150 лет – Кто не соби­ра­ет со Мною

С 13 по 15 сен­тяб­ря сего года я был сви­де­те­лем осо­бо­го собы­тия в Вели­ком Нов­го­ро­де: бра­тья и сест­ры в Хра­ме Хри­ста на ули­це Коче­то­ва отме­ча­ли 150-летие Еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­ской зем­ле. Зна­че­ние юби­лею при­да­ва­ли не толь­ко выступ­ле­ния гостей из Санкт-Петер­бур­га, Моск­вы, Пско­ва, Ново­си­бир­ска и дру­гих горо­дов Рос­сии; не толь­ко их искрен­ние сви­де­тель­ства веры сло­вом, пени­ем, музы­кой и поэ­зи­ей. О важ­но­сти юби­лея сви­де­тель­ство­ва­ла и науч­ная кон­фе­рен­ция, посвя­щен­ная рус­ско­му про­те­стан­тиз­му, а так­же объ­ем­ное иссле­до­ва­ние, сде­лан­ное к юби­лею епи­ско­пом Ана­то­ли­ем Кора­бель – кни­га об исто­рии дви­же­ния «Via sacra. Свя­той путь». – СПб., 2012 и 2013. 

Доклад­чи­ки – пред­ста­ви­те­ли исто­ри­че­ской и бого­слов­ской нау­ки – гово­ри­ли о «фено­мене про­те­стан­тиз­ма» как о неотъ­ем­ле­мой части духов­ной жиз­ни Рос­сии; – и не толь­ко в про­шлом, когда нача­лось само Еван­гель­ское дви­же­ние. Свое место в воз­рож­де­нии нашей мно­го­стра­даль­ной стра­ны – постра­дав­ший наря­ду с веру­ю­щи­ми дру­гих кон­фес­сий от совет­ско­го без­бо­жия в ХХ в. – про­те­стан­тизм зани­ма­ет и сего­дня. Гля­дя на про­шлое, вспо­ми­ная сво­их пред­ше­ствен­ни­ков – не толь­ко как сви­де­те­лей веры, но и муче­ни­ков за нее, – участ­ни­ки Кон­фе­рен­ции гово­ри­ли и о насто­я­щем; без про­шло­го – нет насто­я­ще­го, нет и будущего.

Авто­ру этих строк хоте­лось бы оста­но­вить­ся лишь на неко­то­рых мыс­лях, затро­ну­тых в докла­де. Тем более что для него как для гостя и пред­ста­ви­те­ля дру­гой хри­сти­ан­ской тра­ди­ции, услы­шан­ное и уви­ден­ное ста­ло осо­бым пере­жи­ва­ни­ем. Он же оче­ред­ной раз убе­дил­ся в том, что было ска­за­но уже в Еван­ге­лии Христом:

«кто не соби­ра­ет со Мною, тот рас­то­ча­ет» (Мф. 12:30 и Лк. 11:23).

Разу­ме­ет­ся, к этой мыс­ли мож­но было при­со­еди­нить и прит­чу Гос­по­да о талан­тах. Уве­рен: и сего­дня – наря­ду с пра­во­слав­ны­ми, като­ли­ка­ми, люте­ра­на­ми, дру­ги­ми веру­ю­щи­ми – еван­гель­ские хри­сти­ане тоже соби­ра­ют, а не рас­то­ча­ют. Но про­те­стан­ты и в нашей стране пред­став­ля­ют осо­бое мно­го­об­ра­зие; они соби­ра­ют не все­гда так, как это дела­ют их стар­шие бра­тья (стар­шие, посколь­ку про­те­стан­тизм в исто­рии Хри­сти­ан­ства офи­ци­аль­но воз­ник не рань­ше XVI сто­ле­тия) – пра­во­слав­ные или като­ли­ки, или даже люте­ране. Я здесь, в первую оче­редь, имею в виду внеш­ние, куль­тур­ные фор­мы цер­ков­но­сти, такие как литур­ги­че­ский поря­док, ико­ны, обла­че­ния, бого­слу­жеб­ный язык и пр. Имен­но Рефор­ма­ция, вклю­чая и Еван­гель­ское дви­же­ние в Рос­сии, в свое вре­мя упро­сти­ли внеш­нее для того, что­бы поста­рать­ся най­ти боль­ше внут­рен­не­го, т. е. духовного.

