Не спе­ши отказываться

Иисус, про­дол­жая гово­рить им прит­ча­ми, ска­зал: Цар­ство Небес­ное подоб­но чело­ве­ку царю, кото­рый сде­лал брач­ный пир для сына сво­е­го и послал рабов сво­их звать зва­ных на брач­ный пир; и не хоте­ли прий­ти. Опять послал дру­гих рабов, ска­зав: ска­жи­те зва­ным: «вот, я при­го­то­вил обед мой, тель­цы мои и что откорм­ле­но, зако­ло­то, и всё гото­во; при­хо­ди­те на брач­ный пир». Но они, пре­не­брег­ши то, пошли, кто на поле свое, а кто на тор­гов­лю свою; про­чие же, схва­тив рабов его, оскор­би­ли и уби­ли их. Услы­шав о сем, царь раз­гне­вал­ся, и, послав вой­ска свои, истре­бил убийц оных и сжег город их. Тогда гово­рит он рабам сво­им: брач­ный пир готов, а зва­ные не были достой­ны; итак пой­ди­те на рас­пу­тия и всех, кого най­де­те, зови­те на брач­ный пир. И рабы те, вый­дя на доро­ги, собра­ли всех, кого толь­ко нашли, и злых и доб­рых; и брач­ный пир напол­нил­ся воз­ле­жа­щи­ми. Царь, вой­дя посмот­реть воз­ле­жа­щих, уви­дел там чело­ве­ка, оде­то­го не в брач­ную одеж­ду, и гово­рит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брач­ной одеж­де?» Он же мол­чал. Тогда ска­зал царь слу­гам: «свя­зав ему руки и ноги, возь­ми­те его и брось­те во тьму внеш­нюю: там будет плач и скре­жет зубов». Ибо мно­го зва­ных, а мало избран­ных. (Еван­ге­лие от Мат­фея, гла­ва 22, сти­хи 1–14.)

«Цар­ство Небес­ное подоб­но чело­ве­ку царю, кото­рый сде­лал брач­ный пир для сына сво­е­го и послал рабов сво­их звать зва­ных на брач­ный пир; и не хоте­ли прид­ти». С этих слов начи­на­ет свою прит­чу Христос.

Царь, устра­и­ва­ю­щий пир, – это Бог. Его сын – это Иисус. С самых пер­вых строк это­го повест­во­ва­ния нам пока­за­на вели­чай­шая милость и рас­по­ло­же­ние Пра­ви­те­ля, кото­рый при­гла­ша­ет людей на тор­же­ствен­ное собы­тие — брач­ный пир Сво­е­го Сына, доро­го­го и очень люби­мо­го Отцом. Отец хочет раз­де­лить свою радость с дру­ги­ми людь­ми. Хри­стос, рас­ска­зы­вая эту прит­чу, откры­ва­ет нам серд­це это­го Царя, кото­рый про­явил вни­ма­ние к людям и забо­ту о них. Хотя этот чело­век и был очень вли­я­тель­ный и бога­тый, имел в рас­по­ря­же­нии вой­ска, и в его руках была сосре­до­то­че­на власть над наро­дом той зем­ли, он откры­ва­ет две­ри сво­е­го дома для всех. И дела­ет он это, не застав­ляя, а при­гла­шая. Через сво­их слуг он рас­ска­зы­ва­ет им уди­ви­тель­ные подроб­но­сти это­го пира, о том, что там будут яст­ва, о кото­рых они нико­гда не слы­ша­ли, музы­кан­ты, почет­ные гости, а так­же очень мно­го дру­гих инте­рес­ных вещей. Этим при­гла­ше­ни­ем Гос­по­дин пира ока­зал честь вся­ко­му зван­но­му чело­ве­ку. Слу­ги царя, были пред­ста­ви­те­ля­ми сво­е­го гос­по­ди­на, воз­ве­стив­ши­ми наро­ду весть о пред­сто­я­щем пиршестве.

