Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир». Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Ибо много званых, а мало избранных. (Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 1–14.)
«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти». С этих слов начинает свою притчу Христос.
Царь, устраивающий пир, – это Бог. Его сын – это Иисус. С самых первых строк этого повествования нам показана величайшая милость и расположение Правителя, который приглашает людей на торжественное событие — брачный пир Своего Сына, дорогого и очень любимого Отцом. Отец хочет разделить свою радость с другими людьми. Христос, рассказывая эту притчу, открывает нам сердце этого Царя, который проявил внимание к людям и заботу о них. Хотя этот человек и был очень влиятельный и богатый, имел в распоряжении войска, и в его руках была сосредоточена власть над народом той земли, он открывает двери своего дома для всех. И делает он это, не заставляя, а приглашая. Через своих слуг он рассказывает им удивительные подробности этого пира, о том, что там будут яства, о которых они никогда не слышали, музыканты, почетные гости, а также очень много других интересных вещей. Этим приглашением Господин пира оказал честь всякому званному человеку. Слуги царя, были представителями своего господина, возвестившими народу весть о предстоящем пиршестве.
Отказывался ли кто-нибудь и когда-нибудь от праздника, на который он был приглашен, особенно если это приглашение сделали знатные и влиятельные особы, сложно представить. Но, несмотря на всю парадоксальность ситуации, в притче Христа люди отказываются от приглашения. Приглашенный пойдет из уважения или из страха впасть в немилость. Но званные отказались принять приглашение. И даже после отказа приглашенных на столь серьезную церемонию, этот почтенный господин продолжает звать отказавшихся, убеждая их в том, что им нужно прийти. Но они упорствуют и поступают очень плохо со слугами Царя. Библия говорит нам, что некоторых из них они убили, этим они выразили свое отношение к самому хозяину пира. Царь имеет власть над народом добрым и злым, и в его руках благословить или наказать. Если народ творит зло, то царь использует силу, для того чтобы навести порядок. Услышав о грубом пренебрежении, Царь разгневался и послал войска истребить убийц и сжег город их.
В контексте того времени, люди, отвергшие приглашение, являются Израильским народом. «Пришел к своим, и свои Его не приняли..» Евангелие от Иоанна 1:11.
В книге Деяния Апостолов 3:26 также упоминается об этом: «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас», говорит апостол Петр, обращаясь к своим братьям по крови. В книге Деяния Апостолов 13:46 также говорится об этом: «..вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.» В Евангелии от Матфея 23:37 сказано: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» В притче представлена богатая история Израильского народа, который отвергал и поступал неразумно с Божьими пророками. Вот поэтому Христос так и охарактеризовал этот город, «побивающий посланных к тебе». Вопрос стоит и сегодня, а за что убивали пророков? Разве Господь желал зла Израилю, разве не благословлял его сотни лет. Но, к большому сожалению, люди хотели жить по-своему. У них были свои ценности. И весть, обращенная к ним, была, как бы перенаправлена к язычникам. Какой же урок мы можем вынести для себя сегодня. На этот призыв Царя всегда нужно отзываться, нельзя игнорировать приглашение такого уровня. Христос сказал, что званные не были достойны. Вопрос в том, почему они оказались недостойными? Или кто сделал их недостойными? Недостойными они сделали себя сами. Отвергнув приглашение Царя, они показали свое равнодушие и пренебрежение к Его заботе и любви. Но забыли о том, что у Царя есть и власть.
Подобно Царю, Бог имеет власть над человеком, но вместо того, чтобы воспользоваться этой властью, Он посылает своих слуг с доброй вестью к людям и приглашает их в Свое небесное царство на праздник своего Сына Иисуса Христа. Бог открывает свое сердце и свои обители человеку. Это он делает через Свое Слово, Слово надежды и благодати, и это, та самая благая весть, которая дает человеку спасение и возможность войти в Царство Небесное, которое открыто и сегодня. Мы имеем эту возможность благодаря Иисусу Христу – Сыну Божьему, именно о Нем говорит писание и именно Он в притче стал виновником этого торжества и причиной приглашения людей на брачный пир. Священное писание приоткрывает нам духовный смысл и называет Сына Царя, то есть Иисуса Христа, виновником спасения вечного.