Разу­ме­ет­ся, этим я не хочу отри­цать куль­тур­ное богат­ство Пра­во­сла­вия, его глу­бо­кий литур­ги­че­ский сим­во­лизм и т. д. Сам отча­сти вырос в усло­ви­ях запад­ной като­ли­че­ской тра­ди­ции и до сих пор ценю в ней мно­гое ( кста­ти, люте­ран­ство мно­гое сохра­ни­ло от нее). Согла­сен с тем, что рус­ские про­те­стан­ты мало изу­ча­ют пра­во­слав­ную тра­ди­цию и куль­ту­ру, пола­гая, что она состо­ит толь­ко в почи­та­нии свя­тых, их икон и мощей. Но я хотел бы обра­тить вни­ма­ние доро­го­го чита­те­ля лишь на то, что почув­ство­вал на кон­фе­рен­ции: еван­гель­ские хри­сти­ане на Нов­го­род­ской зем­ле и в Рос­сии соби­ра­ют у Того же Хри­ста. Вер­но, по-раз­но­му, не как в пра­во­слав­ном хра­ме, не как в като­ли­че­ском косте­ле, не как в люте­ран­ской кир­хе, но, все-таки, собирают.

Думаю, такой вывод о соби­ра­нии для нас, рос­си­ян оста­ет­ся осо­бо важ­ным. Он не свя­зан про­сто с «веро­тер­пи­мо­стью» или «сво­бо­дой веро­ис­по­ве­да­ний», поня­ти­я­ми, кото­рые за послед­ние 25 лет – после дли­тель­но­го пери­о­да совет­ско­го без­бо­жия и при­тес­не­ний веру­ю­щих – уже у мно­гих ста­ли при­выч­ны­ми или даже баналь­ны­ми. Нет. Под сло­вом «соби­ра­ние» я имею в виду мысль Апо­сто­ла, выска­зан­ную в Посла­нии к Галатам:

«плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние. На тако­вых нет зако­на» (5:22–23).

Здесь у Апо­сто­ла под «зако­ном», как мне пред­став­ля­ет­ся, необ­хо­ди­мо пони­мать имен­но все внеш­нее, что и отли­ча­ет нас друг от дру­га как раз­ные «церк­ви», «веро­ис­по­ве­да­ния» или «кон­фес­сии». Пусть чита­тель про­стит меня за такую «рево­лю­ци­он­ную» мысль, но во вре­ме­на Апо­сто­лов внеш­ние куль­тур­ные фор­мы Хри­сти­ан­ства были доволь­но скром­ны­ми, нераз­ви­ты­ми. Вер­но, они уже ста­ли вхо­дить в древ­нюю Цер­ковь, но лишь посте­пен­но, ино­гда и в тече­ние целых веков… Разу­ме­ет­ся, я не отри­цаю и того, что богат­ство внеш­них куль­тур­ных форм Хри­сти­ан­ства долж­но слу­жить внут­рен­не­му, т. е. духов­но­му (так это когда-то и было заду­ма­но отца­ми еще нераз­де­лен­ной Церкви).

Но непо­сред­ствен­ным носи­те­лем Духа при­зван стать каж­дый чело­век инди­ви­ду­аль­но; и сего­дня носи­те­ля­ми, точ­нее, инстру­мен­та­ми Духа, при­зы­ва­ют­ся стать не толь­ко пред­ста­ви­те­ли одной осо­бой «церк­ви» или «кон­фес­сии», но все хри­сти­ане, т. е. все веру­ю­щие. В этой же свя­зи я неволь­но вспо­ми­наю сло­ва Сера­фи­ма Саров­ско­го, одно­го из наи­бо­лее почи­та­е­мых свя­тых и духов­ных авто­ри­те­тов у православных.