Отка­зы­вал­ся ли кто-нибудь и когда-нибудь от празд­ни­ка, на кото­рый он был при­гла­шен, осо­бен­но если это при­гла­ше­ние сде­ла­ли знат­ные и вли­я­тель­ные осо­бы, слож­но пред­ста­вить. Но, несмот­ря на всю пара­док­саль­ность ситу­а­ции, в прит­че Хри­ста люди отка­зы­ва­ют­ся от при­гла­ше­ния. При­гла­шен­ный пой­дет из ува­же­ния или из стра­ха впасть в неми­лость. Но зван­ные отка­за­лись при­нять при­гла­ше­ние. И даже после отка­за при­гла­шен­ных на столь серьез­ную цере­мо­нию, этот почтен­ный гос­по­дин про­дол­жа­ет звать отка­зав­ших­ся, убеж­дая их в том, что им нуж­но прий­ти. Но они упор­ству­ют и посту­па­ют очень пло­хо со слу­га­ми Царя. Биб­лия гово­рит нам, что неко­то­рых из них они уби­ли, этим они выра­зи­ли свое отно­ше­ние к само­му хозя­и­ну пира. Царь име­ет власть над наро­дом доб­рым и злым, и в его руках бла­го­сло­вить или нака­зать. Если народ тво­рит зло, то царь исполь­зу­ет силу, для того что­бы наве­сти поря­док. Услы­шав о гру­бом пре­не­бре­же­нии, Царь раз­гне­вал­ся и послал вой­ска истре­бить убийц и сжег город их.

В кон­тек­сте того вре­ме­ни, люди, отверг­шие при­гла­ше­ние, явля­ют­ся Изра­иль­ским наро­дом. «При­шел к сво­им, и свои Его не при­ня­ли..» Еван­ге­лие от Иоан­на 1:11.

В кни­ге Дея­ния Апо­сто­лов 3:26 так­же упо­ми­на­ет­ся об этом: «Бог, вос­кре­сив Сына Сво­е­го Иису­са, к вам пер­вым послал Его бла­го­сло­вить вас», гово­рит апо­стол Петр, обра­ща­ясь к сво­им бра­тьям по кро­ви. В кни­ге Дея­ния Апо­сто­лов 13:46 так­же гово­рит­ся об этом: «..вам пер­вым над­ле­жа­ло быть про­по­ве­да­ну сло­ву Божию; но как вы отвер­га­е­те его и сами себя дела­е­те недо­стой­ны­ми веч­ной жиз­ни, то вот, мы обра­ща­ем­ся к языч­ни­кам.» В Еван­ге­лии от Мат­фея 23:37 ска­за­но: «Иеру­са­лим, Иеру­са­лим, изби­ва­ю­щий про­ро­ков и кам­ня­ми поби­ва­ю­щий послан­ных к тебе!» В прит­че пред­став­ле­на бога­тая исто­рия Изра­иль­ско­го наро­да, кото­рый отвер­гал и посту­пал нера­зум­но с Божьи­ми про­ро­ка­ми. Вот поэто­му Хри­стос так и оха­рак­те­ри­зо­вал этот город, «поби­ва­ю­щий послан­ных к тебе». Вопрос сто­ит и сего­дня, а за что уби­ва­ли про­ро­ков? Раз­ве Гос­подь желал зла Изра­и­лю, раз­ве не бла­го­слов­лял его сот­ни лет. Но, к боль­шо­му сожа­ле­нию, люди хоте­ли жить по-сво­е­му. У них были свои цен­но­сти. И весть, обра­щен­ная к ним, была, как бы пере­на­прав­ле­на к языч­ни­кам. Какой же урок мы можем выне­сти для себя сего­дня. На этот при­зыв Царя все­гда нуж­но отзы­вать­ся, нель­зя игно­ри­ро­вать при­гла­ше­ние тако­го уров­ня. Хри­стос ска­зал, что зван­ные не были достой­ны. Вопрос в том, поче­му они ока­за­лись недо­стой­ны­ми? Или кто сде­лал их недо­стой­ны­ми? Недо­стой­ны­ми они сде­ла­ли себя сами. Отверг­нув при­гла­ше­ние Царя, они пока­за­ли свое рав­но­ду­шие и пре­не­бре­же­ние к Его забо­те и люб­ви. Но забы­ли о том, что у Царя есть и власть.

Подоб­но Царю, Бог име­ет власть над чело­ве­ком, но вме­сто того, что­бы вос­поль­зо­вать­ся этой вла­стью, Он посы­ла­ет сво­их слуг с доб­рой вестью к людям и при­гла­ша­ет их в Свое небес­ное цар­ство на празд­ник сво­е­го Сына Иису­са Хри­ста. Бог откры­ва­ет свое серд­це и свои оби­те­ли чело­ве­ку. Это он дела­ет через Свое Сло­во, Сло­во надеж­ды и бла­го­да­ти, и это, та самая бла­гая весть, кото­рая дает чело­ве­ку спа­се­ние и воз­мож­ность вой­ти в Цар­ство Небес­ное, кото­рое откры­то и сего­дня. Мы име­ем эту воз­мож­ность бла­го­да­ря Иису­су Хри­сту – Сыну Божье­му, имен­но о Нем гово­рит писа­ние и имен­но Он в прит­че стал винов­ни­ком это­го тор­же­ства и при­чи­ной при­гла­ше­ния людей на брач­ный пир. Свя­щен­ное писа­ние при­от­кры­ва­ет нам духов­ный смысл и назы­ва­ет Сына Царя, то есть Иису­са Хри­ста, винов­ни­ком спа­се­ния вечного.