Ведь человеку ничего не нужно делать, не нужно идти на крест, совершать подвиги, не нужно быть аналитиком, нужно просто признать слово Христа и власть Бога над собою. И сделать это можно только верою. Мы живем в таком мире, где люди озабочены своими проблемами: устройством на работу, подъемом по карьерной лестнице, поиском своего счастья. Возможно, поэтому им тяжело понять простую и доступную истину о том, что есть другая жизнь: жизнь в послушании Богу, полная благословений и смысла. Священное Писание говорит в первом послании к Коринфянам, в главе первой: «ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» 1:18. Для человека, который не принимает Слово Божие и не верит Ему, оно является «юродством». Слово «юродство» означает безумие, и люди не могут понять, как крест и тот, кто на нем висит, могут им помочь. А в призыве Бога к человеку всегда есть крест и распятый на нем Христос. Для большинства – это трагедия, они не видят в этом никакого спасения. Но Бог именно через проповедь о Христе, хочет спасти уверовавших.
Русский философ В. Соловьев писал: «Понимание Библии одинаково необходимо всем мыслящим людям, верующим и неверующим. Потому что если первые должны знать объект своей веры, то вторые должны непременно знать, что они отрицают». В притче Христос говорит очень важное слово – «все готово». Конечно же, речь идет не о праздничном столе, наполненном яствами; Христос, говоря притчами, всегда говорил о духовном, а в данном случае – о Царстве Небесном. И здесь он говорит о готовности этого Царства впустить в него желающих. Возникает вопрос, кто и когда это все подготовил? Все это на Голгофском кресте подготовил Христос. Вися на Голгофском кресте в муках от боли, Христос произнес самое важное слово для всего человечества – «Совершилось». Это и означает что все оплачено, а значит и все готово. Это означает, что каждый человек может приходить к Богу, принимая Его условия. А условия эти состоят в том, чтобы поверить во Христа Спасителя.
В книге Откровение сказано: «жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» Откровение 22:17. Все что мы должны были Богу, Сын его отдал сполна, перекрывая все наши долги. Он заплатил за все наши грехи. Но на этом притча не заканчивается. Мы видим, что пир состоялся. Но Христос говорит в своей притче о Царстве Небесном, проводя параллель с земным. Это означает, что Он говорит не о том, что совершилось, а о том, что ждет в будущем. Так вот, состоится и «Пир Небесный», состоится, несмотря ни на что. И когда отказались придти одни, а они были приглашены, то пир наполнился другими, теми, кто не отказался.
Далее Христос явно показал нам, что попасть на этот пир может не каждый, а лишь тот, кто облачен в брачную одежду. Тема одежды также является одним из важных элементов этой притчи. И одежду эту может выдать только сам Иисус Христос. Что же имел в виду под брачной одеждой Христос? Есть один пример из нашего житейского опыта. Человек, которого пригласили на свадебный обед, постарается надеть самую лучшую одежду, чтобы выглядеть нарядно и этим почтить пригласивших. Брачную одежду в те древние времена обычно предлагал гостям хозяин дома. Брак был священным праздником у древних евреев. И те, кто приходил на брачное торжество, прекрасно это понимали. Поэтому Христос и нарисовал этот известный для всех образ, пример с брачной одеждой. Поэтому вопрос, где взять брачную одежду, совершенно не стоял. Тем более рабы господина пошли на распутье дорог и звали, как говорит нам Библия, всех, кого только нашли. И злых и добрых. Людей абсолютно не подготовленных. Кто-то из них брел усталый с работы, кто-то занимался другими делами. А также их внутреннее состояние очень сильно отличалось друг от друга. У этих людей не было с собой брачной одежды, они только что узнали о приглашении. И вот здесь-то, очень ярко и звучат слова Христа: «Все готово». Тебе не нужно искать эту брачную одежду, да ты и не в силах найти ее, да и негде. Так как она есть только у Христа. И вручает он ее всем, пришедшим на пир.
