жи­ва­ний для Иису­са Хри­ста и Его уче­ни­ков. У это­го дня есть еще одно важ­ное зна­че­ние – он стал точ­кой испол­не­ния вели­чай­ше­го Божье­го обе­то­ва­ния. В этот день Бог пред­ста­вил Изра­и­лю Царя, обе­щан­но­го Мес­сию, потом­ка Давида.

Упо­ми­на­ние о празд­ни­ке встре­ча­ет­ся с дав­них вре­мён ещё у отцов церк­ви, жив­ших в IV веке — Амвро­сия Медио­лан­ско­го (епи­скоп Милан­ский) и Епи­фа­ния Кипр­ско­го. Изоб­ра­же­ния празд­ни­ка нахо­дят на сар­ко­фа­гах, дати­ру­е­мых IV веком. К VII веку празд­ник окон­ча­тель­но закре­пил­ся в запад­ной тра­ди­ции как Паль­мо­вое воскресенье.

Пред­по­ла­га­ет­ся, что впер­вые он был учре­ждён в Иеру­са­ли­ме. Празд­ник древ­ний, хотя, как мы видим, ско­рее все­го, его ста­ли празд­но­вать спу­стя несколь­ко сто­ле­тий. И поэто­му с уве­рен­но­стью мож­но ска­зать, что как мини­мум 14 веков под­ряд в раз­ных церк­вях обя­за­тель­но вспо­ми­на­ют собы­тия, свя­зан­ные с послед­ним вхо­дом Хри­ста в Иерусалим.

Цар­ствен­ный ста­тус Иису­са Хри­ста был изве­стен еще с момен­та Его рож­де­ния. При­шед­шие с Восто­ка волх­вы, иска­ли родив­ше­го­ся Царя Иудей­ско­го. Поз­же ста­тус Хри­ста про­яв­лял­ся несколь­ко раз за вре­мя Его слу­же­ния. В послед­нюю же неде­лю жиз­ни Спа­си­те­ля, этот вопрос стал реб­ром. И даже когда Его рас­пя­ли, Пилат при­ка­зал поста­вить таб­лич­ку с над­пи­сью — «Царь Иудей­ский», под­твер­див то, Кем в дей­стви­тель­но­сти явля­ет­ся Иисус Христос.

Еван­ге­лия дают пред­став­ле­ние о том, что про­ис­хо­ди­ло в момент въез­да Иису­са Хри­ста в Иеру­са­лим. При­бли­жал­ся празд­ник иудей­ской Пас­хи. Со всех кон­цов Пале­сти­ны веру­ю­щие иудеи сте­ка­лись в Иеру­са­лим. В это вре­мя повсе­мест­но рас­про­стра­нил­ся слух о вос­кре­ше­нии Лаза­ря. Серд­ца людей сжи­ма­лись от радост­ной надеж­ды: быть может, Иисус из Наза­ре­та — тот самый дол­го­ждан­ный Мес­сия, Царь Израилев?

Гос­подь в сопро­вож­де­нии уче­ни­ков выехал из неболь­шо­го посе­ле­ния под назва­ни­ем Вифа­ния и напра­вил­ся в Свя­той Город. С Еле­он­ской горы Иисус Хри­стос устре­мил свой взор на Иеру­са­лим, вгля­ды­ва­ясь в рас­ки­нув­ший­ся вни­зу город, кото­ро­му пред­на­зна­че­но было стать Чашей Его Стра­да­ний. Тол­пы наро­да встре­ча­ли Его, дер­жа в руках паль­мо­вые вет­ви, при­вет­ствуя кри­ка­ми: «Осан­на!», что зна­чит «спа­се­ние, радость, слава».

Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим так же сим­во­ли­че­ски озна­ча­ет и Вто­рое При­ше­ствие Хри­ста. В Сво­ем Пер­вом При­ше­ствии на зем­лю Он явил Себя чело­ве­че­ству как Иску­пи­тель и Спа­си­тель; во Вто­ром — при­дет как Царь мира и Судия.

Вход Иису­са Хри­ста в Иеру­са­лим про­хо­дит под зна­ком двойственности.