Ведь чело­ве­ку ниче­го не нуж­но делать, не нуж­но идти на крест, совер­шать подви­ги, не нуж­но быть ана­ли­ти­ком, нуж­но про­сто при­знать сло­во Хри­ста и власть Бога над собою. И сде­лать это мож­но толь­ко верою. Мы живем в таком мире, где люди оза­бо­че­ны сво­и­ми про­бле­ма­ми: устрой­ством на рабо­ту, подъ­емом по карьер­ной лест­ни­це, поис­ком сво­е­го сча­стья. Воз­мож­но, поэто­му им тяже­ло понять про­стую и доступ­ную исти­ну о том, что есть дру­гая жизнь: жизнь в послу­ша­нии Богу, пол­ная бла­го­сло­ве­ний и смыс­ла. Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит в пер­вом посла­нии к Корин­фя­нам, в гла­ве пер­вой: «ибо сло­во о кре­сте для поги­ба­ю­щих юрод­ство есть, а для нас спа­са­е­мых – сила Божия» 1:18. Для чело­ве­ка, кото­рый не при­ни­ма­ет Сло­во Божие и не верит Ему, оно явля­ет­ся «юрод­ством». Сло­во «юрод­ство» озна­ча­ет безу­мие, и люди не могут понять, как крест и тот, кто на нем висит, могут им помочь. А в при­зы­ве Бога к чело­ве­ку все­гда есть крест и рас­пя­тый на нем Хри­стос. Для боль­шин­ства – это тра­ге­дия, они не видят в этом ника­ко­го спа­се­ния. Но Бог имен­но через про­по­ведь о Хри­сте, хочет спа­сти уверовавших.

Рус­ский фило­соф В. Соло­вьев писал: «Пони­ма­ние Биб­лии оди­на­ко­во необ­хо­ди­мо всем мыс­ля­щим людям, веру­ю­щим и неве­ру­ю­щим. Пото­му что если пер­вые долж­ны знать объ­ект сво­ей веры, то вто­рые долж­ны непре­мен­но знать, что они отри­ца­ют». В прит­че Хри­стос гово­рит очень важ­ное сло­во – «все гото­во». Конеч­но же, речь идет не о празд­нич­ном сто­ле, напол­нен­ном яст­ва­ми; Хри­стос, гово­ря прит­ча­ми, все­гда гово­рил о духов­ном, а в дан­ном слу­чае – о Цар­стве Небес­ном. И здесь он гово­рит о готов­но­сти это­го Цар­ства впу­стить в него жела­ю­щих. Воз­ни­ка­ет вопрос, кто и когда это все под­го­то­вил? Все это на Гол­гоф­ском кре­сте под­го­то­вил Хри­стос. Вися на Гол­гоф­ском кре­сте в муках от боли, Хри­стос про­из­нес самое важ­ное сло­во для все­го чело­ве­че­ства – «Совер­ши­лось». Это и озна­ча­ет что все опла­че­но, а зна­чит и все гото­во. Это озна­ча­ет, что каж­дый чело­век может при­хо­дить к Богу, при­ни­мая Его усло­вия. А усло­вия эти состо­ят в том, что­бы пове­рить во Хри­ста Спасителя.

В кни­ге Откро­ве­ние ска­за­но: «жаж­ду­щий пусть при­хо­дит, и жела­ю­щий пусть берет воду жиз­ни даром» Откро­ве­ние 22:17. Все что мы долж­ны были Богу, Сын его отдал спол­на, пере­кры­вая все наши дол­ги. Он запла­тил за все наши гре­хи. Но на этом прит­ча не закан­чи­ва­ет­ся. Мы видим, что пир состо­ял­ся. Но Хри­стос гово­рит в сво­ей прит­че о Цар­стве Небес­ном, про­во­дя парал­лель с зем­ным. Это озна­ча­ет, что Он гово­рит не о том, что совер­ши­лось, а о том, что ждет в буду­щем. Так вот, состо­ит­ся и «Пир Небес­ный», состо­ит­ся, несмот­ря ни на что. И когда отка­за­лись прид­ти одни, а они были при­гла­ше­ны, то пир напол­нил­ся дру­ги­ми, теми, кто не отказался.