И вот в самом конце притчи, посреди этой великолепной радости, которую подарил людям Христос, вдруг Господин пира обнаружил человека не в брачной одежде. Как же так получилось, ведь перед входом на пир, по желанию господина, слуги каждому выдавали эту брачную одежду. Господин задает этому человеку вопрос: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?». А в ответ только молчание. Почему? Потому, что этому человеку нечего было сказать, ему нечем оправдаться… Он уже не мог сказать «Господи! Я не слышал, Господи! Я не знал, у меня не было времени». А это время – вся наша жизнь. Бог приглашает нас на пир, Свой пир. В течение всей нашей жизни Он предлагает нам переодеться. Тот человек, который пришел на брачный пир, не захотел надеть эту новую и чистую одежду. Благами, которые дает Бог, он пользоваться хотел, а условие выполнить не захотел. Даже в наше время мы можем побывать в таких местах, куда пускают на определенных условиях. Эти условия называют дресс-кодом. Дресс-код — это форма одежды, требуемая при посещение определенных мероприятий, организаций и заведений. Без этих условий туда не пускают. Конечно же, Христос говорит нам не о форме одежды, а о форме души, о ее состоянии. Он предлагает Свою – Христову одежду. С самых первых страниц Библии мы видим эту проблему человека. Адам сказал о себе Господу, что наг. Откуда Адам узнал об этом, ведь ему никто не подсказывал? А ведь еще совсем недавно, он этого не знал. Все правильно, он не знал, потому что не чувствовал себя таким, а почувствовал тогда, когда согрешил. Книга Откровение называет эту наготу срамотой, неприглядностью, а также грехом. Наг человек, значит грешен. И этот признак греха, навсегда остался с человеком. Мы все прикрыты одеждой, не только потому, что холодно, а потому что Адам с Евой согрешили, и каждый из нас рождается грешником. Поэтому Бог и предлагает каждому прикрыться. И эту одежду нельзя найти в магазине, нельзя заслужить делами. Христу вообще не подходит наша одежда. Он хочет видеть нас в Своей. В духовном смысле мы должны выглядеть такими, какими нас хочет видеть Бог. Потому этого человека, на самом деле не желающего меняться, выбросили вон, «во тьму внешнюю».
Какие выводы мы можем сделать для себя?
Первое: Бог призывает человека к Себе, и мы должны услышать Его призыв. Не слышат люди не потому, что Бог не говорит, или говорит тихо, а потому, что заняты чем-то другим. В книге Откровение написано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним. А он со Мной» Откровение 3:20.
Второе: Бог призывает абсолютно всех. И каждый отказавшийся, ответственен за свое решение. Ответственен потому, что Бог стучит в каждую дверь человеческого сердца, но не каждую дверь Ему открывают.
Третье: у Бога есть Свои условия, поэтому мы не можем приходить к Богу на своих условиях.
В притче о брачном пире Христос даже указывает нам некую градацию отказавшихся. Первые просто не хотели прийти, другие сознательно показали, что в их жизни есть что-то важнее, и пошли кто на работу свою, кто на поле свое. Были и такие, кто унизил и даже убил слуг Господина, пригласившего их на пир. Но, несмотря на различные причины и формы отказа, все эти три категории, оказываются в числе недостойных. Не важно, как люди отвергают, ласково или жестоко. Главное, что они отвергают. «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших», говорит Апостол Павел в Послании к Евреям 3:7.
Бог милостив, но реакция человека на Божий призыв, показывает нам – каков человек. Блаженный Августин в своем апологетическом труде «О Граде Божьем», так описывает эту ситуацию: «Ибо одним и тем же движением взболтанные, благовоние благоухает, а навоз источает неприятный запах». Времени у человека, чтобы принять решение, очень немного. Жизнь заканчивается, а потом Суд. Но следует помнить, что верующий во Христа на суд не приходит, так как он перешел от смерти в жизнь (Евангелие от Иоанна 5:24).
Иван Корабель