Если у синоп­ти­ков (то есть у еван­ге­ли­стов Мат­фея, Мар­ка и Луки) это собы­тие отме­че­но как без­ого­во­роч­но радост­ное, то у Иоан­на — нет. Еван­ге­лист отме­ча­ет, что в тол­пе сто­ят люди, кото­рые будут высле­жи­вать Хри­ста. Они и Лаза­ря сно­ва соби­ра­ют­ся убить. Синоп­ти­ки смот­рят гла­за­ми наро­да, а Иоанн пока­зы­ва­ет про­цес­сы внут­рен­ние, неви­ди­мые для людей.

Вход в Иеру­са­лим про­ис­хо­дит в обста­нов­ке встре­чи царя. Это выс­шая точ­ка пуб­лич­но­сти Иису­са Хри­ста в Еван­ге­ли­ях. Если рань­ше Иисус гово­рил, что­бы о Нем не рас­ска­зы­ва­ли, то теперь при­шло дру­гое вре­мя, когда Ему при­дёт­ся постра­дать. На доро­гу перед Ним пости­ла­ют одеж­ды и паль­мо­вые вет­ви — это образ въез­да императора.

Тор­же­ствен­ное при­бы­тие Спа­си­те­ля в Свя­той град нака­нуне празд­ни­ка Пас­хи пред­ше­ство­ва­ло Его стра­да­ни­ям с одной сто­ро­ны, а с дру­гой, было осу­ществ­ле­ни­ем вет­хо­за­вет­ных про­ро­честв (в первую оче­редь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). Через них Гос­подь хочет пока­зать нам, что все, что про­ис­хо­ди­ло с Ним, было соб­ствен­ным Его замыс­лом за тыся­че­ле­тия до этого.

Нач­нём с Кни­ги Бытие и про­ро­че­ства ска­зан­но­го Иако­вом. Уми­рая в Егип­те, пре­ста­ре­лый пат­ри­арх рас­ска­зал сво­им сыно­вьям, что ждет каж­до­го из них и их потом­ство. Вот, что было ска­за­но об Иуде: «Не отой­дет ски­петр от Иуды и зако­но­да­тель от чре­сел его, доко­ле не при­дет При­ми­ри­тель, и Ему покор­ность наро­дов. Он при­вя­зы­ва­ет к вино­град­ной лозе ослен­ка сво­е­го и к лозе луч­ше­го вино­гра­да сына осли­цы сво­ей; моет в вине одеж­ду свою и в кро­ви гроз­дей оде­я­ние свое;» (Бытие 49:10–11).

Древ­ний ара­мей­ский пере­вод гла­сит: «доко­ле не при­дет Мес­сия, и его есть цар­ство, и Ему будут пови­но­вать­ся наро­ды». Это про­ро­че­ство нач­нёт испол­нять­ся, когда Давид ста­нет Царем.

Начи­ная с Дави­да и до вави­лон­ско­го пле­не­ния, ски­петр дей­стви­тель­но нахо­дил­ся у коле­на Иуды; впо­след­ствии пра­ви­те­ли Иудеи про­ис­хо­ди­ли из это­го коле­на или из вер­но­го ему коле­на Левия, пока Иудея не ста­ла про­вин­ци­ей Рим­ской импе­рии, как раз перед рож­де­ни­ем Спа­си­те­ля, и не была обло­же­на нало­га­ми, как вся­кая про­вин­ция. Ко вре­ме­ни смер­ти Иису­са Хри­ста иудеи счи­та­ли, что у них нет дру­го­го царя, кро­ме цезаря.

Вто­рая часть про­ро­че­ства, с одной сто­ро­ны, гово­рит о богат­стве Иуды, кото­рое выра­жа­ет­ся в пло­до­ро­дии, в изоби­лии все­го. Нико­гда не при­вя­зы­ва­ют живот­ных к вино­град­ной лозе, но у Иуды долж­ны вырас­ти такие лозы, как дере­вья, что и живот­ное не повре­дит им! Кро­ме того, вино­гра­да будет так мно­го, что в его соке мож­но будет сти­рать одеж­ды. О таком изоби­лии идёт речь в про­ро­че­стве об Иуде. С дру­гой сто­ро­ны, упо­ми­на­ют­ся осле­нок, на кото­ром Хри­стос въе­хал в Иеру­са­лим, и кровь, кото­рую Он про­лил за всех нас, и вино, кото­рое явля­ет­ся обра­зом Его Крови.