«Истин­ная цель жиз­ни нашей хри­сти­ан­ской – есть стя­жа­ние Духа Свя­та­го Божия. … Лишь толь­ко ради Хри­ста дела­е­мое доб­ро, – далее под­чер­ки­ва­ет ста­рец, – при­но­сит нам пло­ды Духа Свя­та­го, все же не ради Хри­ста дела­е­мое, хотя и доб­рое, мзды (т. е. выго­ды – Б. Й.) в жиз­ни буду­ще­го века нам не предо­став­ля­ет, да и в здеш­ней жиз­ни бла­го­да­ти Божи­ей не дает».

Если сре­ди веру­ю­щих хри­сти­ан дей­ству­ет Тот же Дух Хри­стов, при­но­ся­щий любовь дру­гим, даю­щий радость бытия с дру­ги­ми в усло­ви­ях зем­но­го раз­но­об­ра­зия, то и все «внеш­нее» слу­жит Тому же Духу. Дух все­гда важ­нее внеш­ней фор­мы как «тра­ди­ции», – или еще хуже, как кон­фес­си­о­наль­ной «при­выч­ки». Об этом и пишет Апо­стол. Он срав­ни­ва­ет нали­чие Духа у веру­ю­щих с при­над­леж­но­стью Христу:

«если же кто Духа Хри­сто­ва не име­ет, тот и не Его» (Рим. 8:9)

И здесь я сно­ва вспо­ми­наю юби­лей и кон­фе­рен­цию в Вели­ком Нов­го­ро­де. Впро­чем, заме­ча­тель­ным было и само оформ­ле­ние зала, где слу­ша­лись докла­ды и про­ис­хо­ди­ли дис­кус­сии. На сте­нах были поме­ще­ны сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния пло­дов Того же Духа, о кото­рых и пишет Апо­стол в Посла­нии к Гала­там: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость и воздержание.

Кон­фе­рен­ция, в дей­стви­тель­но­сти, была не толь­ко «еван­гель­ской» или «про­те­стант­ской», но, в первую оче­редь, хри­сти­ан­ской; неко­то­рые темы были посвя­ще­ны вопро­су о при­ми­ре­нии меж­ду все­ми, веру­ю­щи­ми в Того же Хри­ста. Тро­га­тель­ным для меня ока­зал­ся сам момент при­гла­ше­ния людей на пока­я­ние во вре­мя вос­крес­но­го собра­ния в хра­ме. Пас­тор выска­зал две важ­ные исти­ны. Пер­вая: мы долж­ны совер­шать мета­нойю – пере­ме­ну наше­го ума перед Богом, каять­ся – неза­ви­си­мо от нашей при­над­леж­но­сти пра­во­сла­вию или про­те­стан­тиз­му. Вто­рая: толь­ко на осно­ве пока­я­ния нам и дает­ся Дух Святой.

Думаю, одну из основ­ных мыс­лей 150-лет­не­го юби­лея Еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­ской зем­ле мож­но было выра­зить и сло­ва­ми, когда-то ска­зан­ны­ми пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси Алек­си­ем I (Симан­ским, 1877 – 1970):

«всех нас любит Отец в той же мере. Но мы, Его сыно­вья, любим Его по-раз­но­му. Но мы же братья».

В завер­ше­ние этой замет­ки хочу побла­го­да­рить Епи­ско­па Ана­то­лия и его кол­лег, слу­жи­те­лей и сотруд­ни­ков Нов­го­род­чи­ны, всех веру­ю­щих бра­тьев и сестер за воз­мож­ность хри­сти­ан­ско­го общения.

† ЙОЗЕФ БАРОН

Титу­ляр­ный Архи­епи­скоп Еди­ной еван­ге­ли­че­ско-люте­ран­ской церк­ви Рос­сии, 
док­тор Свя­той Тео­ло­гии гра­да Рима, 
про­фес­сор Ново­го Заве­та при С.-Петербургской еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Академии.