Царь Наву­хо­до­но­сор

До XIX века вави­лон­ский царь Наву­хо­до­но­сор был для неко­то­рых скеп­ти­ков все­го лишь мифо­ло­ги­че­ским пер­со­на­жем. Одна­ко, рас­ко­пав руи­ны Вави­ло­на, уче­ные с удив­ле­ни­ем обна­ру­жи­ли, что такой царь дей­стви­тель­но суще­ство­вал. И более того, он жил точ­но в то вре­мя, кото­рое Биб­лия назы­ва­ет «вре­ме­нем вави­лон­ско­го плена».

«Сего­дня Наву­хо­до­но­сор — один из тех пер­со­на­жей Биб­лии, о кото­ром у нас есть огром­ное коли­че­ство дан­ных из небиб­лей­ских источ­ни­ков», — гово­рит Эккарт Фрам, про­фес­сор ближ­не­во­сточ­ных язы­ков и циви­ли­за­ций в Йель­ском уни­вер­си­те­те. Архео­ло­ги обна­ру­жи­ли десят­ки тысяч гли­ня­ных таб­ли­чек и дру­гих пред­ме­тов с над­пи­ся­ми на тер­ри­то­рии древ­ней Вави­лон­ской империи.

Соглас­но Кни­ге про­ро­ка Дани­и­ла, Бог нака­зал Наву­хо­до­но­со­ра за его вели­кую гор­дость (см. Дан. 4:28–30). Наву­хо­до­но­сор был отлу­чен от людей и жил где-то с живот­ны­ми и питал­ся с ними. Инте­рес­но, что в свет­ской исто­рии под­твер­жда­ет­ся тот факт, что Наву­хо­до­но­сор не был на пре­сто­ле 7 лет. Уче­ный Джон Гоул­дин­гей пишет: «В отры­воч­ном кли­но­пис­ном тек­сте гово­рит­ся, оче­вид­но, о каком-то пси­хи­че­ском забо­ле­ва­нии Наву­хо­до­но­со­ра и, веро­ят­но, о том, что он оста­вил управ­ле­ние Вави­ло­ном и поки­нул город на 7 лет». Уче­ный утвер­жда­ет, что этот доку­мент «под­твер­жда­ет нака­за­ния от Бога, болезнь, уни­же­ние, поиск объ­яс­не­ния страш­но­го сна, свер­же­ние, подоб­ное паде­нию сруб­лен­но­го дере­ва, отлу­че­ние от людей, пита­ние тра­вой, поте­рю разу­ма, упо­доб­ле­ние волу, испор­чен­ные ног­ти, отрос­шие и спу­тан­ные воло­сы, а так­же выздо­ров­ле­ние, за кото­рое царь вос­хва­ля­ет Бога» (см. Дан. 4:31–34).

Про­во­дя рас­коп­ки в пес­ках Месо­по­та­мии, архео­ло­ги наткну­лись на кли­но­пись позд­не­го пери­о­да прав­ле­ния Наву­хо­до­но­со­ра. После рас­шиф­ров­ки иссле­до­ва­те­ли полу­чи­ли уни­каль­ные све­де­ния. Вот, напри­мер, что про­чли исто­ри­ки на одной из таб­ли­чек: «Моя сто­ли­ца не радо­ва­ла мое серд­це, во всех моих цар­ствах я не воз­вы­сил моей вла­сти; дра­го­цен­ных сокро­вищ мое­го цар­ства я боль­ше не соби­рал. В Вави­лоне я не воз­во­дил ника­ких постро­ек ни для себя само­го, ни для сла­вы мое­го цар­ства. Не вос­пел я во сла­ву гос­по­ди­на мое­го и бога Мар­ду­ка в Вави­лоне, горо­де его вели­че­ства и сто­ли­це мое­го цар­ства, и ниче­го не поло­жил я на его жерт­вен­ник; так­же не очи­щал я каналов».

Какой неве­ро­ят­ный кон­траст с теми сло­ва­ми, кото­ры­ми рань­ше царь вос­хва­лял свое цар­ство и вели­чие! Царь, пре­вра­тив­ший Вави­лон в кра­си­вей­ший город мира, не толь­ко не соору­жа­ет новых стро­е­ний, но и не под­дер­жи­ва­ет в долж­ном состо­я­нии те, что уже были воз­ве­де­ны. Что же слу­чи­лось? Поче­му Наву­хо­до­но­сор не стал при­но­сить жерт­вы и молить­ся глав­но­му богу Вави­ло­на Мар­ду­ку? Ведь в то вре­мя, да и поз­же, покло­нять­ся язы­че­ским богам был обя­зан каж­дый житель Вави­лон­ско­го цар­ства, а тем более пра­ви­тель. И еще нема­ло­важ­ный вопрос: поче­му выздо­ро­вев­ший Наву­хо­до­но­сор не толь­ко не при­ка­зал изъ­ять таб­лич­ки с тек­ста­ми, в кото­рых упо­ми­на­лось о его болез­ни, но даже сам пове­дал о ней буду­щим поко­ле­ни­ям? Ведь в офи­ци­аль­ных источ­ни­ках все­гда было при­ня­то гово­рить толь­ко о вели­чии правителя.

Для веру­ю­щих архео­ло­гов тут нет ниче­го стран­но­го, ведь это пока­зы­ва­ет, что Бог усми­рил Наву­хо­до­но­со­ра и его вели­кую гор­ды­ню. Свя­щен­ное Писа­ние сооб­ща­ет, что, когда царь полу­чил чудес­ное исце­ле­ние, он пове­лел уве­ко­ве­чить этот слу­чай с ним в нази­да­ние после­ду­ю­щим поко­ле­ни­ям! Что­бы зна­ли все малые и вели­кие, что есть Бог, Кото­рый силен сми­рить ходя­щих гордо.

Инте­рес­ный момент: по всем зако­нам и обы­ча­ям, гос­под­ство­вав­шим в то вре­мя, боль­но­го царя долж­ны были либо умерт­вить, либо сверг­нуть. Но это не было сде­ла­но! Эта болезнь и сро­ки ее окон­ча­ния были пред­ска­за­ны Дани­и­лом, а зна­чит эта ситу­а­ция была под пол­ным кон­тро­лем Бога. Дру­ги­ми сло­ва­ми, судь­бу Наву­хо­до­но­со­ра дер­жал в руках Сам Господь.

По мате­ри­а­лам bible-facts.org и кни­ги А.А. Опа­ри­на «Древ­ние горо­да и Биб­лей­ская археология»