Далее Хри­стос явно пока­зал нам, что попасть на этот пир может не каж­дый, а лишь тот, кто обла­чен в брач­ную одеж­ду. Тема одеж­ды так­же явля­ет­ся одним из важ­ных эле­мен­тов этой прит­чи. И одеж­ду эту может выдать толь­ко сам Иисус Хри­стос. Что же имел в виду под брач­ной одеж­дой Хри­стос? Есть один при­мер из наше­го житей­ско­го опы­та. Чело­век, кото­ро­го при­гла­си­ли на сва­деб­ный обед, поста­ра­ет­ся надеть самую луч­шую одеж­ду, что­бы выгля­деть наряд­но и этим почтить при­гла­сив­ших. Брач­ную одеж­ду в те древ­ние вре­ме­на обыч­но пред­ла­гал гостям хозя­ин дома. Брак был свя­щен­ным празд­ни­ком у древ­них евре­ев. И те, кто при­хо­дил на брач­ное тор­же­ство, пре­крас­но это пони­ма­ли. Поэто­му Хри­стос и нари­со­вал этот извест­ный для всех образ, при­мер с брач­ной одеж­дой. Поэто­му вопрос, где взять брач­ную одеж­ду, совер­шен­но не сто­ял. Тем более рабы гос­по­ди­на пошли на рас­пу­тье дорог и зва­ли, как гово­рит нам Биб­лия, всех, кого толь­ко нашли. И злых и доб­рых. Людей абсо­лют­но не под­го­тов­лен­ных. Кто-то из них брел уста­лый с рабо­ты, кто-то зани­мал­ся дру­ги­ми дела­ми. А так­же их внут­рен­нее состо­я­ние очень силь­но отли­ча­лось друг от дру­га. У этих людей не было с собой брач­ной одеж­ды, они толь­ко что узна­ли о при­гла­ше­нии. И вот здесь-то, очень ярко и зву­чат сло­ва Хри­ста: «Все гото­во». Тебе не нуж­но искать эту брач­ную одеж­ду, да ты и не в силах най­ти ее, да и негде. Так как она есть толь­ко у Хри­ста. И вру­ча­ет он ее всем, при­шед­шим на пир.

И вот в самом кон­це прит­чи, посре­ди этой вели­ко­леп­ной радо­сти, кото­рую пода­рил людям Хри­стос, вдруг Гос­по­дин пира обна­ру­жил чело­ве­ка не в брач­ной одеж­де. Как же так полу­чи­лось, ведь перед вхо­дом на пир, по жела­нию гос­по­ди­на, слу­ги каж­до­му выда­ва­ли эту брач­ную одеж­ду. Гос­по­дин зада­ет это­му чело­ве­ку вопрос: «Друг! как ты вошел сюда не в брач­ной одеж­де?». А в ответ толь­ко мол­ча­ние. Поче­му? Пото­му, что это­му чело­ве­ку нече­го было ска­зать, ему нечем оправ­дать­ся… Он уже не мог ска­зать «Гос­по­ди! Я не слы­шал, Гос­по­ди! Я не знал, у меня не было вре­ме­ни». А это вре­мя – вся наша жизнь. Бог при­гла­ша­ет нас на пир, Свой пир. В тече­ние всей нашей жиз­ни Он пред­ла­га­ет нам пере­одеть­ся. Тот чело­век, кото­рый при­шел на брач­ный пир, не захо­тел надеть эту новую и чистую одеж­ду. Бла­га­ми, кото­рые дает Бог, он поль­зо­вать­ся хотел, а усло­вие выпол­нить не захо­тел. Даже в наше вре­мя мы можем побы­вать в таких местах, куда пус­ка­ют на опре­де­лен­ных усло­ви­ях. Эти усло­вия назы­ва­ют дресс-кодом. Дресс-код — это фор­ма одеж­ды, тре­бу­е­мая при посе­ще­ние опре­де­лен­ных меро­при­я­тий, орга­ни­за­ций и заве­де­ний. Без этих усло­вий туда не пус­ка­ют. Конеч­но же, Хри­стос гово­рит нам не о фор­ме одеж­ды, а о фор­ме души, о ее состо­я­нии. Он пред­ла­га­ет Свою – Хри­сто­ву одеж­ду. С самых пер­вых стра­ниц Биб­лии мы видим эту про­бле­му чело­ве­ка. Адам ска­зал о себе Гос­по­ду, что наг. Отку­да Адам узнал об этом, ведь ему никто не под­ска­зы­вал? А ведь еще совсем недав­но, он это­го не знал. Все пра­виль­но, он не знал, пото­му что не чув­ство­вал себя таким, а почув­ство­вал тогда, когда согре­шил. Кни­га Откро­ве­ние назы­ва­ет эту наго­ту сра­мо­той, непри­гляд­но­стью, а так­же гре­хом. Наг чело­век, зна­чит гре­шен. И этот при­знак гре­ха, навсе­гда остал­ся с чело­ве­ком. Мы все при­кры­ты одеж­дой, не толь­ко пото­му, что холод­но, а пото­му что Адам с Евой согре­ши­ли, и каж­дый из нас рож­да­ет­ся греш­ни­ком. Поэто­му Бог и пред­ла­га­ет каж­до­му при­крыть­ся. И эту одеж­ду нель­зя най­ти в мага­зине, нель­зя заслу­жить дела­ми. Хри­сту вооб­ще не под­хо­дит наша одеж­да. Он хочет видеть нас в Сво­ей. В духов­ном смыс­ле мы долж­ны выгля­деть таки­ми, каки­ми нас хочет видеть Бог. Пото­му это­го чело­ве­ка, на самом деле не жела­ю­ще­го менять­ся, выбро­си­ли вон, «во тьму внешнюю».