Дру­гое про­ро­че­ство цити­ру­ет Сам Иисус, когда пер­во­свя­щен­ни­ки и учи­те­ля зако­на обра­ща­ют­ся к Нему с пре­тен­зи­ей о том, что дети вос­хва­ля­ют Его. «Гос­по­ди, Боже наш! как вели­че­ствен­но имя Твое по всей зем­ле! Сла­ва Твоя про­сти­ра­ет­ся пре­вы­ше небес! Из уст мла­ден­цев и груд­ных детей Ты устро­ил хва­лу, ради вра­гов Тво­их, дабы сде­лать без­молв­ным вра­га и мсти­те­ля» (Псал­тирь 8:2–3).

Пер­во­свя­щен­ни­кам и учи­те­лям зако­на это очень не понра­ви­лось! С их точ­ки зре­ния, это­го не долж­но было быть! Но нет нико­го более вели­ко­го, чем Гос­подь Иисус Хри­стос! И народ, кото­рый вско­ре Его отверг­нет, так же вос­хва­ля­ет Бога. Даже через дет­ские уста про­слав­ля­ет­ся Иисус Хри­стос. Все в точ­но­сти про­изо­шло, как писал Давид за тыся­чу лет до событий.

Божий прин­цип — через незна­чи­тель­ное посра­мить счи­та­ю­щее себя зна­чи­мым, «пото­му что Бог гор­дым про­ти­вит­ся, а сми­рен­ным дает бла­го­дать» (1 Пет­ра 5:5). Уче­ни­ки Хри­ста, были люди не книж­ные, не обра­зо­ван­ные, весь­ма моло­дые, и к тому же, про­стые рыба­ки. Но Бог через них совер­шил боль­шую рабо­ту и осно­вал цер­ковь на земле.

Еврей­ская плен­ная девоч­ка — рабы­ня под­ска­за­ла сирий­ско­му вое­на­чаль­ни­ку Нее­ма­ну, где най­ти избав­ле­ние от про­ка­зы. Ее послу­ша­ли и Божье имя про­сла­ви­лось. Бед­ная моло­дая девуш­ка Есфирь ста­ла в чужой стране цари­цей, спас­ла свой народ и про­сла­ви­ла тем самым имя Бога. Геде­он — моло­дой чело­век, пря­тав­ший­ся в точи­ле для дав­ки вина, спас свою стра­ну от набе­гов, разо­ре­ния и идо­ло­по­клон­ства. Вспом­ни­те, кем были и какие вели­кие побе­ды одер­жа­ли в своё вре­мя Давид, Иосиф, Мои­сей. Имен­но через малое и незна­чи­тель­ное рабо­та­ет Бог, что­бы посра­мить силь­ных, высо­ко­мер­ных и про­де­лать боль­шую, важ­ную рабо­ту через про­стых и незна­чи­тель­ных людей.

Так и здесь, через дет­ские уста, кото­рые ещё мало что пони­ма­ют, про­слав­ля­ет­ся Бог и испол­ня­ет­ся про­ро­че­ство. На что Иисус и ука­зал, счи­та­ю­щим себя зна­чи­мы­ми, людям, кото­рые долж­ны были сопо­ста­вить это про­ро­че­ство с фак­том про­ис­хо­дя­ще­го. Но духов­ные гла­за боль­шин­ства из них были сле­пы или закры­ты, и поэто­му не при­зна­ли Иису­са Мес­си­ей, кото­ро­го так ждали.

Самое извест­ное про­ро­че­ство, в подроб­но­стях опи­сы­ва­ю­щее послед­ний вход Хри­ста, Царя царей, в Иеру­са­лим, запи­са­но у про­ро­ка Заха­рии, кото­рый родил­ся в Вави­лон­ском пле­ну, и вер­нув­шись из него в Иеру­са­лим, гово­рил Божье Сло­во сво­е­му народу.

«Ликуй от радо­сти, дщерь Сио­на, тор­же­ствуй, дщерь Иеру­са­ли­ма: се Царь твой гря­дет к тебе, пра­вед­ный и спа­са­ю­щий, крот­кий, сидя­щий на осли­це и на моло­дом осле, сыне подъ­ярем­ной» (Заха­рия 9:9).

