150 лет – Появ­ле­ние пер­вых баптистов

Преж­де чем мы перей­дем к изу­че­нию исто­рии еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов, хоте­лось бы упо­мя­нуть о пере­се­лен­цах в Нов­го­род­скую губер­нию. Начи­ная с 1822 года, в Нов­го­род­скую губер­нию пере­се­ля­ют­ся при­бал­тий­ские «коло­ни­сты» (так их назы­ва­ет исто­рик Э.Г. Исто­ми­на). «Почти всем им предо­став­ля­лись зем­ли на тер­ри­то­рии воен­ных посе­ле­ний. В пер­вые годы коло­ни­сты полу­ча­ли неко­то­рые льго­ты, но в послед­ствии они долж­ны были, поми­мо упла­ты раз­лич­ных госу­дар­ствен­ных пода­тей, пла­тить так­же и оброк в ведом­ство воен­ных посе­ле­ний. В 1835 году из петер­бург­ских коло­ний было пере­се­ле­но 31 семей­ство латы­шей, кото­рых раз­ме­сти­ли в селе­ни­ях Горе­ло­во, Нико­ла­ев­ское и Алек­сан­дров­ское Нов­го­род­ско­го уез­да. В 1836 году в Нов­го­род­скую губер­нию при­бы­ла еще одна пар­тия пере­се­лен­цев – 51 семей­ство… Пере­се­ле­ние при­бал­тий­ских кре­стьян в Нов­го­род­скую губер­нию про­дол­жа­лось и в после­ду­ю­щие годы, вплоть до нача­ла импе­ри­а­ли­сти­че­ской вой­ны». 
 
Все­мир­но извест­ный дея­тель рус­ско­го бап­тиз­ма и поли­глот – Васи­лий Гурье­вич Пав­лов – в ста­тье «Прав­да о бап­ти­стах» сооб­щал: «В Рос­сию бап­тизм про­ник из Прус­сии, спер­ва в сосед­нее цар­ство Поль­ское, где он был сна­ча­ла вос­при­нят нем­ца­ми, а потом и поля­ка­ми. Пио­не­ра­ми в деле рас­про­стра­не­ния бап­тиз­ма были про­по­вед­ни­ки Альф и Ашен­дорф. Отсю­да он вско­ре про­ник в при­бал­тий­ские про­вин­ции и на юг Рос­сии. Латы­ши, литов­цы, эсты и фин­ны так­же при­мкну­ли к это­му дви­же­нию. Несмот­ря на то, что после­до­ва­те­ли бап­тиз­ма вышли из люте­ран­ской про­те­стант­ской церк­ви, они до послед­не­го вре­ме­ни так­же под­вер­га­лись жесто­ким гоне­ни­ям от сво­их преж­них еди­но­вер­цев. Закон 1879 года даро­вал бап­ти­стам-ино­род­цам неко­то­рые пра­ва, и они менее под­вер­га­лись гоне­ни­ям». 
 
Дей­стви­тель­но, бап­ти­сты появи­лись на тер­ри­то­рии Цар­ской Рос­сии сна­ча­ла в Фин­лян­дии в 1855 и затем в Лат­вии в 1860 году. Но пер­вая бап­тист­ская Цер­ковь на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской импе­рии воз­ник­ла в Лат­вии: в 1860 году, в сен­тяб­ре, 9 латы­шей на семь дней уеха­ли из Лие­паи в сосед­ний немец­кий город Мемель, и после сви­де­тель­ства о сво­ей вере, в церк­ви при­ня­ли кре­ще­ние. В интер­пре­та­ции Робер­та Тор­бе­та нача­ло про­буж­де­ния пред­став­ле­но несколь­ко ина­че: «Нача­ло бап­тист­ско­го дви­же­ния в Лат­вии отно­сит­ся к кон­так­там веру­ю­щих с немец­ки­ми бап­ти­ста­ми, кото­рые уста­но­вил Якоб­сон — моло­дой кора­бель­ный плот­ник, в поис­ках рабо­ты отпра­вив­ший­ся из пор­та Либау (Лие­пая) в Мемель (Клай­пе­ду). Это про­изо­шло во вре­мя Крым­ской вой­ны, когда его род­ной город и порт был бло­ки­ро­ван бри­тан­ца­ми. Со вре­ме­нем посе­лен­цы из Меме­ля при­бы­ли в Либау, при­чем мно­гие из них были бап­ти­ста­ми. Так в 1860 г. воз­ник­ла груп­па, кото­рая, под­вер­га­ясь пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны вла­стей, отпра­ви­лась в Мемель, что­бы полу­чить кре­ще­ние. В сен­тяб­ре 1861 г. тай­но, ночью, ста­ли про­во­дить­ся пер­вые кре­ще­ния на лат­вий­ской зем­ле; было кре­ще­но семь­де­сят два веру­ю­щих». Извест­ный лат­вий­ский слу­жи­тель И.И. Земит на одном из сво­их выступ­ле­ний в Москве ска­зал сле­ду­ю­щее: «Нача­лом бап­тист­ско­го дви­же­ния сре­ди латы­шей мож­но счи­тать 9 сен­тяб­ря 1861 года, когда в Кур­лян­дии были кре­ще­ны по вере нашим бра­том Герт­ке­ром семь­де­сят две души». 
 
Неко­то­рые исто­ри­ки счи­та­ют, что это были незна­чи­тель­ные груп­пы веру­ю­щих, и они не сыг­ра­ли замет­ной роли в фор­ми­ро­ва­нии рос­сий­ско­го бап­тиз­ма, остав­шись локаль­ным явле­ни­ем. Под­лин­ны­ми же оча­га­ми рас­про­стра­не­ния бап­тиз­ма и еван­гель­ско­го хри­сти­ан­ства ста­ли юг Рос­сии, Укра­и­на, Кав­каз и Санкт-Петер­бург. Что­бы хоть как-то повли­ять на сло­жив­ший­ся сте­рео­тип и попы­тать­ся изме­нить это мне­ние, мы будем апел­ли­ро­вать к исто­ри­че­ским фак­там и архив­ным доку­мен­там.