Какие выво­ды мы можем сде­лать для себя?

Пер­вое: Бог при­зы­ва­ет чело­ве­ка к Себе, и мы долж­ны услы­шать Его при­зыв. Не слы­шат люди не пото­му, что Бог не гово­рит, или гово­рит тихо, а пото­му, что заня­ты чем-то дру­гим. В кни­ге Откро­ве­ние напи­са­но: «Се, стою у две­ри и сту­чу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, вой­ду к нему и буду вече­рять с ним. А он со Мной» Откро­ве­ние 3:20.

Вто­рое: Бог при­зы­ва­ет абсо­лют­но всех. И каж­дый отка­зав­ший­ся, ответ­стве­нен за свое реше­ние. Ответ­стве­нен пото­му, что Бог сту­чит в каж­дую дверь чело­ве­че­ско­го серд­ца, но не каж­дую дверь Ему открывают.

Тре­тье: у Бога есть Свои усло­вия, поэто­му мы не можем при­хо­дить к Богу на сво­их условиях.

В прит­че о брач­ном пире Хри­стос даже ука­зы­ва­ет нам некую гра­да­цию отка­зав­ших­ся. Пер­вые про­сто не хоте­ли прий­ти, дру­гие созна­тель­но пока­за­ли, что в их жиз­ни есть что-то важ­нее, и пошли кто на рабо­ту свою, кто на поле свое. Были и такие, кто уни­зил и даже убил слуг Гос­по­ди­на, при­гла­сив­ше­го их на пир. Но, несмот­ря на раз­лич­ные при­чи­ны и фор­мы отка­за, все эти три кате­го­рии, ока­зы­ва­ют­ся в чис­ле недо­стой­ных. Не важ­но, как люди отвер­га­ют, лас­ко­во или жесто­ко. Глав­ное, что они отвер­га­ют. «Ныне, когда услы­ши­те глас Его, не оже­сто­чи­те сер­дец ваших», гово­рит Апо­стол Павел в Посла­нии к Евре­ям 3:7.

Бог мило­стив, но реак­ция чело­ве­ка на Божий при­зыв, пока­зы­ва­ет нам – каков чело­век. Бла­жен­ный Авгу­стин в сво­ем апо­ло­ге­ти­че­ском тру­де «О Гра­де Божьем», так опи­сы­ва­ет эту ситу­а­цию: «Ибо одним и тем же дви­же­ни­ем взбол­тан­ные, бла­го­во­ние бла­го­уха­ет, а навоз исто­ча­ет непри­ят­ный запах». Вре­ме­ни у чело­ве­ка, что­бы при­нять реше­ние, очень немно­го. Жизнь закан­чи­ва­ет­ся, а потом Суд. Но сле­ду­ет пом­нить, что веру­ю­щий во Хри­ста на суд не при­хо­дит, так как он пере­шел от смер­ти в жизнь (Еван­ге­лие от Иоан­на 5:24).

Иван Кора­бель