Сло­ва, кото­рые были напи­са­ны про­ро­ком за 500 лет до их испол­не­ния, испол­ни­лись в бук­валь­ном смыс­ле. Они име­ют пря­мое отно­ше­ние к три­ум­фаль­но­му въез­ду Хри­ста в Иеру­са­лим. Кни­гу про­ро­ка Заха­рии счи­та­ют самой мес­си­ан­ской в Вет­хом заве­те, более 40 раз в Новом заве­те мы можем най­ти упо­ми­на­ния о про­ро­че­ствах Захарии.

Есть чему радо­вать­ся! Изра­иль так дол­го ждал обе­щан­но­го Мес­сию, и вот Он вхо­дит в Свя­той Город! Все жите­ли и гости горо­да, при­шед­шие на Пас­ху на покло­не­ние в Храм, встре­ча­ют Его с лико­ва­ни­ем. Все в точ­но­сти испол­ни­лось! Царь въез­жа­ет в город на ослен­ке. В Еван­ге­лии от Мат­фея чита­ем, что там было два осла, мать и ослё­нок. Имен­но так и запи­са­но у Заха­рии! И это в точ­но­сти долж­но было про­изой­ти.
«И когда при­бли­зи­лись к Иеру­са­ли­му и при­шли в Виф­фа­гию к горе Еле­он­ской, тогда Иисус послал двух уче­ни­ков, ска­зав им: пой­ди­те в селе­ние, кото­рое пря­мо перед вами; и тот­час най­де­те осли­цу при­вя­зан­ную и моло­до­го осла с нею; отвя­зав, при­ве­ди­те ко Мне; и если кто ска­жет вам что-нибудь, отве­чай­те, что они надоб­ны Гос­по­ду; и тот­час пошлет их. Всё же сие было, да сбу­дет­ся речен­ное через про­ро­ка, кото­рый гово­рит: «ска­жи­те дще­ри Сио­но­вой: се, Царь твой гря­дет к тебе крот­кий, сидя на осли­це и моло­дом осле, сыне подъ­ярем­ной» (Мат­фея 21:1–7). Уче­ни­ки пошли и посту­пи­ли так, как пове­лел им Иисус: при­ве­ли осли­цу и моло­до­го осла и поло­жи­ли на них одеж­ды свои, и Он сел поверх их».

Пра­вед­ный, свя­той, крот­кий Царь с миром вхо­дит в Иеру­са­лим, кото­рый через несколь­ко дней без­жа­лост­но, с нена­ви­стью, будет биче­вать и рас­пи­нать Его. Как пере­мен­чив народ!

Часто осел вос­при­ни­ма­ет­ся, как глу­пое и упер­тое живот­ное. Но в изра­иль­ском пони­ма­нии, это­го нет! Это достой­ное, рабо­тя­щее, умное живот­ное. Во вре­ме­на судей на белых ослах езди­ли знат­ные и почет­ные люди. Лишь при Соло­моне в упо­треб­ле­нии появи­лись лоша­ди, но ослы, при этом все­гда оста­ва­лись. В усло­ви­ях Изра­иль­ско­го кли­ма­та и осо­бен­но релье­фа мест­но­сти, ослы были удоб­нее, и луч­ше, чем лоша­ди, осо­бен­но для дол­гой езды по гори­стым местам.

Иисус будучи Богом и Созда­те­лем все­го, крот­ко въез­жа­ет в Свой же город, на таком же крот­ком живот­ном, кото­рое так же поко­ри­лось Ему. На кото­ром никто и нико­гда до это­го не ездил, не объ­ез­жал его, но оно было при­го­тов­ле­но спе­ци­аль­но для Гос­по­да. В испол­не­ние про­ро­честв и в зна­ме­нии при­ше­ствия Сына Божия!

Все про­ро­че­ства в точ­но­сти испол­ни­лись в Иису­се Хри­сте! Он Тот, кто через 5 дней взой­дёт на Гол­гоф­ский крест, умрет на нем, будет похо­ро­нен, а на тре­тий день вос­крес­нет! Он Тот, кому мы можем дове­рять, и ждать встре­чи с Ним, и наде­ять­ся на жизнь веч­ную на небе­сах! Аминь!

Алек­сей Соловьев